"Непокорные": в Рязани представят творчество участников знаменитой "бульдозерной выставки"
10 июля 2020
Дин Кунц. В тёмных реках сердца.
10 июля 2020
Юрий Жирков рекомендует фильмы
10 июля 2020
Михаил Кержаков рекомендует фильмы и сериалы
10 июля 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Лунапарк Джона Барта

Король удальства и мастерства в американской новейшей прозе появился на свет 27-го мая 1930 года

Фото: vm.ru
Фото: vm.ru

Создатель собственного литературного аттракциона, ниспровергатель столпов традиционной словесности, насмешник и пародист. Писатель-постмодернист выступил как теоретик и практик литературной игры, тотального юмора, легкомысленной алхимии в словесности.


Фото: vm.ru

Нельзя сказать, что Джон Барт был первым, кто твёрдо осознал, что литературное произведение "делается", а не выплёскивается вдохновенным путём. писатель высмеивает своих героев, читателя, самого себя, само занятие сочинительством.

Фото: labirint.ru
 
Можно взять любой роман Джона Барта, и проникнуть в блестящую, увлекательную игру смыслами, наблюдениями, иронической интонацией автора-фокусника, иллюзиониста.  Реквизит у этого волшебника вполне доступен любому: чужие, зачастую известные, книги, почерпнутые из них штампы, вплоть до трансформированных цитат. Прибавим беззлобное варьирование расхожими ситуациями, нравоучительными сентенциями,  ханжескими мнениями. При этом автор сам оценивает тех, о ком пишет, критикует то, как пишет, набрасывается на самого себя при каждом удобном случае.

Фото: gdz4you.com

Подобное отношение к существу писательского дела  не родилось из праздной досужей фантазии. И гадать не надо — он из университетской гуманитарной среды, где изначально бытуют словесные штучки-дрючки. Где для каждого всегда найдётся пересмешник, провокатор, выдумщик.
 
Постепенно автор сам растворяется в своих фантазийных переливах, как сложившийся хвост павлина —  была пестрота, исчезла, опять возникла. А где сам павлин? Была ли птичка? Неважно, главное хвост с бесконечными красками, тонами, полутонами. И пусть читатель, на свой страх и риск, или по велению собственной эстетической природы выбирает понравившийся цвет. Об этом ловко и убедительно написал однофамилец нашего героя, французский симеотик Ролан Барт в своём эссе "Смерть автора", которым произвёл фурор, но, главное, он определил характеристики и функции литературного направления "постмодернизм".

 
 Фотол: labirint.ru
Джон Барт родился  в 1930 году, 27 мая в  Мэриленде, провинциальном южном штате, отобранном янки у индейцев-сименолов (он ещё напишет об этом в своём антиамериканском шутовском бестселлере "Торговец дурманом"). Барт, при всей смешливости, мудрёности, интеллектуальных шалостях — писатель трагической ноты. И пишет он об американской, вообще вселенской драме бытия, придуманной современным человеком, который заслуживает абсурда, но не снисхождения, издёвки, но не жалости.
 
Вместе с Беккетом, Ионеско, Керуаком, Воннегутом и другими большими и честными мастерами пера он утверждает, что живём мы в мире нелепом, больном, придуманном.

Фото: nevsedoma.com.ua

Безмятежное провинциальное детство протекало в Джульярдском музыкальном  училище, после средней школы, без помех. А потом юность в престижном университете Джонса Хопкиса в Балтиморе.
 
Джон Симмонс Барт не искал напряжённой биографии. С 1953-го года, закончив университет и получив магистерскую степень, он формально посвятил себя преподавательской деятельности. Он читал на протяжении десятилетий лекции по английскому языку и литературе в высших учебных заведениях Пенсильвании, Бостона, Буффало, родного Балтимора.

Фото: nycschoolcalendar.net

Первый его роман "Хитон Несса" 1951-го, был своего рода дипломной работой, пропуском выпускника со степенью. В 1955-м году он  представляет читающему искушённому миру сразу два романа. Заявил себя как мастер, без разгона в периодике. "Плавучая опера" и "Конец пути" не просто автобиографические преподавательские заметки, облечённые в романную форму, это философские скептические притчи с "чёрным юмором". Самоиронические сказания, призванные не просто удивить и развлечь, но найти жизнестойкую весёлость в самом себе, чтобы бороться с абсурдностью  человеческого существования, которое предстаёт, как всегда у Барта, в гротескных узнаваемых формах.
 
Он и опере отвёл соответствующее место. Оперное действо должно происходить на речной барже, зрители располагаются по берегам. Не слышат, но видят, догадываются о происходящем…
 

Фото: youtube.com

Настоящую известность и славу Барт пожинал с 1960-го года, после выхода "Торговца дурманом", а через пять лет "Козлика Джайлза". Возможно, верней перевод —  "Козлоюноша". Тут он вслед за Борхесом придумывает своего современного  Минотавра. Свой  лабиринт смыслов и заимствований чужой мудрости.  Роман метит на создание абсолютной антиутопии, с развенчанием всех общественных институтов, от образования до политики и семьи. Бурлескный нигилизм, совершенное владение словом, стилистический блеск.
 
 Фото: bookselect.ru

 Его "Письмена", "Приливные сказания", "Пятничная книга", "Заблудившись в комнате смеха" давно причислены к лучшим образцам американской классики. Вообще-то, если не верить "фейкам" о его кончине, он пишет по сей день, и после романа вышедшего на русском языке "ВсякоТретье Размышление" в 2012-ом году, не перестаёт работать. Аминь всем выдумщикам, творцам нового в литературе, отчаянным конквистадорам языка. 
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Непокорные": в Рязани представят творчество участников знаменитой "бульдозерной выставки"
Дин Кунц. В тёмных реках сердца.
Юрий Жирков рекомендует фильмы

В Москве

Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Маленькие герои большой войны
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть