БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди
23 апреля 2024
О писательнице Анастасии Вербицкой
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мария Ануфриева: "Чужих детей не бывает!"

Интервью "Ревизора.ru" с известной современной писательницей об экранизации ее романа.

Мария Ануфриева. Фото из личного архива.
Мария Ануфриева. Фото из личного архива.

В феврале 2022 года в Ярославской области снимался художественный фильм по роману писательницы из Санкт-Петербурга Марии Ануфриевой "Доктор Х и его дети". Специально для "Ревизора.ru" Мария подробно рассказала о съемочном процессе, а также о своей книге и о теме взаимодействия общества с трудными подростками, ставшими героями романа.

Мария, на сегодня съемки фильма по твоему роману уже завершились окончательно? Или еще что-то будут доснимать?

Да, съемки полнометражного художественного фильма, проходившие в Ярославле и Ростове Великом, завершились. Снимали с двух камер, использовали дрон для панорамных кадров. Сейчас материал уже на монтаже. Должна сразу отметить, что фильм снимался под рабочим названием "Доктор Х и его дети", но называться, скорее всего, будет иначе. Думаем.



Сценарист Тамара Бочарова написала пост о съемках, в котором упомянула, что путь к созданию фильма был непростым. Расскажи со своей стороны, что знаешь из предыстории: как тебе поступило предложение снимать фильм по книге, когда это было, сколько времени заняла подготовка?..

Знаю все, поскольку активно участвовала. В июне 2019 года роман "Доктор Х и его дети" прошел отбор на питчинг литературных проектов для кино в рамках программы кинофестиваля "Читка" в Москве. Книги тогда еще не было, роман существовал в виде сокращенной публикации в журнале "Дружба народов", что не помешало ему стать одним из победителей конкурса, который проводился для отбора работ на питчинг. Благодарна продюсеру и кинодокументалисту Миле Кудряшовой и директору издательства "Аркадия" Антонине Галль, организовавшим это мероприятие, без которого роман просто не нашел бы своего режиссера.

Ехала я в Москву не то чтобы без особых надежд, а вообще без надежд, тем более, что в команде были прекрасные и более успешные авторы. Но случилось все как в кино: сразу после выступления, которое сопровождалось театрализованной читкой отрывка из романа (интересный формат, который в своих проектах активно развивает Мила), к сцене подошел и подал мне руку режиссер Артем Темников, сказав, что ему интересна эта история. Как выяснилось, его предыдущий фильм "Кровь" был снят по книге моего коллеги, петербургского писателя Валерия Былинского, и более того – он искал тему про сложных подростков. Вручила ему номер журнала с романом, ни на что особо не надеясь. Каково же было мое удивление, когда режиссер позвонил мне буквально на следующий день и сказал, что прочитал за ночь, начинаем работать над сценарием.

Потом были два с половиной года, когда права на фильм принадлежали крупной кинокомпании, сценарий прошел все этапы конкурса в Минкульте, представлять его приезжал Сергей Пускепалис лично, но финансирования фильм в итоге не получил. И все же съемки состоялись благодаря огромной воле к победе всех, кто верил в историю доктора Христофорова и его детей. Это, конечно, Сергей Пускепалис, все два с лишним года не отказывавшийся от потенциальной роли, несмотря на свою огромную занятость на посту художественного руководителя старейшего в России Ярославского театра драмы им. Волкова и востребованность в кино. Знаю, что Сергей принимал непосредственное участие и в организации процесса съемок в Ярославле. Это Артем Темников, не оставивший идею снять кино, когда, казалось бы, шансов уже нет. Это продюсеры фильма Ольга Цирсен и Ася Темникова, без них тоже ничего бы не состоялось. Оператором-постановщиком фильма стал Алексей Федоров, работавший с Сокуровым (в частности над кинокартиной "Молох") и снявший множество других фильмов.

Собрать группу, организовать съемки, контролировать всех, всё и вся – эта работа целиком лежала на Асе Темниковой, запустившей все шестеренки сложносочиненного съемочного процесса. По словам самой Аси Темниковой, для нее будущий фильм – не просто очередная профессиональная задача, а нечто большее, то, что заставило вложить в работу всю душу. Могу подтвердить, на протяжении длительного периода подготовки к съемкам мы с Асей общались, она действительно буквально носилась с этим проектом, как мама с любимым ребенком.



Для автора огромное счастье, когда в придуманную тобой историю включаются такие профессионалы. Главное, не знать об этом, когда пишешь книгу. Наверное, обладай я даром предвидения, писала бы ее до сих пор, ужасаясь грузу ответственности.

Когда мы имеем шанс увидеть фильм? В кинотеатрах или по телевидению?

Вопрос к продюсерам, ибо я в сфере кинопроизводства совершеннейший неофит. После монтажа будет постпродакшн, важен вопрос и получения прокатного удостоверения. Как я понимаю, не раньше чем через год. Будем ждать.

Принимала ли ты участие в написании сценария? Если нет, то согласна ли ты со сценарием и с режиссерской трактовкой? Сильно ли фильм будет отличаться от книги?

Первый вариант сценария писали мы с Артемом Темниковым. Окончательная версия, в которой много новых сюжетных поворотов, принадлежит Тамаре Бочаровой. Слышала мнения, что, когда за адаптацию литературного произведения для кино берется сценарист, пиши пропало: от изначальной идеи остаются рожки да ножки, бал правит зрелищность и все эти так называемые арки героя. Мне посчастливилось увидеть другой подход и, соответственно, другой результат. При первом разговоре с Тамарой выяснилось, что она читала книгу, еще не зная, что ей предложат работу над сценарием. Было много уточняющих вопросов, обсуждений характеров героев. Меня постоянно спрашивали, согласна я с той или иной трактовкой или нет. Тамаре удалось разложить историю по кубикам и собрать ее вновь на иной, кинематографической платформе, но при этом удивительным образом сохранить все основное, что было в книге. В обсуждении принимали участие и режиссер, и продюсеры. Каждый высказывал свое мнение. У меня на компьютере в папке, посвященной фильму, хранится без малого несколько десятков сценария с правками и доработками, ведь работа продолжалась практически до начала съемок, последний файл датирован 31 декабря 2021.

В результате то, что я увидела на съемочной площадке, превзошло мои ожидания. Есть даже находки, когда я как автор художественного текста, кусаю локти: ну почему это не я придумала? Надеюсь, сценарий по роману "Доктор Х и его дети" станет важной вехой в сценарной карьере Тамары Бочаровой и обратит на нее внимание профессионалов киноотрасли: максимально точно, чутко и бережно адаптировать книгу к кино надо уметь. Она умеет.



Ты присутствовала на съемках. Поделись впечатлениями писателя, который наблюдает, как по его роману снимается кино?

Фантастика… Не верю, это происходит не со мной! Впечатления самые ошеломительные, хотя я старалась не выказывать бурный восторг, не мешать съемочной группе и даже успела выступить перед девятиклассниками на уроке литературы в лучшей школе Ростова – гимназии им. Кекина, ведущей историю с 1910 года. Это здание стало экстерьером больницы. Конечно, чувствуешь себя немного странно, когда твои герои оживают, а кругом бегает огромное число людей с камерами, рациями, рупором, осветительными приборами. И даже немного отчего-то неловко, что вот однажды ты открыла новый файл в ворде, написала первые строки, и вот это все замутила. И радостно одновременно, ведь, значит, все было не зря. Удалось донести, достучаться, оказаться услышанной.

Что особенно запомнилось, запало в душу на съемках?

Всё и все! Я присутствовала на съемках финала, где, в частности, есть сцена, в которой доктор Христофоров лежит на снегу. Это в фильме – несколько кадров, наверное, но ведь сцену репетируют, снимают с разных ракурсов, в итоге 2-3 минуты превращаются в полчаса, а то и более. На улице – мороз, но Сергей Пускепалис отказался от пенки, которая могла попасть в кадр, и лежал прямо на снегу все это время. А еще я переживала за детей, которые, согласно замыслу, выбегают на улицу без верхней одежды. Но это в книге все легко, а тут настоящие дети и настоящий крепкий минус. Конечно, рядом, за кадром, были костюмеры, стоявшие с куртками и пальто наготове, чтобы сразу после очередного дубля накинуть их на плечи ребят… Но я тоже готова была бегать следом и всех укутывать, ведь писатель-то я во вторую очередь, а в первую – мама. Перед решающей сценой в финале подлетела к исполнителю одной из главных детских ролей Денису Логинову и попыталась застегнуть молнию на толстовке, горло-то у ребенка открыто! Съемки закончатся, а ему в школу, еще только середина четверти. Он так серьезно посмотрел на меня и говорит: "Она приклеена".



Гвозди бы делать из этих людей!.. Кстати, почему фильм снимался именно в Ярославской области?

В Ярославле много снимают, начиная с советских времен. Вспомним "Афоню" Георгия Данелии, "Чистое небо" Чухрая, "Экипаж" Митты, "Большую перемену" Коренева и многие другие фильмы. От Москвы недалеко и техническая база есть. Сейчас киношники тоже постоянно работают в Ярославле, снимая и сериалы, и полный метр. Мы жили в гостинице "Которосль" – это такой киноотель, где даже есть своя стена почета с автографами съемочных групп, например, фильма "Аритмия" – тоже про жизнь врачей. А в ростовском кремле снимали всенародно любимую комедию "Иван Васильевич меняет профессию". Правда, до Кремля я-то и не дошла, поскольку была на съемочной площадке весь рабочий день: с 8 утра до 20 вечера.

Оказывали ли власти региона поддержку съемочному процессу?

Власти, конечно, помогали, ведь без согласований не может быть и съемок. Отдельная благодарность уполномоченному по правам ребенка Ярославской области Михаилу Львовичу Крупину. Детский омбудсмен с искренним интересом отнесся к нашему проекту и оказал всестороннюю поддержку: вместе с режиссером объехал все детские дома своего региона, благодаря чему нашли ребят не только для массовки, но и исполнителя одной из главных детских ролей. Спасибо отделу образования администрации Ростова и директору гимназии, позволившим съемки, не прерывая учебного процесса. Это было крайне важно, поскольку в Ярославле не удалось найти подходящее здание для уличных съемок, а вот фасад старинной гимназии в Ростове буквально спас положение.

Кто из артистов тебе особенно понравился?

Актерский дуэт Сергея Пускепалиса и Ольги Цирсен – убедителен и гармоничен. В книге подруга доктора выглядит несколько иной, но, если бы я работала над ней сейчас, списала бы героиню с Ольги, настолько точное попадание в образ и органичный тандем с главным взрослым героем.



Однокурсника доктора играет известный актер Игорь Черневич. В книге это, скорее, второстепенный персонаж, в фильме он обретет другое звучание.

Маму Христофорова, страдающую болезнью Альцгеймера, играет актриса Ярославского драмтеатра Елена Сусанина – это именно та самая мама, какой я представляла ее себе, ни дать ни взять – она!

Ну и, конечно, юные актеры. Кастинг шел несколько месяцев, иногда режиссер присылал мне фото пробующихся на роли детей. Признаюсь, мне было сложно представить, как ребята справятся с ролями трудных подростков так, чтобы это было художественно убедительно. На съемочной площадке, да даже раньше – когда стали присылать фото с первых дней съемок, эти вопросы отпали сами собой. Тут надо отдать должное специалистам по кастингу – мастера своего дела! Это Юлия Миловидова, проводившая детский и взрослый кастинг по всей территории РФ, Алексей Павлусенко, подключившийся к работе в Ярославле и занимавшийся взрослым кастингом. Иногда у меня было ощущение, что вот этих реальных детей просто каким-то невероятным образом извлекли из моей головы. На площадке административной работой, связанной с актерами, занималась Юлия Сааре. Спасибо огромное им всем, и тем, кого я не упомянула!     

 
     
Дети – это пациенты тех самых учреждений, о котором ты написала, или обычные ребята? Познакомилась ли ты ближе с кем-то из них?

На детские роли актеров искали по всей стране, как по актерским базам, так и в детских домах Ярославской области, и если у одних ребят за плечами есть актерский опыт, то для других съемки в нашем фильме стали первой работой в кино.

Так, например, с ребятами из Москвы, Ярославля, снимался 14-летний актер из Новосибирска Роман Коноплев. У Романа уже внушительное кинопортфолио и, уверена, большое актерское будущее. Актриса Вероника Устимова из Москвы тоже известна: в январе на телеканале "Россия-1" состоялась премьера 4-х серийной комедии "Французы под Москвой", в которой Вероника сыграла вместе с Марией Порошиной. В свои 17 лет она уже снималась с Татьяной Догилевой, Леонидом Ярмольником, Дарьей Мороз, Евгением Цыгановым, выходит на сцену в двух московских театрах, а со съемок фильма по "Доктору Х" сразу уехала на другой проект. Мне удалось застать Веронику в последний съемочный день. Разве не счастье – сделать селфи с зеркальным отражением моей книжной Элаты?


Вероника Устимова.

Есть актерский багаж и у Егора Николаенко из Москвы, ему тоже досталась одна из самых сложных детских ролей, а мне было тяжелее всего ее писать, поскольку вокруг этого персонажа сосредоточились все мои личные материнские страхи. Все шло к тому, что он должен умереть, но в какой-то момент поняла, что скорее заброшу этот текст, чем допущу смерть ребенка, сама потом ночами спать не буду. Пообщалась с мамой Егора на съемках, спасибо ей за то, что позволила сыну сыграть эту сложную и важную лично для меня роль.

Но не менее убедительными оказались ребята без опыта съемок в кино. Например, Мурад Магомедов из Москвы прошел пробы в школе, а его маме – врачу по профессии – потребовалось немало мужества, чтобы отпустить сына на, пожалуй, самую сложную роль. Снялись в фильме Алексей Хитеев, Карина Макаренкова, Дарья Степанова, Игорь Ровнин, самый маленький наш актер Тимофей Антонов.



Одна из главных детских ролей у 14-летнего Андрея Синогеева из Переславль-Залесского. Он играет персонажа по кличке Фашист, увлекшегося по вине отчима завиральными идеями, а на деле оказавшегося добрым и отзывчивым парнем. Хочется верить, что это не последняя роль Андрея в кино, по крайней мере, для развития этого персонажа я могла бы написать продолжение истории, отправив его, например, в поисковый отряд.  


Андрей Синогеев. 

Ну и, разумеется, главный детский персонаж – мальчик-загадка, твердый орешек для доктора Христофорова Ванечка-Омен. Его сыграл Денис Логинов из Ярославля. Не знаю, могу ли раскрывать секреты, но так и быть: на роль уже почти был утвержден юный актер из другого города, но когда на кастинг пришел ученик ярославской театральной студии "Луч", сомнений не осталось. Дениса утвердили без долгих раздумий, и он невероятно подходит на эту роль – даже не по типажу, - когда писала, представляла себе другого мальчика, - а умением перевоплотиться и сыграть вот этот "твердый орешек". С Денисом мы общались дольше всего, много говорили о вещах, казалось бы, сторонних – о школе, о том, как поступают с нами разные люди и как к этому относиться. Серьезный парень со своим уже почти взрослым, но еще таким детским взглядом на жизнь. Оказалось, что Денис одногодка моего сына, такой же шестиклассник, и очень на него похож – рассуждениями, позицией, теми неуловимыми чертами, которые подчас важнее внешнего сходства. Надеюсь, мы подружились. По крайней мере, Денис пригласил нас приехать в Ярославль летом и обещал сам провести не туристическую экскурсию, показав, как живет город. Ну а мы ждем Дениса и его маму в Петербурге. 


Денис Логинов. 

Твой сын Платон не принимал участия в съемках?

Бывают прирожденные актеры, а бывают от рождения – нет. Правда, в раннем детстве сын полгода отходил в театральную студию – по моей, разумеется, инициативе. Первой и последней ролью стала пчелка в "Мухе-цокотухе". Платону предлагали роль в массовке, но он категорически отказался, да и учебу пропускать в его случае нельзя, знаменитый Президентский физико-математический лицей 239 обязывает. Не стала спорить и настаивать для реализации родительских амбиций, тем более лежат они не в кинематографической плоскости. Уважаю его мнение. А вот я снялась в одном эпизоде, чем не могла не напомнить сама себе Эльдара Рязанова в фильме "Гараж", только мое появление в кадре было без слов, но зато в полной мере ощутила, как это тяжело – сниматься в кино.

Ну, возможно, у Платона все впереди, ведь талантливые люди талантливы во всем! А теперь несколько слов о самой книге "Доктор Х и его дети". Ты подняла очень тяжелую тему – будни спецучреждения для психически нездоровых детей. Почему к тебе пришла мысль написать об этом? Приходилось в жизни сталкиваться с такими учреждениями, с больными детьми?


Роман Коноплев

С момента выхода в свет книги много раз отвечала на подобные вопросы. Да, у доктора Христофорова есть прототип, но в то же время, как мы прекрасно понимаем, жизнь – это жизнь, а литература и кино – есть преломление жизни с элементами художественного переосмысления, обобщения и, наконец, новыми смыслами, поэтому настоящий врач-психиатр, который очень мне помог и натолкнул на идею написания книги – не доктор Христофоров. Я посещала профильный центр восстановительного лечения, слушала истории детей, некоторые герои книги, а теперь уже фильма родом оттуда, но, опять-таки, в книге нет полностью реальных историй от и до, это было бы, как минимум, неэтично по отношению к подросткам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и оказавшимся в клинике. Вместе с тем некоторые диалоги воссозданы буквально под запись. Как это ни ужасно, но мальчишка, сбрасывавший кошек с крыши, действительно сидел передо мной и утверждал: "Не умирали котёнки".  Даже слово менять не стала. От историй реальных детей я оттолкнулась, чтобы написать книгу. Конечно, она для взрослых, которые, прочитав, возможно, поймут, к чему приводит равнодушие к детям даже в благополучных семьях.

Можешь прокомментировать с точки зрения писателя, как в нашей стране поставлена психиатрическая помощь подобным пациентам?

Я не врач и уж тем паче не организатор здравоохранения, чтобы судить о качестве и особенностях психиатрической помощи. Конечно, говорить о карательной психиатрии в наше время нельзя, это, скорее, страшилки из интернетов. Наоборот, при первых признаках душевного раздрая стоило бы обращаться к психологам и психотерапевтам, чтобы дело не дошло до таких больниц и психиатров. Иногда и слово лечит, во что, кстати, верит мой герой Христофоров. Также не могу не поделиться наблюдением: на одном отделении собраны разные подростки, одним действительно требуется медикаментозная коррекция, другие, что называется, педагогически запущенные – они не попали бы в клинику, окажись рядом любящая мама, мудрая бабушка или, на худой конец, внимательный и чуткий психолог, социальный педагог в детском доме. А так, выходит, иногда проще сбагрить сложного, ершистого смутьяна, нарушителя дисциплины подальше под видом девиантного поведения, пусть там разбираются. Нахождение в стационаре длительное, это не 10 дней по полису ОМС с любой болячкой и – гуляй, Вася. В такой ситуации и работает детский психиатр Христофоров: ему важно достучаться до сердец своих подопечных, не сломать им жизнь ложными диагнозами, которые могут образоваться даже без злого умысла, а просто потому, что так работает система. Сколь я могу судить со стороны, в детской психиатрии определенный кадровый кризис: врачи старой школы работают за троих, молодежь не спешит идти в эту не самую популярную сферу медицины, требующую самоотдачи и даже подвижничества. И все же надеюсь, что таких врачей, как Христофоров, будет больше и надо их всячески поощрять и поддерживать, потому что чужих детей не бывает, а здоровье – штука тонкая, психическое здоровье – тончайшая, и вылечить душу ребенка сложнее, чем красное горло.

Это уж точно! А над какой книгой ты сейчас работаешь?

О, я суеверна, могу сказать лишь, что, наверное, это будет неожиданный ход, его детали я сейчас и обдумываю.

Я имела в виду, продолжение истории детей доктора Христофорова не планируется?

Этот вопрос уже в шутку прозвучал на съемочной площадке. Финал книги и финал фильма разнятся, у каждого из героев есть потенциал для дальнейшего развития истории. Не могу сказать, что я готова ее продолжать прямо по горячим следам, но кто знает. Поживем – увидим.



Фото со съемок Владимира Баяндина, Анны Беленькой. Предоставлены Марией Ануфриевой.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

БАМ отмечает 50 лет
Шекспир в контексте
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть