Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 ноября 2016 15:57

Театральная Рязань в “Зеркале сцены”

“Зеркало сцены” – так назвали свой театральный фестиваль в Рязани, который проходил в этом году с 30 сентября по 6 октября. Многодневный театральный праздник превратился в смотр лучших постановок минувшего сезона.

Автор: Ревизор.ru
Фото: Владимир Фролов
Фото: Владимир Фролов

В городе с населением в четыреста тысяч четыре театра: драматический, музыкальный, кукольный и “На Соборной”, для детей и юношества. Программа впечатляла жанровым разнообразием и богатством тем: от “Гамлета” – до “Колобка”. Завершился театральный марафон масштабным чествованием актеров. В лучах прожекторов артисты под аплодисменты горожан и остроумный конферанс шли по красной дорожке в зал, где после оглашения результатов смотра лауреатам всех номинаций вручались премии и памятные знаки фестиваля “Зеркало сцены”.

В состав жюри вошли доктор искусствоведения Нина Шалимова, зав. отделом культуры “Независимой газеты”, кандидат искусствоведения Марина Гайкович, член экспертного совета “Золотой маски”, критик, журналист Евгений Авраменко и редактор радио “Санкт-Петербург”, критик Татьяна Ткач.

Фото: 7 Новостей

Открывавший фестивальную программу “Гамлет” оказался динамичен, стремителен, но невнятен (режиссер-постановщик Карен Нерсисян, сценография – Ольга Лагеда). Актеры самоотверженно кружили по сценической площадке в борцовских поединках. Одетому в поношенные джинсы и невзрачную футболку принцу (Роман Горбачев) некогда решать бытийные вопросы – по воле режиссера он обречен на драки, начав непримиримую борьбу с узурпаторами власти. Впрочем, допускаю, что предложенная мною трактовка постановки далека от замысла, увлекшегося решением сугубо постановочных задач Карена Наркисяна.
 
На сцене областного Театра драмы в просторной мрачной Дании-тюрьме главенство взяли царедворцы: брутальный в каждом проявлении Клавдий (з.а. России Александр Зайцев) и всех презирающий педант Полоний (Юрий Борисов). Для этих персонажей опытным артистам всё же удалось найти в круговороте мизансцен собственную “зону смыслов”. Их герои точно знают необходимость утверждать себя во власти. Причем для достижения цели у каждого из них свои приемы: король, не церемонясь в средствах, пытается убрать любого претендента на корону. А цинично равнодушный к окружающим Полоний со скрытым раздражением точно исполняет указания свыше. За эту роль Ю. Борисов отмечен премией с формулировкой “Мастер эпизода”.
 
А вот когда К. Наркисян доверился артистам, его “Алиса в стране чудес” вдруг обрела пленительное легкое дыханье (пьеса Д. Дашкова, по сказке Л. Кэролла). Актеры получили импровизационную свободу, радость игры. Режиссер в них пробудил и творческий азарт, и страсть к чудесному преображению (художник-постановщик Виктор Шилькрот, художник по костюмам Татьяна Виданова). Уже знакомые по предыдущему спектаклю лица не сразу удалось узнать. “Алиса” вышла в победители. Спектакль удостоен премии за “Лучший спектакль для детей”. Специальную молодежную премию получили Роман Горбачев с формулировкой “За очарование” за роль Чеширского кота и остроумно нашедший забавные характерные жесты для своих героев Игорь Гордеев за роли Мартовского Зайца, Гусеницы и 1-го стражника.
 
Конечно, часто повторяют: таланту всё подвластно. И все же в областном театре драмы на спектакле “Вышел ангел из тумана (вынул ножик из кармана)”, который создали режиссер-постановщик Петр Орлов и художник-постановщик Татьяна Виданова, не покидало чувство изумления. Как удалось актёрам преодолеть высокопарность и надуманность слезливой мелодрамы, претенциозно заявленной в программке трагикомедией?

"Вышел ангел из тумана". Фото: Рязанский театр драмы

В нелепой драматической поделке П. Гладилина речь идёт о том, как пожилая женщина, чтобы прекратить неутихающие распри между совсем не молодыми сыновьями (н.а. РФ Людмила Коршунова) в дом привела Ангела, заявив оторопевшему семейству, что ждёт (подобно Богоматери?!) ребёнка. Хоть ангел оказался уверовавшим в Господа бомжом Гаврюшей, т.е. Гавриилом. (з.а.РФ Олег Пичурин), верите, иль нет, зал рыдал в финале представления и стоя аплодировал артистам. Почему? Да потому что судьбы ослепленных ложными амбициями персонажей с сердечной полнотой и болью прожили актеры! И зрители в поведанной истории увидели свои боли, семейные проблемы, драмы не сбывшихся надежд. Заслуженные награды получили сыгравшие главных героев Людмила Коршунова и Олег Пичурин (Екатерину Кондратьевну Первухину и Ангела Гавриила). Им вручены премии “За лучшую мужскую” и “Лучшую женскую” роли.
 
Актерам Театр кукол тоже пришлось преодолевать невразумительность инсценировок, заявленных в программе фестиваля спектаклей “Колобок, или В гости к бабушке” (автор пьесы и режиссер постановщик Валерий Шадский, художник-постановщик Захар Давыдов) и “Волшебное кольцо” по сказке Бориса Шергина (режиссер-постановщик Валерий Шадский, художник-Анастасия Ерошкина).

"Колобок". Фото: Рязанский театр кукол

Почему-то создатель постановок настаивает на праве пренебрегать элементарной логикой повествования. В его спектакле “Колобок” знакомую всем детям сказку по наущению когда-то занимавшейся астрономической наукой (?) бабушки разыгрывают ее внучка со своим возлюбленным. Но не понятно, сколько этой паре лет (Светлана Гусева и Юрий Матвейцев)! И как же удалось милейшей даме (Валия Абрамова) в холодильнике и кухонном шкафе обустроить из магнитиков пространство для демонстраций персонажей сказки?

Спектакль, тем не менее, получился энергичным, добрым и веселым. Как так вышло? Да благодаря актёрам, которые умеют ловко управляться с куклами-подушками, вовлекая сидящих в уютном зале малолетних зрителей в забавную игру. Вот и сложилась история чудесного преображения мира силой любви и верой в лучшее. Как оказалось, фантазия способна наполнить мир милейшими созданиями, а вера в чудо помогает открыть в самых обыденных предметах способность к невероятным превращениям. Жюри отметило актеров “за мастерство вовлечения зрителей в игровое пространство спектакля”, а журналисткой премией – Светлану Гусева за роль Она.
 
Утратившее колоритность речи шергиновского сказа “Волшебное кольцо” звенело песенным многоголосьем, кружилось в плясе, пестрило многоцветьем костюмов и платков. А подростковый зал жил своей жизнью, в недоумении перешептываясь после исполнения номеров – ведь концертная манера исполнения предполагала совсем иную публику (ту, что за границей). Наверное, поэтому, куклы-перчатки казались здесь необязательной условностью. И всё же обаяние простодушного улыбчивого Вани не осталось не замеченным. “За азарт игры” Василий Уточкин отмечен премией с такой формулировкой.
 
Жители Рязани любят свой музыкальный театр. В его репертуаре преобладают классические оперетты и концертные программы. Участие в фестивальном марафоне приняли “Весёлая вдова” Ф. Легара и “Цыганский барон” И. Штрауса в постановке Александра Сапрунова. Молодому режиссеру удалось счастливо избежать соблазна “осовременить” материал – он победил: сегодня необычным кажется традиционное прочтение классики. Как режиссер-постановщик обоих спектаклей Александр Сапрунов награжден специальной премией жюри “за искусство мизансцены”. Что справедливо.

На махонькой и мелкой сцене, где почти нет кулис, вдруг разворачиваются многофигурные представления – нет ощущения толчеи. Всем дышится вольготно и просторно! Тут и канканы, и дивертисменты, и остроумно разобранные режиссером драматические поединки – актёрам играет вольготно и просторно! Задумываешься: быть может, в умении использовать по максимуму малое и кроется загадка театрального таланта?
 
За исполнение оперетты “Веселая вдова” премией отмечен дирижер Ариф Дадашев. Не обошли вниманием и актеров. Алексею Исаеву, сумевшему увидеть вопреки сложившимся канонам в богатом свинопасе Зупане существо пусть глуповатое, но все же ничуть не злое, вручили премию “За лучшую роль второго плана”. А сыгравший в “Цыганском бароне” слугу Стефана как игрока с жизнью и любимца женщин Антон Свиркин был отмечен Министерства молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области премией “За безукоризненное чувство жанра”.
 
Театр “На Соборной” в программе фестиваля был представлен двумя спектаклями: “Хоббит” (режиссер-постановщик Марина Есенина, художник Алекандр Свиридов) и “Яр” (режиссер – Наталья Лапина сценография – Николай Слободяник, композитор-Николай Морозов).

Ощущая потребность молодого поколения в идеалах, режиссер Марина Есенина точно выбрала материал – “Хоббит” (пьеса Я.Гордина по роману Толкиена). Зрители в зале предвосхищали разыгрываемые на сцене события: сюжет был всеми заранее известен, но интерес к приключениям Хоббита (Константин Зенков) ничуть не угасал.

"Хоббит". Фото: Театр "На Соборной"

Сценическое действо “Яра” в режиссуре Натальей Лапиной придало есенинской прозе эпический размах. Колесо истории тяжело крутилось на подмостках, давя и подминая все вокруг. Спектакль был воспринят как знаменье грядущих перемен. И был премирован по многим номинациям: за сценографию – Николай Слободяник, за работу по свету – Анастасия Кузнецова, а Николай Морозов — за музыку. В целом, “Яр” признали лучшим спектаклем большой формы.
 
Просмотр девяти отобранных для театрального парада постановок навел на неожиданные умозаключения. Как правило, в столичных городах престижных премий удостаиваются постановки не просто смелых, а эпатажных форм. Причем довольно трудно угадать отношение создателей спектаклей к поступкам своих героев. А в увиденных в Рязани постановках нет неопределенности в этических вопросах: Добро и Зло в них жестко размежевано. И это дорогого стоит. Сегодня ведь началась битву за утверждение системы. Одни доказывают, что искусство не вправе навязывать никаких выводов – том и свобода. Другие утверждают необходимость продолжать традиции российского театра с его гуманистическими идеалами, верой в высокое предназначенье человека. Отсюда разница в приоритетах. Спектакли, в которых режиссеры “умерли в актёрах” – с исследованием судеб, мотивацией поступков, состраданием к персонажам, взыванием к сердцу и уму – любимы зрителями, но вне поля внимания критики. Постановки, скажем аккуратно, стремящиеся стать брендом новой трансгуманистической эпохи, в которой дегуманизация, расчеловеченивание человека видится реальностью сегодняшнего дня, имеют горячий отклик у отстаивающих на театре либерализм “спецов-театроведов”. Им посвящены статьи в газетах, о них шумит ТВ, в их честь трубят фанфары на международных и всероссийских фестивалях.

А фестиваль “Зеркало сцены” показал совсем иную сценическую панораму. На городских подмостках города Рязани царствуют актёры. Именно через артиста режиссеры решают задачи постановки. А там, где пренебрегли постижением глубинных смыслов сценического существования персонажей творческое пораженье очевидно.
 
 Название фестиваля нас отсылает к знаменитой книге режиссера Г.А. Товстоногова, отстаивавшего право каждого быть Личностью. Наверное, не случайно, что в рязанском “Зеркале сцены” отразилось сегодняшнее лицо театра, пытающегося всмотреться в человека и заглянуть в мир Зазеркалья с его потусторонней значимостью, бликом смыслов, миражом значений.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть