Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

17 октября 2018 16:13

"Человек на луне" Дэмьена Шазелла: хороший парень Нил Армстронг

В прокате идёт новый фильм автора “Ла-Ла-Ленда” и “Одержимости” Дэмьена Шазелла. Это байопик о Ниле Армстронге, космонавте, который первым ступил на поверхность Луны.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

“Человек на Луне” в этом году открывал Венецианский кинофестиваль и для самого Шазелла стал первым крупнобюджетным фильмом поистине голливудского размаха. По крайней мере, в теории. На деле же всё оказалось похоже на очень личную историю, для которой пафос и эпичность суть черты необязательные. Ревизор.ру рассказывает о том, удалось ли режиссёру сказать что-то новое в жанре.

Нил (Райан Гослинг) – надёжный парень, самый обычный американец-семьянин своего времени, хороший коллега и друг. Только профессия необычная – он астронавт, и работа  для него в один момент становится не столько призванием, сколько лекарством.  Они с женой (Клер Фой) тяжело пережили смерть дочери, и Нил нашёл утешение в новом проекте НАСА – высадке на Луну. 

“Маленький шаг для человека, и большой скачок для человечества”, - известная на весь мир цитата Нила Армстронга, конечно, прозвучит в фильме, но не торжественно и чеканно, а попросту волнительно и ответственно. В том, как Шазелл обставил эту фразу – весь герой Армстронга по фильму, то есть скромный человек, который просто делает свою работу.

Исторический портрет  и характер героя сами ставят режиссёра в рамки и не дают ему возможности лишний раз покрасоваться, вот он и бьёт себя по рукам: то муха в ракету залетит, то в самые бытовые моменты, на ровном месте произойдёт страшное, то сын в ответ на фразу “Твой отец полетит в космос” наивно скажет: “Хорошо” и пойдёт дальше по своим делам.  Ничего особенного. Идею реализма картины подкрепляет ручная камера оператора Линуса Сандгрена, а психологизм  – крупные планы героев, особенно во время полётов.

Фото: kinopoisk.ru

Тем не менее, космические сцены и сцены в НАСА  – самая слабая сторона «Человека на Луне».  Всё это либо скучно, либо мы это видели тысячу раз. Сам аттракцион полёта в космос работает с перебоями: всё-таки чтобы ощутить себя внутри ракеты, мало бешено трясущейся камеры, но зато первый шаг на Луне и правда можно испытать как свой собственный.  
 
Всё же гораздо лучше выглядят эпизоды в доме Армстронга, с его женой Джанет. Их камерность, особенно в моменты единения героев, заставляет вспомнить о лице автора. Во время танца в приглушённом свете или в сценах, снятых на плёнку 16 мм, изображение по-настоящему оживает. Такой же эффект сообщает фильму сама Клер Фой, по фильму жена Нила (её непременно ждёт номинация на Оскар). Жаль лишь, что Шазелл не уделил ей  и вообще истории между ней и мужем больше внимания. Только в последней тихой сцене встречи Джанет и Нила после полёта в космос Шазелл снова проговаривается: не интересны ему все эти протоколы, пресс-конференции, инструкции и красоты космоса. Вот два человека, и скорбь между ними, наконец, больше не стоит.

Фото: kinopoisk.ru

Но основная проблема фильма лежит в плоскости сценария. Его написал Джош Сингер – человек, зарекомендовавший себя как оскаровский автор (“В центре внимания”, “Секретное досье”).  Шазелл ведь обычно снимает про мечту и путь к ней, а в этот раз строит фильм вокруг героя, который не горит надеждой и желанием, а просто любопытствует, томно поглядывая на ночное светило. Даже если его скрытая идея фикс о Луне и воплощается, до этого фильму  категорически не достаёт внутреннего стремления, движения к цели, и даже ритмичный монтаж Тома Кросса не в силах расшевелить историю. К  слову, скучно и тесно в картине и постоянному композитору и товарищу Шазелла Джастину Гурвицу, который отчаянно старается, чтобы зритель не заснул во время просмотра.

В целом “Человек на Луне” избирает безопасные пути  байопика про национального героя и фильмов про космос. И в этом жанровом котле чужой сценарий странно смешался с привычной милой сентиментальностью самого режиссёра. Без визуальных изысков и эпичных реплик на выходе получился плохой Терренс Маллик. Но никак не Дэмьен Шазелл.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть