Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Пугачев отдельно, Есенин отдельно

Специально для "Ревизора.ru".

Фото: © Александр Иванишин / сайт Мастерской Петра Фоменко
Фото: © Александр Иванишин / сайт Мастерской Петра Фоменко

В Мастерской Фоменко активно играют летнюю премьеру: режиссер Федор Малышев сделал из есенинского "Пугачева" нечто вроде фольклорного шоу. Смотрится ярко, даже увлекательно – но потом спохватываешься: а Есенин-то тут где? Впрочем, есть ответ и на этот вопрос.

НЕ ДЛЯ СЦЕНЫ РОЖДЕННЫЙ

Вообще,  "Пугачев", написанный Есениным в самый разгар увлечения имажинизмом (да и посвященный имажинисту Мариенгофу) ,  представляет собой,  по сути, несколько  очень ярких,  может быть, местами и  гениальных, но очень мало связанных друг с другом монологов и диалогов.

Так же ль он в полях своих прилежно
Цедит молоко соломенное ржи?
Так же ль здесь, сломав зари застенок,
Гонится овес на водопой рысцой,
И на грядках, от капусты пенных,
Челноки ныряют огурцов?

- интересуется заглавный герой в самой первой сцене. Это он насчет мужицкой жизни, но запоминаются, натурально, только огурцы. И так везде.

Вообще, конечно, для сцены эта вещь "в чистом виде"  непригодна. "Не знаю, бывали ли когда такие трагедии. Кроме Пугачёва, никто в моей трагедии почти не повторяется: в каждой сцене новые лица. Это придает больше движения и выдвигает основную роль Пугачёва", – признавался сам Есенин.

Говорят, сам Мейерхольд не придумал, как вывести "Пугачева" на сцену. Юрий Любимов на Таганке – придумал. 55 лет спустя после написания, в 1967 году.


Фото: © Денис Жулин

Нам, конечно, сразу вспоминается монолог каторжника  Хлопуши, сподвижника легендарного бунтаря,  в исполнении Высоцкого. Помните?

Приведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.

Есть видеозапись – и действительно, это ни на что не похоже. "Это не монолог драмы, а какая-то речитативная ария, необычная песня, но без смягчающего песенного размера и лада. Ритм диктуется не чередованием ударений, а переливами душевных движений", - писала критик Наталья Крымова. Есть и знаменитая фонограмма –  монолог Хлопуши читает сам Есенин. Гениально читает, если что. Высоцкий был с записью знаком, но сделал по-своему.

Сам спектакль, судя по описаниям и постановщика, и актеров (сохранились, конечно, и фото) помимо текста Есенина, включал фольклорный элемент и сильную символичествую сторону – та самая "плаха с топорами", изготовленная Давидом Боровским, была доминантой. Виселицы. Дерюга. Цепи (актеры жаловались на постоянные занозы от всего натурального).

Плюс связывающие действие интермедии Николая Эрдмана (с императрицей Екатериной и разными смыслами, включая намеки на актуальные советские дела), позволяющие держать материал, что называется, в узде (Любимов сомневался, что публика выдержит двухчасовой напор поэтической стихии). Плюс комментарии к происходящему от скоморохов (речитатив авторства Высоцкого!).

Такое вот дополнение к есенинскому тексту. Ну и актеры  какие – Николай Губенко (Пугачев), Борис Хмельницкий, другие, весь золотой состав Таганки.

Ставить "Пугачева" и сейчас,  почти 60 лет спустя, не оглядываясь на ту постановку, невозможно. Федор Малышев и оглядывается. На многое, вообще, оглядывается.

ПЕСНИ И ПЛЯСКИ  НАРОДОВ МИРА

Малышеву чуть больше 30-ти, но он на сцене Мастерской  Фоменко поставил уже не один спектакль (ставил и в соавторстве со своей женой, Полиной Агуреевой). Пушкин. Гоголь. Булгаков. Не шутка! И это не говоря об активной актерской работе (включая сериальную).

Критика встречала его постановки по-разному.  Да они и были разными. Например, "Мастер и Маргарита" (как раз сорежиссура с Агуреевой) – по мне, скорее, неудача.

А вот  про "Пугачева" так не скажешь. Самое главное, постановщик нашел подход к тесту, создав на его основе яркое фольклорное шоу. При этом историософские материи, столь важные для Есенина,  режиссера не занимают ни в малейшей степени (кроме заезженных рассуждений о русском бунте, бессмысленном и беспощадном; цитаты Бердяева в программке, тоже насчет этого, смотрятся довольно комично). Думаю, не стоило умничать и в такой малой степени.

Мы видим, как огромная, пестрая ватага увлеченно носится по сцене, передвигая деревянные динамические конструкции, этакие осадные башни на колесиках (художник-постановщик – Евгения Шутина). Сцена заселена густо и по делу. Народные напевы буквально насыщают двухчасовое (без антракта) представление; хороши женские вокальные партии в исполнении "хора плакальщиц".  Хороши и партии народных (древних) инструментов, довольно дико звучащих, что добавляет в густо сваренную, горячую кашу на сцене приятный нюанс. Двигаются многочисленные исполнители ловко и слаженно (хвала хореографу Виталию Довгалюку). "Все вертится, и кружится, и несется кувырком", – как писал  еще один классик. Но не совсем хаотично, а по определенным правилам.

Удивляться происходящему вскоре перестаешь, и то, что Тагир Рахимов, как отмечали коллеги, играет не Хлопушу, но, натурально, Высоцкого в роли Хлопуши, уже даже не смущает. В общий костер и это кидай!

Стихи Есенина дополнены Пушкиным, Башлачевым, Егором Летовым, Высоцким и даже рэпером Хаски. В общем, решение не самое удачное, особенно, когда стихи звучат внятно (а не в обрывках разговоров и полупесен-полустонов, несущихся со сцены). Например, знаменитый текст Александра Башлачева "Некому березу заломати" читается как монолог – и, увы, когда это происходит встык со стихами Есенина, Башлачев сильно проигрывает (а кто бы не проиграл?). Но Малышев, кажется, искренне этого не понимает. (Кстати, вернувшись со спектакля, я с большим удовольствием перечитал Есенина; так что точно не зря сходил).


Фото: © Денис Жулин

Вообще, роль текста в этом действе решительно второстепенна (что вообще-то не свойственно текстоцентричным "фоменкам"). То ли постановщик сделал такой выбор намеренно (какие в буране, катастрофе слова?), то ли  просто "не справился с управлением". В итоге Есенин прорывается к зрителям отдельными репликами и монологами,  которые буквально хрипит сорванными связками (думал – беда, почитал коллег – вроде прием) исполнитель заглавной роли Владимир Свирский. Такая манера не предполагает ни работы с текстом, ни  вообще каких-либо смыслов. Многое, очень многое теряется!  И песнями-плясками этого все же не компенсировать.

Получившееся в итоге органичнее смотрелось бы в исполнении ансамбля "Русская песня". Ну а для Мастерской Фоменко это выглядит чистым экспериментом.  Но неудачным, в любом случае, его назвать нельзя.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
2 июля 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть