Стиляги из XIII века
17 января 2025
Песня на стихотворение Виктора Слипенчука, созданная искусственным интеллектом
17 января 2025
Москва. VI Международный фестиваль искусств Юрия Башмета
16 января 2025
II Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава
16 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Ревизор все-таки доехал

В театре «Сфера» прошла премьера знаменитой пьесы Николая Гоголя.

© фото Полина Королева
© фото Полина Королева

Этот спектакль, наверняка станет одним из самых ярких событий уходящего театрального сезона. Режиссер Сергей Виноградов шел к нему непросто. Он еще в юности сыграл Городничего, а будучи студентом «Щуки», сам ставил отрывки из пьесы. И давно хотел сделать своего «Ревизора».  Потому что не видел нигде, даже в столичных театрах,  достойную постановку, которая раскрывала бы всю глубину замысла Гоголя.  А ведь, по мнению Виноградова, пьеса и сегодня, спустя почти два века («Ревизор» был написан в 1835 году) звучит на редкость современно. 

- Русский театр начался именно с пьесы Гоголя «Ревизор», - убежден режиссер. -  До него такого уровня драматургии, на мой взгляд, не было. В этой пьесе написано обо всем и она идеальной конструкции. Ее только надо правильно прочитать.
 
Виноградов  считает, что, кроме Гоголя, никто больше в России так точно не вскрыл проблему чиновничества как язвы общества. Для него Гоголь — драматург мирового уровня.  И его спектакль показывает:  среда  провинциального российского чиновничества— совсем не синекура и не благостное болото, а дикая борьба за выживание, всех со всеми, на уровне животных инстинктов.

Как и в жизни, здесь переплетено трагическое и комическое. И этот гротеск, эта сатира вырастает до мощного символизма, при этом доставляя истинное удовольствие зрителям. 2 часа 30 минут, которые длятся спектакль, вы рискуете просто умереть от смеха... Причем не от пошло-животного, в стиле «Камеди клаб», а от того электричества, которым бьет эта интрига вокруг взяточников и воров разного пошиба и калибра.

Что важно драгоценный гоголевский текст совсем не пострадал. Его никто тут не «улучшил».  Для режиссера  каждое слово пьесы -  некий код, в котором все зашифровано, его лишь нужно прочитать правильно. Виноградов лишь аккуратно и деликатно прошелся по форме, но отнюдь не по содержанию.  Потому спектакль получился совсем не постмодернистский, без всякого абсурда и авангарда, а скорее, классический. 

Напомним, что «Сфера» -  театр особенный. Без кулис. Здесь круглая сцена-арена, на которой разворачвается действие. И это скудное пространство использовано  очень грамотно. Вся декорация — практически один круглый стол-трансформер (символ кормушки взяточников), скромная кровать Хлестакова и десяток стульев... Но по ходу бурного действия они трансформируются на глазах. Как и артисты, играющие в современных костюмах с некоторыми элементами декора из Х1Х века, которые не дают ни минуты покоя ни себе, ни зрителям... Каждый из них ведет азартно и в то же время  филигранно свою партию, каждый работает не только словом, но всем телом — от кончиков пальцев до туфель. Пластика актеров изумительно-отточенная, на грани акробатики. 

В роли Городничего — Антон Алипов. Артист, умеющий молчать и смотреть как никто. Буря чувств, эмоций, которые испытывает его герой, проявляется во взгляде, жесте, капельках пота на лбу...  Вслед за Гоголем мы начинаем ему даже симпатизировать.

Забавного и одновременно чудовищного в своем цинизме Хлестакова играет пластичный Павел Степанов, исполняющий буквально эквилибристику, настоящие цирковые чудеса. И в некоторые моменты напоминающий молодого Андрея Миронова в той же роли. Для Степанова Хлестаков -  образ актуальный, вневременной,  не музейный,  такого афериста  можно лдегко встретить и в наши дни... Только с айфоном в руке...

Невероятно хороша и уморительна, каждый по своему, вся эта воровская  рать — Земляника (Дмитрий Новиков), Ляпкин-Тяпкин (Александр Пацевич), Хлопов (Дмитрий Бероев), Шпекин (Вадим Борисов) и их «коллеги»... Ну, а уже сладкая парочка Добчинский-Бобчинский (Сергей Загорельский и Никита Спиридонов)  - это настоящий дивертисмент... Спектакль в спектакле.  Сцепившись друг в друга, безумные ребята буквально вкатываются в действие и далее по нарастающей демонстрируют комизм такого уровня, что впору вспомнить о Чаплине...

Им под стать и женские образы: Анна Андреевна (Ирина Сидорова) и Марья Антоновна (Дарья Затеева) демонстрируют слаженный дуэт двух клоунесс, азартный и дерзкий. Как и чудесное появление в эпизоде купца Абдулина (Александр Филатов) в шубе и ушанке с ярлыками,  с «подарками» для Хлестакова, вызывающее гомерический хохот зала...

Но это все-таки «смех сквозь слезы»,  напомнит нам  финал со знаменитой немой сценой.  Когда с небес звучит трубный глас извещающий о прибытии реального «чиновника по особым поручениям». В этот момент, когда мурашки бегут по коже,  спектакль вдруг приобретает особый, метафизический смысл, столь любезный автору и столь редкий в современном театре.

Нам прямо намекают: впереди у антигероев вовсе не спокойная сытая старость на виллах и яхтах, а  настоящая человеческая драма,  где будут и слезы, и запоздалое раскаяние, и расплата...  Потому что Гоголь все-таки верит (и нас убеждает в этом), что «есть божий суд, наперсники разврата»...

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Стиляги из XIII века
Песня на стихотворение Виктора Слипенчука, созданная искусственным интеллектом
Москва. VI Международный фестиваль искусств Юрия Башмета

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть