Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

20 января 2018 12:45

“Скиф”: "Шум и ярость" по-славянски

В прокат вышла фантазийная драма-боевик Рустама Мосафира, вдохновлённая историей древнего народа.

Кадр из фильма "Скиф"
Кадр из фильма "Скиф"

Жанр новой картины, исполненной в исторических декорациях и полной боевых трюков, определить довольно непросто — вешать ярлык фэнтези не хотелось бы, называть её только лишь псевдоисторическим экшеном — тем более. Время действия, перенесённое на много столетий назад, определяется лёгкими намёками — в фильме косвенно упоминается христианская религия, исповедуемая славянами, при том, что скифы канули в небытие задолго до крещения Руси.

Тем не менее, судьбоносная встреча народов произошла. Впрочем, не стоит упрекать создателей фильма в недостоверности, особенно учитывая тот факт, что сами скифы вели кочевой образ жизни, письменности не имели вовсе, и сведений о себе оставили крайне мало — тем больше осталось пространства для творчества художников, воссоздающих на экране рассказ, который мог бы быть вписан в историю загадочного народа, стёртого с лица земли.
 
По замыслу авторов, эти жёлтоглазые кочевники превратились в виртуозных наёмных убийц, работающих за золото —  и действующих профессионально и безжалостно, потому как по-другому им просто не выжить. Выезд на границу своих владений одного из древнерусских князей, некого “княже” в исполнении Юрия Цурило, в сопровождении свиты с тем, чтобы принять дары от соседей, оборачивается нелицеприятной встречей с таким наёмником.
 
Однако же любовь к драгоценному металлу была присуща не только скифам, но и знати, конкурирующей меж собой за киевский престол и потому способной к предательству и готовой к кровопролитию в любой момент.  Даже самому князю, которого спасает от смерти брутальный, крепко сложенный Лютобор (Алексей Фаддеев), вовремя увидевший лучника, не чужда алчность — он не прочь носить грим золотого цвета, а отдыхать предпочитает в роскошной обстановке среди прелестных девиц. Пожалуй, князь — один из самых неоднозначных персонажей во всей этой истории имеет на это право — и надо отдать ему должное в этом, ибо самые неприглядные качества его характера позволяют удерживать за собою власть в условиях постоянной войны.

Кадр из фильма "Скиф"
 
А потому дремать героям не приходится — надобно всегда быть начеку, если жизнь дорога. Лютобор, ещё вчера наиболее близкий князю, недолго радуется благосклонности судьбы — его жену и сына похищают неизвестные, а самого ратника подозревают в измене своему княже, которому он служит верой и правдой. Теперь он должен бежать из родного племени, чтобы вызволить своих близких из лап диких скифов.
 
Одного такого скифа, захваченного в плен, Лютобор берёт с собой — верткий и пронырливый Куница (Александр Кузнецов) готов помочь своему освободителю, чтобы вернуться в родовое гнездо. Так, заклятые враги, один из которых носит нательный крест, а другой поклоняется воинственному Аресу, оба оторванные от своего племени, оказываются попутчиками. Языческая вера, кстати, является в фильме значимой движущей силой —   один только ритуал принесения клятвы на крови — это целая эпопея.

Кадр из фильма "Скиф"
 
Однако, как выразился волк Куница, “дело ведь не в Богах, дело — в людях”, и эта фраза очень точно отражает мораль всей картины. Кстати, сам Куница в исполнении Александра Кузнецова получился невероятно обаятельным, да и выглядит он по-средневековому стильно, даже готично — а кроме того, всегда успевает вовремя прийти на помощь своему новому товарищу — поначалу даже кажется, что именно в его честь картина и получила своё название.
 
В отличие от чистого сказочного фэнтези, где есть очевидная борьба добра и зла, образы действующих лиц фильма писаны не только чёрной и белой краской — здесь нет однозначно положительных и отрицательных героев, стремления и поступки их порой амбивалентны, а мысли и чувства созвучны современному человеку. Разве что отношения здесь выясняют, разумеется, традиционным способом — почти исключительно с помощью физической силы, хотя без хитрости и смекалки не обойтись — драматургия выстроена таким образом, что буквально за каждым углом героев ждёт новый подвох.
 
Пафосные батальные сцены проходят на фоне прекрасных крымских пейзажей, которыми успеваешь даже любоваться, прислушиваясь к звукам фолк-музыки группы POTIR, погружающей в созерцание в тех сценах, когда на экране наступает затишье — как правило, кратковременное — а затем снова идёт борьба не на жизнь, а на смерть. При этом даже в этом суровом мире находится место для вкраплений юмора, без которого происходящее не было бы столь живым и понятным — так, неизменную улыбку вызывает умилительный образ Трояна в исполнении Александра Самойлова, который усыпляет бдительность Лютобора, но не Куницы, способного видеть чужаков насквозь. Даже самые жестокие поединки находят неожиданное обоснование своей жестокости —  изменение сознания воина объясняется действием шаманского напитка, приводящего в ярость того, кто его испробовал — и экран заливает алой краской.
 
Красного цвета, переходящего в бордовый, в картине вообще много, хоть он и не является определяющим — вокруг царствует песочная охра, а жители славянской общины носят ещё и прелестный голубой. Цвет и детали этнических костюмов, созданных художником Надеждой Васильевой, работавшей ещё на картинах Алексея Балабанова, продуманы до мелочей, как и многие артефакты, предметы быта и декоративного искусства, органично вплетённые в ткань произведения.
 
Кадр из фильма "Скиф"

И наконец, в картине есть любовь и верность, честь и доблесть, трусость и предательство — всё это в столь мощной концентрации, что несмотря на динамично разворачивающееся действие, мы ни на минуту не забываем о светлых целях, к которым справедливо стремятся герои — и что важно, стремления эти смело может разделить и зритель. А открытый финал не только оставляет место для продолжения, будучи одновременно и восклицательным знаком, и троеточием, но и явно намекает на будущих героев истории, которые могли бы продолжить дело своих предков. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть