В поисках "Фантастики". На экраны выходит анимационная комедия для всей семьи "Братья Медведи. Тайна трех миров"
13 сентября 2019
Четвертый фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" начинает работу
12 сентября 2019
Владимир Дашкевич: мастер симфонии
12 сентября 2019
Всероссийский оркестр по всей России
11 сентября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Велимир Хлебников. Пересечение параллельных прямых

В ноябре исполнилось 133 года со дня рождения поэта Велимира Хлебникова.

Фото: elohov.ru
Фото: elohov.ru

Велимир Хлебников поэт не от "филологии", а от самого звука. Звучания как предпосылки буквы, слова, смысла. Словотворец и мелодист русской поэзии, изыскатель и ревнитель праоснов родного языка. Предтеча и участник того уникального явления в мировой литературе, которое впоследствии назовут "Русский авангард". Хлебников не гнался за модой на "новаторство", но предвосхитил эпоху сюрреализма и постмодернизма, поджёг запал таких ярких творцов, как Маяковский и Платонов, Хармс и Пригов, Венедикт Ерофеев и Иосиф Бродский…

Родился он 9 ноября 1883 года в романтическом месте под названием Малые Дербеты. Астраханская губерния, бывшее Тмутараканское ханство. Степной улус, вокруг кочевники — калмыки, сплошь буддисты… Мать, Екатерина Николаевна — историк, отец Владимир Алексеевич — орнитолог. Впоследствии он станет вдохновителем и создателем знаменитого Астраханского заповедника. А пока в семье родился сын Виктор (псевдонимы Велимир, Лунёв, Великополк и прочие появятся гораздо позже), и в 1895 году отца по службе переводят в Симбирск, семья покидает степной край.  По видимому маленький Хлебников за 12 лет успел наглотаться вольного воздуха: всё написанное им, неважно, сознательно или нет, дышит горьким полынным настоем "потерянного рая".
 
Учился в Симбирской гимназии, затем в Казанском университете, в математическом отделении на "физмате". В 1903 бурном году принял участие в студенческих волнениях, пришлось (о, воля времени!) месяц провести тюрьме. Он мечется в университетских рамках от математики к "естественным" дисциплинам. Тогда начались его первые осмысленные литературные опыты. В частности, честная проза — повесть "Еня Воейков".

Фото: diletant.media
 
Ездит в орнитологические экспедиции по Волге, к Уралу,в Дагестан, изучает японский язык. Открыл даже новый вид кукушки!.. Рождается экзотическое дерзкое предположение: Виктор, сын провинциальных интеллигентов- почвенников, под орнитологическим крылом науки становится ассистентом отца. Уходит, буквально, в кушири и кугу, и под клёкот диких гусей и пеликанов в изгибах дельты Великой реки, под курлыканье журавлей занимается таинственными миграциями пернатых в Африку — и возвращается обратно в Астрахань. Сам как журавль, нескладный, длинновязый, размашисто, неутомимо и осторожно шагающий. Ну, писал бы где-нибудь в плавнях диссертацию, под крики скопы и уханье филина. Получил бы со временем советскую учёную степень. Пережил бы фатальные и безобразные катаклизмы русской смуты под хриплое посвистывание тростниковой дудочки, без разбойного Стенькиного посвиста. Кто знает, не об этом ли он думал в душных петербургских гостиных, в декадентских интерьерах столичных поэтических салонов?
 
"Мы бросились в будущее с 1905 года" — напишет он позже, уже освоив "Пиитический Парнас", сведя дружбу с многими "парнасцами".
И ещё — "...Найти основной закон времени".
 
Судьба переместила начинающего "словотворца" в столичный университет в 1908 году. Его бродяжий пыл был вознаграждён — он стал сразу интересен символистам. И пришёлся поначалу ко двору в "Академии стиха" в "башне" на Таврической улице. Впрочем, под влияние "демиургов" Вячеслава Иванова и Брюсова Хлебников попал случайно. Был спрос на языческую ересь.
 
Подкормленная и подмалёванная "изначальная" Русь, в завитушках и виньетках С. Городецкого и ритмической прозы Ремизова шла бойко на изысканном рынке чернильных страстей и борений. Вот и сочинял наш герой вымышленные катакомбы народной космогонии. Например, в пьесе "Снежимочка" — бестиарий языческих божеств: снезини, смехини, Берёзомир, Древолюд.

Фото: twitter.com
 
Блуждание по формальным словесным стезям характерно для литературной молодости. Дружил с Каменским, печатался у него. Общался с "футуристами": Братьями Бурлюками, художниками Матюшиным, Федотовым, Татлиным. Был принят и оценён ими как "свой". Молодой Маяковский учился у него с восхищением "геометрии" стиха. Намечался роман с акмеистами. Гумилёв чуть было не напечатал его в своём "Аполлоне". Есенин, Мариенгоф, Шершеневич, Клюев зазывали его под сень "имажинизма". Маньеризм Кузмина и Алексея Толстого не обошёл его стороной.
 
В 1910 в марте напечатаны его "Смехачи" в сборнике "Студия импрессионистов". Они грянули как манифест новой поэзии — купель революционных смыслов и форм, стилей и мифов. Альманах "Садок судей" был безукоризненно скандален со своими ниспровержениями и сарказмами, утопиями и предсказаниями. Родилась группа "будетляне" с Каменским и Бурлюками наперевес. Возникло отнюдь не тайное "Общество Председателей Земного Шара", и (уже Велимир) назначен главным Председателем…

"Бобэоби пелись губы..." — твердил и мурлыкал весь "авангардный" российский поэтический мир.
 
А он бродил своей отрешённой нездешней походкой по городам и весям . Полгода отслужил непонятным образом в царской армии. Барражировал в революцию и гражданскую войну от Баку и Персии до Москвы и Харькова, где "откосил" в психушке "на Сабурке" от деникинского призыва. "Сабурка в нас иль мы в Сабурке".

Портрет В. Хлебникова в исполнении Маяковского. 
Фото: twitter.com
 
Судя по всему , внешние события, независимо от их содержания, громадности и глубины, Хлебников воспринимал подобно Шопенгауэру: "История есть тяжёлый и скучный сон..." Главными были слова, их звук, их фактура, их невидимая сеть, накинутая на мир и людей . Ну и стихи, конечно… Вот он и ходил, и твердил не переставая. Вслух и про себя. Ницшеанская романтика Горьковских босяцких хождений его не интересовала. Есть рядом люди — услышат, накормят . А нет — и не надо. Его воспринимали юродом, "божьим человеком", признанным гением. А он был просто странствующим свободным поэтом. Да, странным.., "но не странен кто же?"
 
Причём странность свою никак не педалировал, был искренно чужд  показушным чудачествам и курьёзным выходкам , спекулятивным псевдохудожественным фортелям, которыми грешили многие его современники —  собратья по перу, дети пёстрого "Серебряного века". Университетское образование, существование в жерле столичной богемы и жизнь среди степных горизонтов никак не мешали сочинять уникальные стихи и экспериментировать с русским языком. Никому не подражая, он сам стал неистощимой поэтической кладовой для последователей и подражателей.

Прикосновение к биографии  и самой поэтике  художественного явления Хлебникова приводит к растерянности и некоторому недоумению. Возможно, поверхностность суждений о нём происходит от невозможности   классифицировать эту фигуру. " Поверить алгеброй", "причесать" под ту или иную литературоведческую гребёнку, не удаётся из-за неопределённости, туманности его настоящего облика, личности, представления о живом человеке Викторе-Велимире. Зачастую он предстаёт как экспонат какой-то кунсткамеры времён перелома эпох.

Фото: textura.club
 
Без мёртвой хватки его стиха не расцвели бы дурашливые и талантливые, дерзостные "...измы". Сквозь разноцветное переимчивое полотно, карнавальный костюм "Серебряного века" как палец живописца твёрдо сжимающий разбрызганный хаос палитры, ясно виден целокупный облик Хлебникова.
 
В 9 часов утра 28 июня 1922 года в деревне Санталово Новгородской губернии Крестецкого уезда он скончался. Умирал он нелепо, долго и мучительно, как и полагается гениальному бродяге или гонимому пастырю: из-за халатности и нерадения врачей.  Никакая власть, никакой человеческий цех не смогли бы его спасти.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский прорыв в Москве. Егор Летов в "Программе А"
Четвертый фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" начинает работу
В поисках "Фантастики". На экраны выходит анимационная комедия для всей семьи "Братья Медведи. Тайна трех миров"

В Москве

Встреча через столетие. Капелла имени Юрлова и Оркестр имени Осипова в гала-концерте к юбилею первого совместного выступления
В Театре Олега Табакова открыли новый сезон
Московский театр "Школа современной пьесы" открыл 31 сезон
Новости литературы
ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть