Выпускной концерт в "Геликон-опере"
3 июля 2025
Виртуальный театр представляет премьеры новых эпизодов: «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» и «Справедливая утопия мёртвых»
2 июля 2025
Звонче жаворонка пение: в Казани завершился фестиваль флейты-пикколо
2 июля 2025
Подведены итоги XIX международного фестиваля «Зеркало»
2 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Завтра была война" по одноименной повести Бориса Васильева на основной сцене театра имени Пушкина

Режиссер Владимир Киммельман.

Все фото: сайт театра имени Пушкина
Все фото: сайт театра имени Пушкина

Оценивать этот спектакль буду сразу с трех точек зрения. Именно здесь на большой сцене дебютировали студенты курса Евгения Писарева. Но это не студенческий спектакль. Это постановка, где они оказываются на сцене вместе с признанными мастерами. Роль Комиссара вообще исполняет педагог курса Евгения Дмитриева.

А когда на одной сцене оказываются учитель и ученики, обычно получается отличный результат. С одной стороны, ученики пытаются показать свой уровень, с другой стороны – и на педагоге огромная ответственность. Евгения Дмитриева – сильная актриса, но здесь в ней чувствовался необычайный драйв, элементы студенческой безбашенности, хоть и героиня у нее – серьезный человек комиссар с партийным стажем аж с 1917-го года. Прекрасно сыграли и другие именитые актеры. Владимир Майзингер (директор школы), Анастасия Лебедева (Валендра). Я и не знал, что Владимир Александрович так хорошо играет на баяне.

Тот самый случай – когда два разных поколения актеров помогают, подтягивают друг друга. Именитые актеры делятся опытом и мастерством, студенты – драйвом.

Несмотря на то, что большинство студентов получили роли без слов, их нельзя назвать массовкой. "9-Б" класс был самостоятельным действующим лицом. Режиссер отлично поработал, дал каждому свой характер, свое настроение. В итоге – перед нами не "серая масса", а именно личности.

Когда я беседовал с Яном Сибряевым, я говорил, что уверен – у него отлично получилась бы роль дворого шпанюка, и здесь он действительно играл хулигана, ударившего девушку. Это его первый выход на большую сцену – и экзамен сдан на отлично. Великолепный, живой образ, вызывающий настоящее презрение. Его бы в "Слово Пацана" – сериал был бы еще круче. Но Яна мы туда, конечно, не отдадим. Он нам в театре нужен. 

Отлично сыграл не только он. Всему курсу однозначно зачет. 

Самое интересное, что на поклонах именно студенты стояли в центре зала, а именитые актеры заняли места по бокам. С педагогической точки зрения действительно, логично, разумно. Пусть молодежь почувствует, что такое овации большого зала. (А они были долгими и продолжительными).

В общем, перед нами редкое сочетание "Взрослого" и "Студенческого" спектакля. Надеюсь, что для студентов это будет отличной практикой.

Что касается самой постановки, то в данном случае режиссер выбрал немного "плакатную" стилистику. В спектакле много песен и музыкальных номеров, отчего он немного напоминает качественное выступление агитбригады. Хорошо ли это? Да!  

Притом все номера исполняются под живую музыку. Я и не знал, что на курсе Писарева столько музыкальных талантов. Кто-то играл на баяне, кто-то на кларнете, Кристина Гаспарян – вообще на барабане.

Музыкальные сцены отчасти напомнили мне номер "Скованные одной цепью" из фильма "Стиляги". Настроение тоже самое, только эпоха другая.

Спектакль получился достаточно символичным – Анастасия Лебедева – типичный образ злого завуча, наиболее плакатный персонаж.



И ей противостоят совершенно живые герои. Перед нами происходит как бы борьба между смертью и жизнью. Жизнь, конечно же, побеждает.

Можно отметить множество интересных режиссерских находок. Например, когда из большой красной звезды делаются памятники для погибших школьников. Сильно, красиво, трагично, потрясающая музыка.

В общем, есть все, для того, чтобы спектакль назвать эталонным.

Если бы не одно но…

Спектакль очень длинный. Он идет три часа двадцать минут. И это, к сожалению, плохо. Почему? Потому что этот спектакль надо показывать в первую очередь молодежи. Я не знаю, ориентировался ли режиссер на аудиторию старшего школьного возраста, но этот спектакль в первую очередь для них.

Ведь, по сути, показанный на сцене конфликт – история отцов и детей, прошлого и будущего, жизни и смерти. И все это вне времени. Да, на сцене 1940-й год, но нечто похожее происходит и сейчас. Школьникам и студентам это действительно надо смотреть. Они нуждаются в этой постановке в гораздо большей степени, чем обычная театральная публика.

Редкий случай, когда поучительный спектакль сделан без доли морализаторства, легко, честно, правдиво.

Был бы я учителем, я бы, конечно, повел весь свой класс в театр Пушкина. Ведь это спектакль о воспитании человеческого достоинства. Нужное качество для любого времени и любого поколения. И его воспитывают не только в школе, но и в театре.  

И три часа двадцать минут!  

Для молодежи это очень долго. Не высидят они, им станет скучно, несмотря на все музыкальные номера и танцы. Первое действие они еще посмотрят, на втором попросту вырубятся (хоть второе действие интересней и динамичнее). В итоге – очень важная тема, очень важный жизненный урок просто пройдет мимо.

Тот же фильм Юрия Кары продолжался час двадцать четыре. И это нормально. Зритель, с одной стороны, и понимает суть, и не устает. Поэтому фильм "работал" в 80-е годы, и работает сейчас.

Спектакль же с таким хронометражем изначально ставит барьер перед молодой аудиторией. И это очень жаль.

Второй момент – в спектакле есть достаточное количество нюансов, которые мне как возрастному зрителю понятны, традиционной театральной публике – тоже. А старшим школьникам – нет. Надо бы их объяснить, сделать акцент на том, почему так, а не иначе, просветить юного зрителя.

Увы. Все строго по тексту Бориса Васильева. Но книга-то писалась в другое время. Фильм Юрия Кары выходил в восьмидесятые годы, когда поднятые проблемы были понятны каждому. Сейчас – нет.

Поэтому получается диссонанс. Молодежь не оценит по причине того что три двадцать, взрослый зритель оценит, но не для него эта постановка. Надеюсь, что режиссер все-таки найдет оптимальный баланс, что-то подсократит, что-то ускорит (например, уберет качаловские паузы в сценах, где участвует плакатный завуч), что-то разъяснит, и тогда спектакль станет настоящим хитом не только для театралов, но и для старшей школьной аудитории. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виртуальный театр представляет премьеры новых эпизодов: «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» и «Справедливая утопия мёртвых»
Выпускной концерт в "Геликон-опере"
Звонче жаворонка пение: в Казани завершился фестиваль флейты-пикколо

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
Вчера 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть