Сцена из спектакля - обладателя Гран-При: "И вновь прилетели птицы..." Студии "Люди", Сыктывкар. Все фото Виктории Губиной. Предоставлены пресс-службой фестиваля.
Фестиваль охватывает разные регионы, и в этом году для показа в столичном финале (который традиционно проводится в Московском детском музыкальном театре имени Наталии Сац) спектакли отбирались в Республике Коми, Удмуртии и городе Севастополь. В финале участники собираются в столице, где успевают и город посмотреть, и в театры сходить, и обсудить результаты фестиваля на итоговом круглом столе с жюри, и стать слушателями ряда мастер-классов, которые позволяют вдохновиться идеями и расширить свой кругозор. Параллельно проводится "Школа юного театрального блогера", в рамках которой в нынешнем году состоялись мастер-классы по созданию контента о театре разных жанров спецкора "Вестей" и педагога журфака МГУ Гули Балтаевой, солистки оперы Театра Сац и блогера Александры Антошиной, оперного критика Сергея Буланова, музыкального критика Татьяны Яковлевой, саунд-дизайнера Ивана Дерендяева. От вопросов общей тематики блогов и способов привлечения аудитории, рассматривались специфические формы современного театра, симфонической музыки и даже приёмы саунд-дизайна, позволяющие создать наиболее резонансный контент.
В московский финал после двух отборочных туров из нескольких десятков спектаклей, выставленных от каждого региона на суд жюри, в столицу прибыло всего по три постановки от каждой области. Зато наградами были удостоены все финалисты, а призы присуждали не только авторитетные специалисты в области театра и педагогики, но и специально собранное для финальных просмотров детское жюри. Церемония награжденияпрошла в Детском музыкальном театре юного актёра.
Гран-при фестиваля был присуждён Театральной студии "Люди" Центра допобразования Сыктывкара за спектакль "И вновь прилетели птицы…". В этом стильном, лаконичном хореографическом спектакле важнейшая роль отводилась музыке и танцу, а ведь обращение начинающих артистов к постановке, где музыка носит не прикладной характер, а является жанровой основой – большая редкость и смелость. Учитывая, что и воплощение и сценических задач, и музыкальность артистов были на высоте, закономерно, что спектакль именно музыкально-хореографического жанра получил главный приз фестиваля.
Примечательно, что во многих спектаклях музыка носила не прикладной характер оформления интермедий и пауз между сценами, но выполняла и весомые драматургические функции, когда танцевальные и хоровые сцены становились наиболее запоминающимися, драматичными моментами. Символично, что два наиболее отличающимися этим ценным качеством спектакля получили награды благодаря своим молодым исполнителям. В номинации "Лучшая женская роль" награды удостоена Ксения Цывунина за роль Варьки в спектакле "В лабиринте Чеховских образов" театра-студии "Ордым" Гимназии искусств имени Спиридонова" из Сыктывкара. Этот спектакль стал красивой опереттой, детально проработанной сценографически и актёрски. Чеховские персонажи остроумно и самобытно оживали в антураже легендарного пансиона музыкальной киноленты "Небесные ласточки".
Студия "Ордым", Сыктывкар, спектакль "В лабиринте Чеховских образов".
Награды "Лучшая мужская роль" удостоен Владимир Черняевза роль Хромого в спектакле "Стая" Театральной студии "Ф.Арт" города Севастополь. И эта постановка выделялась органичным сочетанием тематики, эмоциональной палитры с взрывным детско-юношеским темпераментом. В итоге перевоплощения юных артистов в потерявшихся или брошенных собак воплотились не просто в привычные зарисовки в духе Киплинга или Сетон-Томпсона, но в серьёзный и драматичный разговор о любви и жестокости, добре и предательстве, смелости и дружбе. Монолог практически каждого персонажа исполнялся артистами очень ярко и эмоционально. А сцена зажигательной пляски весельчака пёсика по кличке Хромой, который вскоре трагически погибает, стала по-настоящему очень сильной вершиной спектакля. Помимо награды исполнителю этой роли Владимиру Черняеву, именно эта постановка была удостоена специального приза Детского жюри.
![](/files/2560465q8c.jpg)
Студия "Ф.Арт", Севастополь, спектакль "Стая".
Награды в номинации "Лучшая режиссура" была удостоена студия "Птица" из Ижевска (Удмуртия) за спектакль "Архангельские сказки". Открывая показ финального тура, эта постановка задала высокую планку органичностью замысла и его воплощения. В этом забавном спектакле было и бережное возрождение традиций, и гибкое использование современных стилистических элементов, повествование, типичное для русских сказок, наполнялось зажигательными музыкальными сценами и актуальными для молодёжи смыслами. Всё это сочеталось так органично и прекрасно, что и зрители, и даже строгое жюри неоднократно прерывали показ этой работы восторженными аплодисментами.
Приза "За лучшую хореографию" была удостоена Танцевально-театральная студия "Молчи и Танцуй. Дети" Ижевской Школы 71 за спектакль "Ёжик и Медвежонок". Трогательность сказки была многократно подчеркнута воспитанниками студии. И особенно замечателен тот факт, что к постановкам в столь нетривиальном жанре, как танец, обращается школьный коллектив. Всё же, наиболее часто детско-юношеские коллективы исполняют драматические спектакли, ведь исполнение музыкальных постановок требует специальных навыков. И приобщение начинающих артистов к искусству хореографии и музыкального театра жюри фестиваля стремилось отметить особенно.
Агитбригада "Колосок", пос Балезино, спектакль "Сборщик душ".
Награды в номинации "За лучшее художественное решение" был удостоен очень необычный и сложный спектакль "Сборщик душ" Народной агитационно-художественной бригады "Колосок" Дома культуры "Дружба" поселка Балезино из Удмуртии. И зрители, и жюри были удивлены той смелой и современной форме, в которой совсем юные артисты говорят о тяжелейших темах подросткового суицида, наркомании и прочей зависимости. Черно-белое цветовое решение спектакля, харизматичный сквозной персонаж – Ловец снов – нанизывающий исповеди доведённых до отчаяния персонажей, – эта гнетущая психоделическая атмосфера отнюдь не отталкивала молодёжную публику. Наоборот, именно такими радикальными средствами возможен разговор на столь сложные темы, и откровенное обращение к такой смелой тематике – огромная заслуга режиссёра спектакля и его юных исполнителей.
В номинации "Лучший актёрский ансамбль" награды удостоены сразу два коллектива из Севастополя: Школьный театр "Восхождение" Школы 48 за спектакль "Песочница" и Театральная студия "ТБМ" за спектакль "Наш двор". Каждый из этих спектаклей демонстрировал лучшие традиции в обращении к тематике детских постановок. "Песочница" – актуальный для подростков разговор о проблемах "отцов и детей". Однако, тема мировоззренческого разрыва между поколениями в итоге трансформировалась в драматичный разговор об одиночестве и непонимании. А сцены "Нашего двора" переносили во времена Великой отечественной войны. В исполнении молодого поколения из Севастополя – города воинской славы, не так давно стоявшего перед угрозой новой войны и, как и весь полуостров, с честью отстоявшего свои интересы в отнюдь не мирной "Крымской весне", стихи и песни о Великой отечественной звучали особенно драматично. В итоге, довольно типичный для школьного театра жанр синтетического спектакля, совмещающего стихи и музыкальные интермедии, превратился в настолько ярко эмоциональную исповедь, что у многих зрителей наворачивались слёзы.
![](/files/2560484at0.jpg)
Театр "Восхождение", Севастополь, спектакль "Песочница". А удостоенный приза за "Лучший музыкальный ансамбль" спектакль "Тайна старого дома" Детского фольклорного ансамбля "Лапоточки" Дома культуры села Зеленец вызывал слезы умиления и восхищения. Действительно, было невозможно без восторга наблюдать, как и самые младшие артисты, и молодёжь, и взрослые (которых было несколько, играющих на балалайке, гармони и рожках) темпераментно выплясывали хороводы и свадебные частушки. Красочные национальные костюмы, трогательные и зажигательные народные песни (спетые, в том числе, и на языке народов Коми), - всё это демонстрировало лучший способ приобщения нового поколения к традициям, к фольклорному наследию.
![](/files/2560523nvo.jpg)
Фольклорный ансамбль "Лапоточки", спектакль "Тайна старого дома".
Собственно, процессу освоения традиций отечественного театра посвящён весь этот фестиваль. Он призван не просто показать работы участников, но и приобщить их к богатому театральному наследию страны, продемонстрировать, как удивительно многолик мир театра. И, судя по многочисленным восторгам участников, фестивалю это "воспитание театром" удаётся.