Концерт Михаила Елизарова открыл программу мероприятий "Есенин Центра" в Рязани
1 сентября 2020
"Нос, или Заговор "не таких". "Кинотавр".
21 сентября 2020
Призраки Пятигорска. Часть 2. "Советские"
21 сентября 2020
"Плот Медузы" Павла Глухова как модель современного общества
20 сентября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

25 апреля 2017 0:46

Шпаги к бою, господа!

В Москве прошел VIII Международный фестиваль сценического фехтования “Серебряная шпага”.

Фото: Антон Игошев
Фото: Антон Игошев

Хладнокровный поединок один на один или жаркая схватка всех со всеми – когда на сцене или киноэкране сверкают клинки, у зрителя перехватывает дыхание. Разумеется, если все сыграно по правилам. Сохранить традиции русской школы сценического фехтования и передать их следующим поколениям актеров – для этого и существует “Серебряная шпага”.

Своим рождением “Серебряная шпага” обязана неиссякаемой энергии заслуженного артиста РФ, заведующего кафедрой сценической пластики ГИТИС Николая Карпова, ставшего его первым президентом. Фестиваль проводился в честь основоположников отечественной традиции сценического фехтования Аркадия Немеровского (отца-основателя так называемой московской школы) и Ивана Коха (заложившего фундамент школы петербургской). Завет мастеров – не выходить на сцену с холодным сердцем – Николай Васильевич сделал девизом фестиваля, который с 2014 года носит его имя.
 
В 2007 году все начиналось как своего рода “поединок” друзей-соперников – четырех театральных “китов” столицы: ГИТИСа (тогда еще РАТИ), Школы-студии МХАТ, училища им. Щепкина и института им. Щукина. Но всего через два года фестиваль собрал под свои знамена питомцев почти всех крупных театральных вузов страны, а с 2013-го стал международным – за право стать лауреатами “Серебряной шпаги” в разные годы боролись испанцы и французы, итальянцы и казахи, эстонцы и англичане. Для зарубежных участников это действительно особая честь, ведь аналогов “Серебряной шпаге” в мире не существует.

Фото: Сергей Чалый
 
Сценическое фехтование – это не просто одна из базовых дисциплин актерского мастерства, но – искусство, можно сказать спектакль в спектакле, который должен не просто восхищать зрителя, но заставлять его сопереживать происходящему. В Европе же популярно так называемое артистическое фехтование – разновидность спорта, цель которого сделать поединок зрелищным.
 
Объяснить различия и приоткрыть некоторые секреты мы попросили человека, чьим искусством наслаждаются зрители “Королевы Марго”, “Графини де Монсоро”, “Гардемаринов III” и других исторических картин – председателя жюри фестиваля, постановщика боев, режиссера, актера и педагога Андрея Рыклина:
 
–  В спорте все по-настоящему: противник – всегда противник и итог поединка – победа одного из соперников и поражение другого. В историческом и реконструктивном фехтовании – то же самое. А на сцене и на съемочной площадке действуют законы не спорта, а драматургии: поединок придуман и продуман от первого до последнего движения – импровизация исключается. Актеры – не соперники, а партнеры, и по ходу поединка каждый должен понимать свое тело, ощущать его в пространстве и четко представлять, как то, что он делает, смотрится из зрительного зала. Вот такое чистой воды надувательство, выстроенное по принципам драматургии – завязка-развитие-кульминация-финал – которое доверчивый зритель принимает за правду.

При этом шпага в руках актера все равно остается оружием, и об том всегда надо помнить. Обезьяна взяла палку в лапы не только, чтобы бананы сбивать. И пусть мы летаем в космос и делаем ядерные бомбы, даже самая убогая палка по-прежнему выполняет свои функции. В сценическом фехтовании существует незыблемое правило – шпага не должна коснуться партнера – это за пределами профессии. 

Фото: Сергей Чалый
 
“Серебряная шпага” – пусть это прозвучит нескромно – фестиваль уникальный, единственный в своем роде. Ничего подобного за рубежом нет: на фестивали и даже на “чемпионаты мира” собираются дилетанты, любители красиво помахать шпагой в эффектных костюмах. Для “Шпаги” не зрелищность, но профессионализм был и остается главным критерием, наша школа – лучшая в мире. Да, это соревнование, в котором есть победители, но главное – не в том, чтобы выявить лучших. Мы хотим создать систему, которая будет реально работать в наших театральных школах. Фехтованию уделяют все меньше учебного времени, как и вообще сценическому движению, как и танцам – сдали и забыли. Вузы “экономят”, рассчитывая на то, что, если надо, постановщики выдрессируют любого актера. Увы, если у артиста нет школы, за пару репетиций впечатляющий поединок Гамлета с Лаэртом не поставишь, отсюда мода на замену поединков некими “пластическими этюдами”, особенно в нестоличных театрах, а в кино привлечение дублеров. Фехтование – жесткая форма, его надо поддерживать в рабочем состоянии. “Шпага” - не обычный конкурс, а возможность не только себя показать, но и на мастеров посмотреть. С прошлого года помимо конкурсной программы мы устраиваем для участников “разбор полетов”, чтобы они могли задавать вопросы, разбирать свои ошибки, учиться у более опытных коллег. В идеале “Шпага” должна путешествовать по России, проводиться не только в Москве, но и в других вузах страны, давать мастер-классы, гала-представления победителей. Это вопрос профессионального престижа. И… отсутствия финансов. На одном энтузиазме эту махину не запустить. К сожалению, проводить фестиваль с каждым годом становится все сложнее и именно из-за недостатка средств.

Фото: Сергей Чалый
 
В жюри фестиваля по традиции приглашаются признанные мастера – режиссеры и педагоги по пластике, постановщики боев и трюков, каскадеры. В этом году в его состав вошли президент Ассоциации каскадёров России Валерий Деркач, член Российской гильдии режиссёров и педагогов по пластике, доцент Школы-студии МХАТ Андрей Ураев и профессор Театрального института им. Б. Щукина Андрей Щукин, а международного авторитета добавили президент Британской академии сценического боя Роджер Бартлетт и Чешской ассоциации каскадёров Игорь Кристоф. Задача перед ними всегда непростая, ведь следя за стремительно разворачивающимся поединком, сколько бы человек в нем не участвовало, судьям нужно оценить не только мастерство владения клинком и актерской профессией, но и законченность драматургии, адекватность сценографии и, конечно же, историческую достоверность – соответствие приемов, оружия и костюмов выбранному сюжету и эпохе. Наградами достойнейшим на сей раз стали три шпаги и два кинжала, изготовленные известным мастером-оружейником Сергеем Лютровым, а обладателям Гран-при достался меч работы одного из членов жюри – Игоря Кристофа.
 
Фото: Антон Игошев

Полторы сотни участников – рекорд за всю историю фестиваля. Астрахань и Ярославль, Петербург и Тула, Воронеж, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Северная Осетия и Удмуртия, гости из Монголии и Польши, которая представлена обеими своими театральными столицами – Варшавой и Краковом. География фестиваля всегда удивляет, а программа преподносит сюрпризы. В этом году “вечного” Дюма слегка потеснил Артуро Перес-Реверте, а некоторые даже рискнули со шпагой в руке пересказать комедию Аристофана и сказку про Колобка.
 
Победители в номинациях были объявлены 21 апреля на гала-концерте, прошедшем на сцене театрального центра “На Страстном”.
 
Самому юному участнику фестиваля – Тимофею Иванову, воспитанник Студии сценического фехтования “Volte” всего 9 лет. Его номер “Геройству возраст не помеха” был удостоен приза за яркий дебют. Приз ректора ГИТИСа уедет в Монголию, приз президента фестиваля – в Удмуртию, приз лаборатории педагогов по сценическому фехтованию – в Ярославль. Лучшим трюком оказались “Муки творчества”, продемонстрированные студентами Института современного искусства), а самым оригинальным боем стала “Коррида”, разыгранная их коллегами из Пермского государственного института культуры.

Фото: Сергей Чалый
 
Лучшей исполнительницей стала актриса Нижегородского театра “Комедiя” Светлана Тюльпанова (номер "Учитель фехтования”, постановщик Дмитрий Заботин), впервые взявшая шпагу в руки всего год назад!
 
Лучших исполнителей оказалось сразу двое – Артём Васюков и Евгений Застражников из Тульского областного театра юного зрителя, (номер “Месть”, педагог Максим Авдеев).

Гран-при фестиваля за лучший бой, а также приз зрительских симпатий достался студентам ВТУ им. Щепкина Илье Крутоярову и Алексею Сахарову (“Сирано де Бержерак”, педагог Иван Калинин).

Несмотря на накал конкурсной борьбы на “Серебряной шпаге” не бывает победителей и побежденных, потому что на сцене не бывает победы по очкам. Так что завершение фестиваля не повод вкладывать шпаги в ножны.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Нос, или Заговор "не таких". "Кинотавр".
Призраки Пятигорска. Часть 2. "Советские"
Как Елец принял "Актерский поезд"

В Москве

Программа 8-го Всероссийского фестиваля молодой режиссуры "Артмиграция"
"Дни военно-исторического кино": программа кинофестиваля
Книга как точка опоры: сформирована программа 33-й ММКЯ
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть