У Grand Piano Competition 9 лауреатов
18 июня 2024
"Владимирские проселки" Владимира Солоухина
17 июня 2024
"Пугачев" по драматической поэме Сергея Есенина. Мастерская Петра Фоменко. Новая сцена. Режиссер Федор Малышев.
17 июня 2024
IX Международный конкурс оперных певцов Вишневской
17 июня 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Завтра была война" по одноименной повести Бориса Васильева на основной сцене театра имени Пушкина

Режиссер Владимир Киммельман.

Все фото: сайт театра имени Пушкина
Все фото: сайт театра имени Пушкина

Оценивать этот спектакль буду сразу с трех точек зрения. Именно здесь на большой сцене дебютировали студенты курса Евгения Писарева. Но это не студенческий спектакль. Это постановка, где они оказываются на сцене вместе с признанными мастерами. Роль Комиссара вообще исполняет педагог курса Евгения Дмитриева.

А когда на одной сцене оказываются учитель и ученики, обычно получается отличный результат. С одной стороны, ученики пытаются показать свой уровень, с другой стороны – и на педагоге огромная ответственность. Евгения Дмитриева – сильная актриса, но здесь в ней чувствовался необычайный драйв, элементы студенческой безбашенности, хоть и героиня у нее – серьезный человек комиссар с партийным стажем аж с 1917-го года. Прекрасно сыграли и другие именитые актеры. Владимир Майзингер (директор школы), Анастасия Лебедева (Валендра). Я и не знал, что Владимир Александрович так хорошо играет на баяне.

Тот самый случай – когда два разных поколения актеров помогают, подтягивают друг друга. Именитые актеры делятся опытом и мастерством, студенты – драйвом.

Несмотря на то, что большинство студентов получили роли без слов, их нельзя назвать массовкой. "9-Б" класс был самостоятельным действующим лицом. Режиссер отлично поработал, дал каждому свой характер, свое настроение. В итоге – перед нами не "серая масса", а именно личности.

Когда я беседовал с Яном Сибряевым, я говорил, что уверен – у него отлично получилась бы роль дворого шпанюка, и здесь он действительно играл хулигана, ударившего девушку. Это его первый выход на большую сцену – и экзамен сдан на отлично. Великолепный, живой образ, вызывающий настоящее презрение. Его бы в "Слово Пацана" – сериал был бы еще круче. Но Яна мы туда, конечно, не отдадим. Он нам в театре нужен. 

Отлично сыграл не только он. Всему курсу однозначно зачет. 

Самое интересное, что на поклонах именно студенты стояли в центре зала, а именитые актеры заняли места по бокам. С педагогической точки зрения действительно, логично, разумно. Пусть молодежь почувствует, что такое овации большого зала. (А они были долгими и продолжительными).

В общем, перед нами редкое сочетание "Взрослого" и "Студенческого" спектакля. Надеюсь, что для студентов это будет отличной практикой.

Что касается самой постановки, то в данном случае режиссер выбрал немного "плакатную" стилистику. В спектакле много песен и музыкальных номеров, отчего он немного напоминает качественное выступление агитбригады. Хорошо ли это? Да!  

Притом все номера исполняются под живую музыку. Я и не знал, что на курсе Писарева столько музыкальных талантов. Кто-то играл на баяне, кто-то на кларнете, Кристина Гаспарян – вообще на барабане.

Музыкальные сцены отчасти напомнили мне номер "Скованные одной цепью" из фильма "Стиляги". Настроение тоже самое, только эпоха другая.

Спектакль получился достаточно символичным – Анастасия Лебедева – типичный образ злого завуча, наиболее плакатный персонаж.



И ей противостоят совершенно живые герои. Перед нами происходит как бы борьба между смертью и жизнью. Жизнь, конечно же, побеждает.

Можно отметить множество интересных режиссерских находок. Например, когда из большой красной звезды делаются памятники для погибших школьников. Сильно, красиво, трагично, потрясающая музыка.

В общем, есть все, для того, чтобы спектакль назвать эталонным.

Если бы не одно но…

Спектакль очень длинный. Он идет три часа двадцать минут. И это, к сожалению, плохо. Почему? Потому что этот спектакль надо показывать в первую очередь молодежи. Я не знаю, ориентировался ли режиссер на аудиторию старшего школьного возраста, но этот спектакль в первую очередь для них.

Ведь, по сути, показанный на сцене конфликт – история отцов и детей, прошлого и будущего, жизни и смерти. И все это вне времени. Да, на сцене 1940-й год, но нечто похожее происходит и сейчас. Школьникам и студентам это действительно надо смотреть. Они нуждаются в этой постановке в гораздо большей степени, чем обычная театральная публика.

Редкий случай, когда поучительный спектакль сделан без доли морализаторства, легко, честно, правдиво.

Был бы я учителем, я бы, конечно, повел весь свой класс в театр Пушкина. Ведь это спектакль о воспитании человеческого достоинства. Нужное качество для любого времени и любого поколения. И его воспитывают не только в школе, но и в театре.  

И три часа двадцать минут!  

Для молодежи это очень долго. Не высидят они, им станет скучно, несмотря на все музыкальные номера и танцы. Первое действие они еще посмотрят, на втором попросту вырубятся (хоть второе действие интересней и динамичнее). В итоге – очень важная тема, очень важный жизненный урок просто пройдет мимо.

Тот же фильм Юрия Кары продолжался час двадцать четыре. И это нормально. Зритель, с одной стороны, и понимает суть, и не устает. Поэтому фильм "работал" в 80-е годы, и работает сейчас.

Спектакль же с таким хронометражем изначально ставит барьер перед молодой аудиторией. И это очень жаль.

Второй момент – в спектакле есть достаточное количество нюансов, которые мне как возрастному зрителю понятны, традиционной театральной публике – тоже. А старшим школьникам – нет. Надо бы их объяснить, сделать акцент на том, почему так, а не иначе, просветить юного зрителя.

Увы. Все строго по тексту Бориса Васильева. Но книга-то писалась в другое время. Фильм Юрия Кары выходил в восьмидесятые годы, когда поднятые проблемы были понятны каждому. Сейчас – нет.

Поэтому получается диссонанс. Молодежь не оценит по причине того что три двадцать, взрослый зритель оценит, но не для него эта постановка. Надеюсь, что режиссер все-таки найдет оптимальный баланс, что-то подсократит, что-то ускорит (например, уберет качаловские паузы в сценах, где участвует плакатный завуч), что-то разъяснит, и тогда спектакль станет настоящим хитом не только для театралов, но и для старшей школьной аудитории. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

У Grand Piano Competition 9 лауреатов
Евгения Карпанина: "Нужно не бояться и смело предлагать, а не жалобно просить. Договориться здесь сегодня, значит, сделать будущее лучше"
"Владимирские проселки" Владимира Солоухина

В Москве

Программа X Книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 7 июня
Программа книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 6 июня
X Книжный фестиваль "Красная площадь" стартует 6 июня
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть