"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
22 мая 2019
Сказка о Золушке, приключения Синдбада и странствия Синухеты
22 мая 2019
"Нано-опера", день второй, тур первый.
21 мая 2019
Читать – модно! Обзор новинок художественной прозы для молодёжи
21 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Творчество и свобода Николая Бердяева

К 145-летию со дня рождения философа

Фото: https://www.svoboda.org/a/24912601.html
Фото: https://www.svoboda.org/a/24912601.html

Для философии Николая Бердяева ключевыми понятиями, вокруг которых, если можно так выразиться, вращается все, являются Личность, (экзистенция), Творчество, Свобода и История, то есть непрерывный исторический процесс, как важнейший элемент познания Человека. Человек по Бердяеву существо раздвоенное, и потому противоречивое. В человеке сосуществуют дух и плоть, свобода и необходимость, Земля и Небо. Даже само понятие пола воспринимается философом, как проблема раздвоенности, не целостности, которую человек потерял в процессе духовной эволюции.

Важнейшим проявлением человеческой деятельности для Бердяева является Творчество. То есть, исходя из его философской концепции, Человек творческий – исходная ипостась личности, исходная, изначальная задача развития личности. Однозначно в Творчестве, в процессе некого уравнения себя самого с Творцом, человек выходит за пределы объективного мира, устремляясь в бесконечность, в иной мир. Лишь посредством творчества человек способен вырваться из материального, вещественного мира. Творчество – это то, что делает человека Человеком. Без Творчества человек теряет личностное начало, теряет способность вырваться из предопределенности и необходимости. Так же под Творчеством философ понимает противостояние субъекта объекту, выравнивание этих двух оппозиций, посредством "восхождения" субъекта из низин "внетворческого" бытия.


Фото: https://oz.by/books/more10692600.html
 
Творчество – это то, чего ждет от человека сам Творец, сотворивший этот мир и передавший человеку возможность творить и творчеством, а не послушанием и смирением, спасаться, участвовать в сотворчестве. То есть исходя из философии Николая Александровича человек способен стать соизмеримым с Богом, способен впустить в себя божественное начало, оправдать свое низменное существование лишь как Творец в обличии человеческом. Человек в процессе творчества способен совершить прорыв и иной, божественный мир.
 
Стоит отметить, Бердяев связывает воедино такие понятия, как Личность, Свобода и Творчество. Творчество, как правило, трагично, поскольку, стремясь к улучшению, к преодолению объективного мира, на выходе человек творящий имеет лишь очередную неудачную попытку. Стремясь к полету, к подъему человек падает. Творческий акт понимается философом как бесконечный взлет и бесконечное падение. Двойственная природа человека накладывает отпечаток двойственности и на свое высшее стремление – на Творчество.


Фото: https://foma.ru/nikolay-berdyaev-zhizn-v-poiske-bogoobshheniya.html

 
Бог для Бердяева, по сути, существует лишь в виде Бога-Сына, то есть Бога, сошедшего к людям, страдавшего вместе с людьми, Бога сочувствующего и Бога распятого. В каком-то смысле Бердяев материализует Божество, выводит его из небытия. Особенностью христианского, религиозного мировоззрения Бердяева является утверждение, что Бог при всей своей Всеблагости, не Всемогущ. Человек, созданный по образу и подобию, выхватывает зло и порок не из своего божественного начала, а из собственного, неподвластного по этой причине Богу. И Бог, исходя лишь из этого, послал человеку Иисуса Христа, Бога-Сына, стремясь выправить неподвластное Ему.
 
Бердяев воспринимает изначальную идею христианства сродни эмансипации, бунта или революции в старом сознании человека. Новый Завет коренным образом отличается от Ветхого Завета любовью и свободой, выступающим оппозицией ветхозаветному законничеству и языческому натурализму. Николай Александрович в своих работах раз за разом повторяет простые, по его мнению, истины, о том, что Христианство – религия свободы, что Бог принимает лишь свободных, что сам Христос – это свобода, что Христианство, как религия свободы, вполне объективно заявляет свои права на исключительность.
 
Бердяев пишет о том, что попирающий свободу псевдохристианский быт, есть ничто иное как быт языческий, то есть быт, не принявший или в недостаточной мере осознавший новозаветную Истину. Истина христианская, воспроизводимая в несвободе, в принуждении, даже в насилии, теряет свой смысл и вырождается не более, чем в привычку, в ритуал повседневности, в мертвый обряд. Христианство, по своей сути, по своему рождению, как религия распятой Истины, невозможно с точки зрения принуждения. Он, именующий себя не иначе, как мистическим анархистом, нападает на церковников своего времени именно с точки зрения их авторитарности, выступает против навязываемой ими идеи о Боге карающем. Для Бердяева Бог – это Бог свободы, любви и творчества во всех смыслах.


Фото: https://www.moscowbooks.ru/book/91017
 
Идея Закона по Бердяеву должна вступить в противоборство с идеей Творчества. Для Бердяева так же особенно важным является понимание Ада в христианстве. То, что обычный человек и даже философ уделяет так мало своего интеллектуального времени этой проблеме, Бердяев связывает лишь с имеющим общее место человеческим легкомыслием. Вечный ад, по Бердяеву, достаточно сомнительное наказание, не передающее всей благости Бога, отрицающее его благость. Однако и отрицать идею ада в полной мере Бердяев не может, акцентируя внимание на потере моральных ориентиров, некоторого смысла существования в случае потери идеи неизбежного ада, как наказания. Ад должен восприниматься лишь как временное наказание. В конечном итоге все души должны слиться в Боге, быть прощены.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
Что почитать детям? Обзор новинок детской художественной литературы
Сказка о Золушке, приключения Синдбада и странствия Синухеты

В Москве

"Нано-опера", день второй, тур первый.
Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
Открытие IV Международного конкурса оперных режиссёров "Нано-опера"
Новости литературы
ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть