Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 ноября 2016 9:27

По горячим следам: есть ли цензура в России?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, 14 ноября в Театральном центре “На Страстном” руководство Союза театральных деятелей России провело круглый стол.

Автор: Ревизор.ru
Фото: YouTube
Фото: YouTube

Выступление Константина Райкина на недавно прошедшем съезде СТД РФ буквально “взорвало” интернет. Не прошло и двух недель, а социальные сети заполнились мнениями и комментариями, как “за”, так и “против”. И, надо отдать должное Александру Калягину, СТД не спрятал голову в песок, а собрал вместе ведущих театральных деятелей Москвы (и не только) для того, чтоб обсудить проблему и поставить точку в данном вопросе. Сам Сан Саныч присутствовать на всём протяжении беседы не смог, поэтому модератором обсуждения был назначен Михаил Швыдкой.

“Цензура запрещается”.
Конституция РФ, Статья 29
 
“В том, что в стране цензура, нет никаких сомнений, и это обсуждать даже нет никакого смысла— все и так ясно”.
Екатерина Барабаш и другие подобно мыслящие ...
 
Открывая дискуссию, Александр Калягин говорил о том, что никакого спора на данную тему нет. Есть желание поговорить. И, говоря о цензуре сегодняшней, нужно вспомнить о том, в каких условиях приходилось работать А. Райкину, О. Ефремову, А. Эфросу и Ю. Любимову. А хулиганы, подбрасывающие свиные головы и громящие выставки, не являются цензорами.
 
Подхвативший эту тему Михаил Швыдкой заявил, что дискутировать не о чем. Никто никому ничего не запрещает. Но, к сожалению, в регионах есть случаи – “Тангейзер”, “Иисус Христос – Суперзвезда”, международный проект в Омске. Эти ситуации стоит обсуждать особо. Это не государственная политика, а мнение отдельных личностей.
 
В дальнейших выступлениях Марка Розовского, Давида Смелянского и Михаила Левитина отчётливо прослеживалась мысль о том, что идеологической и драматургической цензуры в России нет, но есть “цензура финансовая”. По словам М. Левитина, “главный цензор – деньги, и игнорировать это глупо. На это нужно реагировать”.
 
Александр Вилькин предложил на основе доклада А. Рубинштейна на съезде СТД подготовить аналитическую записку о состоянии дел в театрах России для Президента РФ. Борис Мездрич пытался вернуть дискуссию в русло обсуждения якобы имеющихся фактов “цензуры и запрета на профессию”, в очередной раз поясняя СМИ историю с “Тангейзером” полутора годичной давности и пытался акцентировать внимание на отсутствие подзаконных актов по вопросам защиты творчества в России.
 
Борис Мильграм поблагодарил присутствующих за поддержку в эксцессе с местным Минкультом и призвал “изгонять из театрального сообщества тех, кто пишет доносы на коллег”. При этом он заметил, что, не смотря на сложившееся отношение с местным Минкультом, это не мешает ему жить и творить, и он не думает, что “нужно рыть окопы”. Это региональное событие и ему не хочется, чтобы его отголоски перекочевали в столицу.
 
Заместитель Председателя СТД Геннадий Смирнов, разрядив обстановку анекдотом о директоре театра и священнослужителе, очень чётко изложил мнение руководства СТД об отсутствии цензуры и показал неверность мнения Бориса Мездрича с примерами из Конституции, Закона о театре и других государственных актов. При общем мнении, что цензуры в России нет, он отметил, что есть “попустительство государственных органов к определённым моментам, которое приводит к мнению о подобии цензуры”. В завершении своего выступления Г. Смирнов считает, что театральное сообщество должно добиваться от государства того, чтобы оно пресекало попытки нарушения отдельными группами граждан норм статей законов о праве на свободу творчества.
 
Иосиф Райхельгауз поддержал высказывание А. Вилькина о создании “худсовета”, отметив, что такой совет из руководителей театров Москвы уже создан Департаментом культуры, но не в полной мере готов решать поставленные перед ним вопросы.
 
Завершая “Круглый стол”, Михаил Швыдкой подчеркнул, что театр должен быть готов к разному восприятию спектаклей. По его мнению, общество необходимо готовить к восприятию искусства, показывая и объясняя разнообразие театров. Швыдкой отметил естественность того факта, что не все воспринимают современное искусство и добавил, что нужно учиться работать с обществом и руководителями, а деградация публики – не их вина. Он предложил ввести в школах образовательную программу о театральном искусстве, добавив, что именно театр должен взять на себя ответственность за воспитание общества.
 
По итогам дискуссии театральные деятели сошлись во мнении, что цензура в России отсутствует, а те немногочисленные примеры закрытия выставок и срыва спектаклей попадают под действие УК и АПК РФ.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть