“На зеркало неча пенять, коли рожа крива”
Знаменитая гоголевская история или, иначе говоря, – зеркало российского общества, главными актерами которого теперь стали куклы, сохраняет в себе все новаторские приемы автора. Однако при классическом прочтении произведения режиссер Карен Нерсисян проявляет тонкие способы передачи эмоций и переживаний уездного начальства.
Несомненными плюсами являются сохранение традиционной и присущей пьесе комичности, выдержанности образов: как кукол, так и актеров–кукольников. Пьеса смешна, увлекательна и поучительна. Такая, какой она и должна быть.
Фото: Ксения Харитонова
Стоит отметить интересное обыгрывание декораций (дома городничего) и трюки, исполняемых куклами: Хлестаков, к примеру, пишет письмо и активно поглощает очередной обед, без зазрения совести принимая взятки. Как человек, пробующий управлять куклой, могу заверить – это действительно сложно. Необходимость трех, а то и четырех рук, иногда еще больше усложняет задачу актера, поэтому, с этой точки зрения, спектакль выполнен четко и слаженно. Искусное и трепетное обращение с куклами – определенно залог успеха театра.
Есть, правда, один момент, заставивший задуматься: порой невозможно было сосредоточиться на одних куклах – внимание буквально перескакивало с актера на куклу, и обратно. Незатейливая игра в перетягивание одеяла… То ли это высокий профессионализм, то ли некоторая недоработка, а, быть может, – это и есть главная задумка режиссера.
Фото: Ксения Харитонова
Отрицательные герои, закольцованная история (весть о приезде ревизора как открывает, так и закрывает спектакль), классическая немая сцена в развязке, ставшая в свое время нововведением, особый стиль языка писателя – все это так привычно и знакомо, но оттого еще больше любимо.
На выходе мы получили легкую комедию, поднимающую важные, актуальные проблемы: вместе с Гоголем мы затрагиваем большой пласт российского общества со всеми его недостатками и задумываемся о современных реалиях – о поголовном взяточничестве, тщеславии, зависти, страсти к сплетням и недалекости ума.
Фото: Ксения Харитонова
“В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”, – писал Гоголь. Вот мы и посмеялись.