"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

13 декабря 2016 10:58

Новая “Фрекен Жюли" от ученицы Туминаса

Историю Августа Стриндберга "Фрекен Жюли" молодой режиссер Гульназ Балпеисова воплотила в жизнь на сцене "Первой студии Вахтанговского театра". Выпускница Мастерской Римаса Туминаса прочитала по-своему трагедию шведского драматурга.

Фото: Валерий Мясников
Фото: Валерий Мясников

Русский поэт Александр Блок написал в некрологе: "Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Это лаборатория для студентов, большая комната, свободная в утренние часы, когда мозг работает ритмически; и сам Стриндберг – утро, тот час, когда начинается большая работа. Он – менее всего конец, более всего – начало. Благоговейное изучение его – есть тот труд, который молодит усталые души".

Пьесы Стриндберга будто созданы для театральных лабораторий, режиссерских изысканий. Казалось бы, сегодня нет необходимости ставить "Фрекен Жюли": не удивишь сегодня внебрачной связью, романом между мужчиной и женщиной разных социальных слоев, и уж тем более обеспеченные молодые дамы не будут кончать жизнь самоубийством, если их соблазнили до замужества. Что же тогда сегодня интересует в этой истории театральных режиссеров?

Жан - Владимир Шульев. Фото: Валерий Мясников

Сам драматург писал так: "Трагическую судьбу фрекен Жюли я мотивировал рядом обстоятельств: изначально материнские инстинкты; неправильное воспитание отца; пробудившаяся природа; влияние жениха на слабый выродившийся мозг... И, наконец, случайность, столкнувшая героев в одной комнате, плюс накаленная отвага соблазнителя".  Целый букет, не правда ли, который звучит абсолютно актуально и сегодня.

Фрекен Жюли стала своеобразным символом героини нового типа: иногда его определяют как "полуженщина-полумужчина". Мы узнаем только об одной ночи жизни героини – последней. Дочь графа, оставшись в праздничную Иванову ночь в доме со слугами, оказывается соблазненной лакеем отца Жаном, а потом, не вынеся позора, кончает жизнь самоубийством.

Жюли - Полина Кузьминская, Жан - Павел Попов. Фото: Валерий Мясников

Стриндберг настойчиво и с нескрываемой гордостью утверждает, что ему удалось создать новый характер, поступки которого строго, даже научно мотивированы. А печальная участь обуславливается рядом социально-психологических, в том числе и медицинских причин. Несчастной фрекен Жюли не досталось материнской любви: "Я появилась на свет, насколько могу судить, вопреки ее воле". Потом мать научила ее презирать и ненавидеть мужчин: "И я поклялась, что никогда не стану рабой мужчины". Эта "наука" разрушила помолвку девушки с ее женихом и толкнула ее в постель к слуге – к человеку, который с точки зрения матери просто не являлся мужчиной.
Жан - Владимир Шульев, Кристина - Яна Соболевская. Фото: Владимир Мясников

Молодой режиссер Гульназ Балпеисова, как и её учитель, мастер Римас Туминас, старалась идти, что называется, от автора. Но все равно получилось по-своему. Из социальной трагедии, режиссер сотворила борьбу полов, а не слоев. Стриндберга называют стихийным драматургом, вот и Гульназ поставила пылкий, чувственный спектакль, который, правда, нельзя назвать "Фрекен Жюли". Скорее это – "Жан, Кристина и Жюли" или "Любовь убивает"... В общем, вариантов много. Только название драматурга сюда не вписывается.  Режиссер рассказывает историю всех троих персонажей, в которой каждый занимает свое особенное место: Фрекен Жюли, Жан и Кристина. Именно этому и учил её Туминас: "Каждый актер, каждый персонаж – важен. Не нам, режиссерам, определять, куда смотреть. Зритель сам решит, кто ему важен сейчас".

Это история о страсти, о любви, о том, какие мы разные становимся под воздействием обстоятельств. Для режиссера важна тема женщины и мужчины. Все борются за "место под солнцем", доказывая свою значимость. Но разве так это важно? Имеет значение жизнь и любовь, а не кто ты по социальному статусу, расе, группе крови, вероисповеданию...
Жюли - Полина Кузьминская. Фото: Валерий Мясников

Сама режиссер очень живая, страстная, словом "восточная женщина". И спектакль её получился таким же – все пропитано, пронизано огнем страсти, любви, но не душевной, а телесной.

Не закончив обучение на актерском факультете в РАТИ-ГИТИС у Л.Е. Хейфеца, Гульназ Балпеисова пошла поступать на режиссуру к Туминасу. Повезло. Поступила. Её первая работа в театре "В Париже" по рассказам Ивана Бунина. Как говорит Римас Владимирович: "Бунин её спас". Видимо, нужно было яркой и эксцентричной девушке окунуться в бунинскую поэтичность. На спектакле "Евгений Онегин" была ассистентом режиссера у своего мастера. Потом в ассистенты её взял Юрий Бутусов на постановке спектакля "Бег". На вопрос, что взяла от Туминаса для себя, как для режиссера, отвечает: "Поэтичность и масштабность". А что почерпнула от Бутусова: "Лихачество!"

Кристина - Яна Соболевская, Жан - Павел Попов. Фото: Владимир Мясников

Надо отметить, что артисты "Первой Вахтанговской студии" работают, что называется, на износ души: честно, правдиво и бурно. Два года назад набрал Туминас их не зря – сейчас все занимают яркие места и в основном репертуаре Вахтанговского театра.

Возможно, спектаклю "Фрекен Жюли" Балпеисовой не хватает динамичности, внутреннего темпо-ритма. Музыка Генри Пёрселла давит, и нет контрапункта. Но ведь Петр Фоменко не сразу стал тем Фоменко, которого мы до сих боготворим. И Любимов, Гончаров, Додин, Туминас, Хейфец так же стали гениями только со временем. А его у Гульназ Балпеисовой предостаточно, да и все предпосылки имеются.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть