Свет Малера в московском ноябре
14 ноября 2019
Кинопремьеры второй половины ноября
13 ноября 2019
Сыктывкарская гофманиада на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку"
12 ноября 2019
"Мужики!", бабы и деревенский дом кинорежиссера Искры Бабич
12 ноября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Велимир Хлебников. Пересечение параллельных прямых

В ноябре исполнилось 133 года со дня рождения поэта Велимира Хлебникова.

Фото: elohov.ru
Фото: elohov.ru

Велимир Хлебников поэт не от "филологии", а от самого звука. Звучания как предпосылки буквы, слова, смысла. Словотворец и мелодист русской поэзии, изыскатель и ревнитель праоснов родного языка. Предтеча и участник того уникального явления в мировой литературе, которое впоследствии назовут "Русский авангард". Хлебников не гнался за модой на "новаторство", но предвосхитил эпоху сюрреализма и постмодернизма, поджёг запал таких ярких творцов, как Маяковский и Платонов, Хармс и Пригов, Венедикт Ерофеев и Иосиф Бродский…

Родился он 9 ноября 1883 года в романтическом месте под названием Малые Дербеты. Астраханская губерния, бывшее Тмутараканское ханство. Степной улус, вокруг кочевники — калмыки, сплошь буддисты… Мать, Екатерина Николаевна — историк, отец Владимир Алексеевич — орнитолог. Впоследствии он станет вдохновителем и создателем знаменитого Астраханского заповедника. А пока в семье родился сын Виктор (псевдонимы Велимир, Лунёв, Великополк и прочие появятся гораздо позже), и в 1895 году отца по службе переводят в Симбирск, семья покидает степной край.  По видимому маленький Хлебников за 12 лет успел наглотаться вольного воздуха: всё написанное им, неважно, сознательно или нет, дышит горьким полынным настоем "потерянного рая".
 
Учился в Симбирской гимназии, затем в Казанском университете, в математическом отделении на "физмате". В 1903 бурном году принял участие в студенческих волнениях, пришлось (о, воля времени!) месяц провести тюрьме. Он мечется в университетских рамках от математики к "естественным" дисциплинам. Тогда начались его первые осмысленные литературные опыты. В частности, честная проза — повесть "Еня Воейков".

Фото: diletant.media
 
Ездит в орнитологические экспедиции по Волге, к Уралу,в Дагестан, изучает японский язык. Открыл даже новый вид кукушки!.. Рождается экзотическое дерзкое предположение: Виктор, сын провинциальных интеллигентов- почвенников, под орнитологическим крылом науки становится ассистентом отца. Уходит, буквально, в кушири и кугу, и под клёкот диких гусей и пеликанов в изгибах дельты Великой реки, под курлыканье журавлей занимается таинственными миграциями пернатых в Африку — и возвращается обратно в Астрахань. Сам как журавль, нескладный, длинновязый, размашисто, неутомимо и осторожно шагающий. Ну, писал бы где-нибудь в плавнях диссертацию, под крики скопы и уханье филина. Получил бы со временем советскую учёную степень. Пережил бы фатальные и безобразные катаклизмы русской смуты под хриплое посвистывание тростниковой дудочки, без разбойного Стенькиного посвиста. Кто знает, не об этом ли он думал в душных петербургских гостиных, в декадентских интерьерах столичных поэтических салонов?
 
"Мы бросились в будущее с 1905 года" — напишет он позже, уже освоив "Пиитический Парнас", сведя дружбу с многими "парнасцами".
И ещё — "...Найти основной закон времени".
 
Судьба переместила начинающего "словотворца" в столичный университет в 1908 году. Его бродяжий пыл был вознаграждён — он стал сразу интересен символистам. И пришёлся поначалу ко двору в "Академии стиха" в "башне" на Таврической улице. Впрочем, под влияние "демиургов" Вячеслава Иванова и Брюсова Хлебников попал случайно. Был спрос на языческую ересь.
 
Подкормленная и подмалёванная "изначальная" Русь, в завитушках и виньетках С. Городецкого и ритмической прозы Ремизова шла бойко на изысканном рынке чернильных страстей и борений. Вот и сочинял наш герой вымышленные катакомбы народной космогонии. Например, в пьесе "Снежимочка" — бестиарий языческих божеств: снезини, смехини, Берёзомир, Древолюд.

Фото: twitter.com
 
Блуждание по формальным словесным стезям характерно для литературной молодости. Дружил с Каменским, печатался у него. Общался с "футуристами": Братьями Бурлюками, художниками Матюшиным, Федотовым, Татлиным. Был принят и оценён ими как "свой". Молодой Маяковский учился у него с восхищением "геометрии" стиха. Намечался роман с акмеистами. Гумилёв чуть было не напечатал его в своём "Аполлоне". Есенин, Мариенгоф, Шершеневич, Клюев зазывали его под сень "имажинизма". Маньеризм Кузмина и Алексея Толстого не обошёл его стороной.
 
В 1910 в марте напечатаны его "Смехачи" в сборнике "Студия импрессионистов". Они грянули как манифест новой поэзии — купель революционных смыслов и форм, стилей и мифов. Альманах "Садок судей" был безукоризненно скандален со своими ниспровержениями и сарказмами, утопиями и предсказаниями. Родилась группа "будетляне" с Каменским и Бурлюками наперевес. Возникло отнюдь не тайное "Общество Председателей Земного Шара", и (уже Велимир) назначен главным Председателем…

"Бобэоби пелись губы..." — твердил и мурлыкал весь "авангардный" российский поэтический мир.
 
А он бродил своей отрешённой нездешней походкой по городам и весям . Полгода отслужил непонятным образом в царской армии. Барражировал в революцию и гражданскую войну от Баку и Персии до Москвы и Харькова, где "откосил" в психушке "на Сабурке" от деникинского призыва. "Сабурка в нас иль мы в Сабурке".

Портрет В. Хлебникова в исполнении Маяковского. 
Фото: twitter.com
 
Судя по всему , внешние события, независимо от их содержания, громадности и глубины, Хлебников воспринимал подобно Шопенгауэру: "История есть тяжёлый и скучный сон..." Главными были слова, их звук, их фактура, их невидимая сеть, накинутая на мир и людей . Ну и стихи, конечно… Вот он и ходил, и твердил не переставая. Вслух и про себя. Ницшеанская романтика Горьковских босяцких хождений его не интересовала. Есть рядом люди — услышат, накормят . А нет — и не надо. Его воспринимали юродом, "божьим человеком", признанным гением. А он был просто странствующим свободным поэтом. Да, странным.., "но не странен кто же?"
 
Причём странность свою никак не педалировал, был искренно чужд  показушным чудачествам и курьёзным выходкам , спекулятивным псевдохудожественным фортелям, которыми грешили многие его современники —  собратья по перу, дети пёстрого "Серебряного века". Университетское образование, существование в жерле столичной богемы и жизнь среди степных горизонтов никак не мешали сочинять уникальные стихи и экспериментировать с русским языком. Никому не подражая, он сам стал неистощимой поэтической кладовой для последователей и подражателей.

Прикосновение к биографии  и самой поэтике  художественного явления Хлебникова приводит к растерянности и некоторому недоумению. Возможно, поверхностность суждений о нём происходит от невозможности   классифицировать эту фигуру. " Поверить алгеброй", "причесать" под ту или иную литературоведческую гребёнку, не удаётся из-за неопределённости, туманности его настоящего облика, личности, представления о живом человеке Викторе-Велимире. Зачастую он предстаёт как экспонат какой-то кунсткамеры времён перелома эпох.

Фото: textura.club
 
Без мёртвой хватки его стиха не расцвели бы дурашливые и талантливые, дерзостные "...измы". Сквозь разноцветное переимчивое полотно, карнавальный костюм "Серебряного века" как палец живописца твёрдо сжимающий разбрызганный хаос палитры, ясно виден целокупный облик Хлебникова.
 
В 9 часов утра 28 июня 1922 года в деревне Санталово Новгородской губернии Крестецкого уезда он скончался. Умирал он нелепо, долго и мучительно, как и полагается гениальному бродяге или гонимому пастырю: из-за халатности и нерадения врачей.  Никакая власть, никакой человеческий цех не смогли бы его спасти.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРАХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Александр Кузьменков: "Литература капитулировала перед одноклеточными"
Свет Малера в московском ноябре
Кинопремьеры второй половины ноября

В Москве

IV Фестиваль "Видеть музыку" закрыт
Сыктывкарская гофманиада на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку"
"Видеть музыку". "Шут" и "Свадебка". Итоговый обзор балетных постановок
Новости литературы
ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть