Сергей Параджанов. Постановочная фотография "За решеткой". 1984 год. Фото: Юрий Мечитов / РГ.
Сергея Параджанова от рождения звали Саркис Овсепович Параджанян. Он родился в Тифлисе (нынешнем Тбилиси) в армянской семье, в которой был третьим ребенком и единственным сыном. Надо отметить, что отец мальчика торговал антиквариатом. Некоторые исследователи полагают, что взросление в такой обстановке сформировало эстетическое чутье и мировоззрение режиссера Параджанова.
Мальчик получал среднее образование в русской школе, где, при общих посредственных успехах, проявлял интерес к гуманитарным предметам, естествознанию и рисованию. Режиссер всю жизнь хорошо рисовал. Сергей Параджанов известен и как мастер изобразительных искусств: после него остались рисунки, коллажи, инсталляции, скульптуры, эскизы к кинофильмам, коллажи. Многие из этих работ хранятся теперь в Доме-музее Параджанова в Ереване.
Кадр из фильма "Тени забытых предков". Фото: cinepromo.ru
А ещё кинематографист умел делать кукол. Этому он научился, когда после школы работал на тбилисской фабрике "Советская игрушка". Недаром во многих картинах Параджанова фигурируют куклы. Также Сергея с детства привлекали музыка и пение. Недаром одно из его почти законченных образований было консерваторским. Во время войны Параджанов поступил в Тбилисскую консерваторию и брал параллельно уроки танцев. Этого хватило, чтобы участвовать в концертах в госпиталях. После Великой Отечественной войны Сергей Параджанов перевелся в Московскую консерваторию - и тут его привлек кинематограф, и дальнейшая творческая биография пошла по данной стезе.
На режиссёрском факультете ВГИКа Параджанов состоял в мастерской Игоря Андреевича Савченко и входил в группу тех учеников мэтра, при помощи кого тот снимал фильмы "Третий удар" и "Тарас Шевченко". По некоторым воспоминаниям, именно Параджанов предложил на роль Шевченко тогда ещё молодого актёра Сергея Бондарчука. К сожалению, в разгар работы над фильмом о "кобзаре" Савченко внезапно умер, и заканчивать картину пришлось его ученикам. В их числе также был Сергей Параджанов.
К сожалению, имя Сергея Иосифовича в культурной истории нашей страны связано не только с художественными прорывами, но и с политическими преследованиями. Первое "дело", в котором он оказался замешан, развернулось в 1948 году: обвинение главы Грузинского общества культурных связей Н. М. Микавы в идеологических отступлениях. В этом обществе состоял Параджанов. Политические обвинения смешивались с преследованием по обвинениям в нетрадиционных отношениях. Но тогда молодого кинематографиста, благодаря вмешательству крупных деятелей культуры, вскоре освободили из-под ареста. Похожая ситуация повторилась в 1974 году, и тогда уже Параджанов был лишен свободы на четыре года. Что касается семейной жизни, то Параджанов был женат дважды: в первый раз на девушке из татарской семьи. Брак завершился трагически: как говорил сам Сергей Иосифович, его жену убили родственники за "вероотступничество". Во второй раз – на дочери советского дипломата. Тут уже супруги, как говорится, "не сошлись характерами".
Лучшими работами Сергея Параджанова считаются эпические кинополотна "Тени забытых предков" о жизни гуцульского села и истории влюбленных – тамошних "Ромео и Джульетты", и "Цвет граната" о прославленном армянском ашуге Саят-Нова, который замышлялся и начинался под таким названием. Однако вмешалась цензура, и фильм о Саят-Нове доснимал другой режиссер… Приходится признать, что Сергею Параджанову не раз запрещали снимать то, что он хотел, и так, как он хотел. Что усугубляло его недовольство культурной политикой в СССР. Параджанова не причисляют к открытым и непримиримым диссидентам; однако его биография в части отношений с властью складывалась, скажем так, сложно. Многие сценарии, написанные Параджановым, так и не были допущены к съемкам. Становится немного понятнее, почему он в 1984 году позировал на "нестандартной" фотографии, которую назвал однозначно: "За решеткой".
На съемках фильма "Саят-Нова". Фото: А. Кочар / РИА Новости / РГ
Поздний период творчества Сергея Параджанова начался в 1983 году, после отбывания наказания, и состоял в основном из романтических и исторических работ. Он создал фильмы "Легенда о Сурамской крепости", "Ашик-Кериб" на основе одноименного армянского сказания, превращенного в литературное произведение Михаилом Лермонтовым. Также он мечтал снять автобиографический фильм "Исповедь". Работа над ним началась в 1989 году. А год спустя Сергей Иосифович умер от рака легких, так же его "Исповедь" осталась незаконченной…
Критики находят в наследии Параджанова такие черты, как этнографичность, мистичность, изобразительная выразительность, живописность, пластика, образность, тонкий психологизм, ёмкая лаконичность, поэтичность. Режиссер был новатором и в техническом плане: он применял смену цветных и черно-белых эпизодов, экспериментировал с фильтрами и эффектами "соляризации" (освещения), и в целом создал действительно уникальный и поэтичный кинематографический язык, который никому еще не удалось повторить.
Сегодня, в день векового юбилея Сергея Параджанова, "РГ" посвятила ему
материал "Я отомщу миру любовью". На большую часть статья состоит из высказываний мастера. Среди них есть мудрые слова: "Самое страшное – прозевать прекрасное".
К счастью, отечественный кинематограф все же не "прозевал" творчество режиссера.