"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 декабря 2016 9:09

Разрушая “четвертую стену”

В некоторых актерских и режиссерских кругах принято считать, что уличный театр в России умер, так и не успев окрепнуть. Но обилие ярких самобытных коллективов, собирающих на площадях тысячи поклонников, говорит об обратном. Чем же уличный театр живет сегодня.

Автор: Ревизор.ru
Фото: Платоновский фестиваль
Фото: Платоновский фестиваль

Уличный театр – явление, о возрасте которого, как и элегантную женщину, лучше не спрашивать – никакой конкретной информации все равно не получите. Но несмотря на хронологическую неопределенность, исследователи убеждены: все началось с Древней Греции.

Площадные спектакли стали прообразом того, что в последствие приобрело черты клоунады и фарса в Средневековье. Затем развитие жанров уличного театра помчалось, точно тройка гнедых: площадные гуляния, языческие пляски, вертеп, после – комедия дель арте, пантомима, карнавал, ближе к современности – хэппенинг, перфоманс, флешмоб, аудиоспектакль. Сращивая воедино жонгляж, танец, вокальное искусство, фаер-шоу, бокинг, мистерию и многие другие околотеатральные жанры – образуется культура современного уличного действа.

Фото: МОЁ!

Основа любого представления – импровизация, активное взаимодействие с публикой, отсутствие конкретного сценария. В спектакле, сценой для которого становится площадь или проспект, наравне с артистами играют солнечный свет, ветер, небо, естественный шум, и самое главное – зритель. Все это провокация, оппозиция классическим канонам, попытка разбудить спящее внутри человека умение удивляться и вливаться в творческий процесс. Уличный театр – зеркало, в которое каждый участник представления всматривается и обнаруживает новые черты.

Методы площадного спектакля оказали влияние на развитие “эпического театра” Брехта в середине 20 века. Разрушение так называемой незримой “четвертой стены” на краю сцены сблизило зрительный зал и артистов, а принцип “отчуждения”, отстранения актера от заданного образа, позволил добиться большего реализма в постановках. Режиссер использовал комментарий, декламацию, пение, пластику, видеоряд – традиционные элементы уличного театра - чтобы отказаться от однолинейности действий в предлагаемых обстоятельствах. Все это делалось для того, чтобы зритель мог видеть событие не только таким, как оно есть, но и каким бы оно могло бы быть. Брехт был убежден, что “на сцене … место лишь живым людям, людям во плоти и крови, со всеми противоречиями, страстями и поступками”. И уличному театру это свойственно в высшей степени.

Фото: МОЁ!

В нашей стране осознанные попытки облагородить уличный балаган начались в годы революции, когда шла тотальная перекройка лоскутного одеяла общественных идеалов. Ежегодно в ноябре проводились так называемые “политические карнавалы”, пропагандирующие новый строй и перечеркивающие идеи прошлого. Самым известным уличным спектаклем, собравшим десятки тысяч зрителей, стало “Взятие Зимнего дворца”, воплощенное под руководством Николая Евреинова. Для зрителей подобные стихийные действа, как и “Мистерии мирового труда, “К мировой коммуне” и другие, не просто зрелище, а предвестье новой жизни, расцвета. Неотъемлемой спутницей уличных представлений отныне стала идеология.

Но с 30-х годов развитие театра затормозилось. Отечественную публику ждало полвека тишины. Сталинские репрессии, война, “оттепель” и далее по тексту – не способствовали творческим экспериментам. Дело сдвинулось с мертвой точки только в конце 70-х. С легкой руки выпускника Куйбышевского института культуры Александра Калашникова появился драмкружок, а затем полноценная студия “БУМ”, давшая старт возрождению уличного театра. Благодаря инициативе режиссера вспыхнул бенгальским огнем масштабный фестиваль “Бумборамбия” в городе Кузнецк. Он объединил под творческим крылом коллективы из разных уголков России, СНГ и стран Балтии. На единой площадке нашлось место самодеятельности, пластическим спектаклям, пантомиме, цирковым школам и модерн-группам. К началу нулевых театральные фестивали лавиной захватили публику: Всемирная театральная Олимпиада, “Театральная весна”, архангельский фестиваль творческих объединений – активно приобщали зрителя к уличному представлению.

Фото: МОЁ!

На сегодняшний день каждый крупный город может похвастаться наличием коллективов, зажигающих карнавальные огни и создающих искусство буквально из воздуха. “Странствующие куклы господина Пэжо” из Санкт-Петербурга, “Высокие братья” и “Огненные люди” из Москвы, “Paranorma” из Краснодара, “Бусё” из Нижнего Новгорода и многие другие – словно стеклышки в пестром калейдоскопе культуры нашей огромной страны. Они предлагают искушенному зрителю масштабные огненные шоу, акробатические номера на воздушных полотнах, провокационные перфомансы, выступления ходулистов и бокеров и многое другое. Все, на что способна фантазия, воплощается в жизнь и приобретает причудливые формы. Начинает казаться, будто, наконец-то, наступил новый виток в истории театральной жизни. А что же на самом деле?

Фото: 365mag.Ru

Сейчас коллективы нечасто выходят на улицы ради искусства. К слову “театр” добавляется коварная приставка “шоу”, а естественное желание заработать уводит творчество в дебри коммерции. Вектор развития меняет направление: корпоративы, свадьбы, дни рождения и другие частные мероприятия становятся новой площадкой для творческой импровизации. Актерство уступает дорогу аниматорству, а спектакли превращаются в безликие костюмированные шоу. Уровень мастерства и профессионализма часто никого не интересует. Если в Европе активное финансирование и спонсорство помогают коллективам и артистам-одиночкам развиваться, не беспокоясь о заработке, то у нас же, несмотря на благодарную публику, готовую наполнить протянутую шляпу купюрами, – единственный способ выживания – продажи своих услуг и сотрудничество с event-агентствами. Потому смысловой контекст отходит в сторону, выступления становятся похожими на разношерстный набор концертных номеров. Театр должен оставаться театром, но сохранится ли при таком подходе самобытность, оригинальность и, самое главное, творчество?

Фото: МОЁ!

Безусловно, какие бы земные заботы не сбивали развитие уличного театра с нужного русла, он все равно остается искусством с большой буквы. Говорить с публикой напрямую – пусть даже используя буффонаду и гротеск – сегодня необходимо как никогда. Артист эпатирует, встряхивает, пытается достучаться до зрителя с помощью одних эмоций и актерского мастерства. Поэтому так важно – разрушать “четвертую стену” между героем и массами, вовлекать в творческий процесс, пробуждать. Под маской беззаботной радости, клоунады, фарса часто скрыто нечто большее – правда о нас самих. И эта правда становится осязаемой, когда мы соприкасаемся с прекрасным. Ведь любое качественное представление, в рамках сцены или под открытым небом, - есть разговор о сокровенном, приближающий нас к совершенству.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть