Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В "Старом доме" роют Котлован

Завершающим аккордом сезона в новосибирском театре "Старый дом" стала премьера спектакля "Котлован".

Спектакль "Котлован". Фото: Виктор Дмитриев
Спектакль "Котлован". Фото: Виктор Дмитриев

Год был для театра непростым, в середине сезона Новосибирск накрыло цунами административных перестановок, в театре сменился менеджмент, и имя нового главного режиссера было озвучено лишь весной. "Котлован" стал первой премьерой Антона Федорова, его знакомством и с театром и с городом.

Выбор названия для знакомства  прямо скажем – необычный.  Прозу Платонова  архисложо перевести на язык театра. Но  Федорову удалось создать  аутентичный художественный мир этой истории,  создать  новую реальность,  в которой  исторический контекст расширяется до метафизического. 

"Котлован" в "Старом доме" -  откровенный до исповедальности разговор о нас -  с нами. Взгляд на человека изнутри.  Занимательное зрелище, скажу я вам. Сто лет прошло со времени написания  "Котлована",  все мы учили историю, но  сквозь  годы неутомимо копаем, роем котлован, в надежде  когда-то воздвигнуть   здание, в котором все, возможно,  будут счастливы. 

Но это не точно…

Федоров  почти буквально следует сюжету повести.   Только вот  котлован  наш  размешается в обычной комнате, где чтобы копать, надо оторвать  доски с пола. И инвалид Жачев ( Виталий Саянок) просто таскает собой свои "оторванные" ноги. И председатель окрпрофсовета Пашкин (Андрей Сенько) со своим осипшим потерянным голосом, похож  на всех ответственных работников сразу,  и немножко на массовика – затейника. А инженер Прушевский ( Юрий Кораблин) – классическая  пародия на нерешительного интеллигента, каким его  изображали в журнале "Крокодил".  Но это его письма к возлюбленной  ( в текст включены письма Андрея Платонова к жене) задают  камертон настроения, помогают всем героям почувствовать себя живыми,  прикоснуться к вечной любви. И не важно, что письма эти так и остаются в почтовом ящике,  не достигнув адресата. И даже не важно, что  и сам он не знает, была  ли в реальности на свете  Мария, возлюбленная  Прушевского.  В конце концов Петрарка свою Луару видел лишь несколько раз  в церкви и на улице,   а  имена их стали символом великой  любви… Той самой, которая движет солнце и светила, и  единственная  придает какой то смысл   существованию. Не зря же каждый обитатель  котлована вслух зачитывает эти письма, полные любви и света…


Фото: Виктор Дмитриев

Есть в спектакле  и восстание  кулаков,  и внутренние распри и попытка ударного труда. Все как в повести. Но  только идущие усмирять бунт Сафронов ( Евгений Варава) и Козлов ( Вадим Тихоненко) не просто догадываются об итоге, а точно знают, что на смерть идут.  Идти не хотят, но  сценарий  прописан сто лет назад, И уходят, оглядываясь, в нелепой надежде на чудо…. Или вдруг взбунтуется тихий, задумчивый Вощев (Тимофей Мамлин) – "это неправда  все", и тут же утихнет, да "пусть так, иначе еще хуже"…

И девочка тоже умирает. Только девочка эта – анимированная картинка на стене. Она появляется светящимся пятном, прячется на груди Чиклина (Анатолий Григорьев), о чем то спорит с героями… Но она в другой вселенной, в другой  плоскости,  в другом мире. Может быть, в том мире живых, куда героям  спектакля уже нет  хода. А может быть, ее просто придумали,  чтобы было ради кого все это строить и рыть котлован…


Фото: Виктор Дмитриев

Но все же главное в этом спектакле даже не сюжет, а та удивительная метафизика  души, которая отзывается в каждом зрителе.  Антон Федоров   умудряется  так насытить  действо  метафорами и аллюзиям, что за один раз  уловить все сложно. Только успеваешь  удивиться событию,  пытаешься осмыслить, а уже на подходе новый сияющий камешек, который тоже хочется рассмотреть со всех сторон, потрогать, разглядеть.

После спектакля хочется  говорить метафорами и о вечном.


Фото: Виктор Дмитриев

В бессмысленной, казалось бы, суете буден, когда  котлован велик и невозможен,  робко и  стеснительно проглядывает  понимание, что жизнь вся здесь, сегодня и сейчас, в тех самых мелочах,  глупых спорах, нелепых  танцах,  любовании  внезапно вылезшим кротом и редких откровениях того, кто  рядом…
И когда наступит тишина,  обязательно найдется кто-то, кто развернет  над нами бесконечное   звездное небо.  А нравственный закон  внутри  растить  придется самим.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть