Режиссёр ленты "Конец фильма" Владимир Котт. Фото: kinochannel.ru
Владимир Котт – многоопытный режиссер, и в слове – много – его умение делать разное кино, для разной публики и, при этом, оставаться собой. В его фильмографии нашумевшая "Громозека" (о людях, оставшихся в стране, которой больше нет), трогательный "Карп отмороженный" (поучительная история о взаимоотношениях матери и сына), восьмисерийный "Петр Лещенко. Все, что было…" (о русском и румынском певце, артисте, рестораторе), сериал "Заступники" (о советской судебной системе в период застоя). Владимир Котт, лауреат престижных кинофестивалей, можно сказать, дружит с Фортуной и, вдруг, снимает ироничный по отношению к самому себе фильм – прощание. С кем он прощается? С режиссерами, вынужденными снимать кино по заказу? Или вообще с кинематографом? Не случайно в картине оказались кадры разрушенного кинотеатра "Соловей". Пожалуй, эта самая выразительная метафора, отражающая то, что происходит сегодня в киноиндустрии. А ведь есть чем "гордиться"! В одном только 2020 году было выпущено, не поверите, больше семисот фильмов, и, в основном, это комедии, триллеры и военное кино. Хочешь собрать кассу (но ведь ее действительно надо собрать и известно кому вернуть), - выдавай ржачные комедии, снимай полицейских и обязательно среди них одну в юбке, да побольше трупов или танков с самолетами. Это для наших. А для не наших, для Берлина, например, что-то остросоциальное, для Венеции – умирающих от смертельной болезни, для "Оскара"... Так размышляет герой фильма режиссер Митя Белкин. Впрочем, об "Оскаре" он и не мечтает. Хотя когда-то со студенческой короткометражкой взял главный приз в Сан-Себастьяне, а теперь вот на пятом десятке снимает фуфло про ментов. И сидит он в режиссерском кресле на заснеженном поле, и подбегают к нему девульки с горячим кофе, и кричит он, чтобы убрали с поля березку. Одинокую. Лишнюю. Никчемную. Как его будущий фильм. Мент в исполнении народного артиста Карманова (Борис Каморзин) декламирует тупой текст, застревающий в глотке, но от сценария не убежишь, да и от гонорара не откажешься. Он как припадочный попугай на крещендо твердит, обращаясь к подозреваемой: "Где труп? Где труп?". Покойника он ищет именно в этом поле. И находит, но это случится позже. А вот режиссер, озаренный видениями и чувством собственной гениальности, срывается с кресла и исчезает, как вольный ветер, с площадки. Но воли ему не видать. За ним гонится продюсер и "товарищи", готовые отнять квартиру, если он не вернет вложенные в фильм деньги. А он, мятежный, просит бури, беседуя с Марчелло Мастроянни (Егор Бероев). Призрак великого итальянского артиста – это внутренний голос Белкина, его справедливый двойник. И Мастроянни вещает безжалостно: "Говно ты, Митя". И разыгралась метель в голове режиссера. Он бежит и бежит. Кого он встретит по дороге? Свою семью, которую сам разрушит и, конечно, женщин. Может, и самого себя, но другого.
Владимир Котт наделся, что его картина выйдет раньше, но она увидела свет только в 2021году. "Конец фильма" попал на "полку" в его квартире. Началась пандемия. В одном из интервью режиссер сказал, что ему пандемия в каком-то смысле помогла. Он изменил некоторые эпизоды, и именно в это время смог запечатлеть кинотеатр "Соловей" в разрушенном состоянии. Котт признается, что это его самый личный фильм. "Исходное событие – это то, что главный герой несет мои мысли", - говорит он. На главную роль режиссера Мити Белкина автор фильма пригласил Валентина Самохина, очень выразительного артиста, но не звездного. Самохин уже лет двадцать играет на сцене и в кино, наиболее удачно проявил себя в сериалах "Обратная сторона Луны 2 сезон", "Зайцев + 1", "Метод", "Найти мужа в большом городе". Одну из ролей в картине "Конец фильма" сыграл сам Владимир Котт, "наградив" себя маской успешного коммерческого режиссера. Артист Самохин ну прямо Вуди Ален. Невысокий, худощавый, ироничный и чуть-чуть противненький. И при этих внешних "достоинствах" герой фильма обласкан женщинами со всех сторон. Такого сходства и искал Котт. И в абсурдности некоторых диалогов "слышен" Вуди Ален. В фильме есть явные отсылы и к Федерико Феллини, и к Андрею Тарковскому. К вечному искусству. И в этом вся соль. Митю Белкина во время съемок накрывает чеховская тоска: жизнь прожита зря? что я сделал? Успешные коллеги разменяли свой талант на дома где-то там и здесь, на роскошные шубы, на Mercedes-Benz . Но он не завидует, нет. Он больше не хочет пачкать руки, но жить-то как?
"Конец фильма" - это не эпитафия на смерть кинематографа. Это человеческая история, история потенциально большого художника, утонувшего в противоречиях. Но, как известно, из противоречий рождается истина.
Фото из открытых источников.
По словам Владимир Котта, "Конец фильма" - это его самое свободное кино. Во всех отношениях. И, прежде всего, без господдержки. И артисты - Яна Троянова, Виктор Хориняк , Егор Бероев, Мария Шумакова не рассчитывали на гонорары. Точка отсчета - граффити Олега Янковского со свечой в руках у его дома на ул. Щипок в Москве. Пусть вечно горит свеча из фильма Андрея Тарковского "Ностальгия". Свеча настоящая (в отверстии в кирпичной стене). Именно сюда приходят ценители настоящего кино и высочайшего актерского мастерства, принося с собой и зажигая новые свечи.