Презентация книги Вячеслава Шестакова "Теннис в зеркале искусства" совпала с XXV-й юбилейной церемонией вручения национальной теннисной премии «Русский Кубок». Вячеслав Павлович Шестаков – уникальный человек. Он философ, искусствовед, культуролог и даже подводный пловец.
Отображение тенниса ограничивается двумя видами искусства : живопись и литература, как литературная антология тенниса.В книге представлена широкая палитра искусств, которая рассказывает о теннисе – это поэзия, литература, живопись, плакатное искусство, балет.И только в России есть балет о теннисе. Конечно, есть теннис в кино (Фильм Вуди Аллена "Матч - пойнт" ) - но это картинки в движении.Материал для книги собирался долго.Автор работал в Кембридже, где находится одна из лучших библиотек в мире.
В средние века , когда теннис не назывался теннисом , а имел разные названия : jeu de paume, реал-теннис и уже потом лаун-теннис, который жив и сейчас, нашел отражение в миниатюрах. В эпоху возрождения , в переломную эпоху, когда о теннисе стали писать и рисовать мастера ренессансной живописи, итальянские мастера, мастера барокко стали делать теннис центром больших картин.Одна из тем, которую изображали на своих полотнах – гибель во время игры.
Раньше в теннис играли в городах, натягивая веревку, собирая публику, устраивая шум. Но городское начальство выгнала теннис за границы города, или предложила строить закрытые помещения. Но это могли позволить только королевские особы. В Англии сохранилось несколько средневековых теннисных кортов в Кембридже и Оксфорде.Мячи были не резиновые, а представляли собой тканные шары с камнем , или другим металлическим предметом в центре.Теннисные мячи в те времена были очень опасны. Часто бывали случаи , когда гибель приходила от мяча. В Англии существует скульптура мальчика , погибшего от мяча теннисиста.Ренессансная живопись была посвящена античной библейской мифологии.Одна из популярных тем : Аполлон и Гиацинт.Художники рисовали как Аполлон играл с молодым красавцем Гиацинтом. И вот Аполлон кинул диск, который отскочил и попал в голову его друга.Из капель крови выросли цветы, которые называются гиацинтами.В XVI веке эту историю любили изображать, но популярность тенниса росла, что вместо диска стали изображать теннисные мячи и ракетки.
Уильям Шекспир упоминает семь раз эстетику тенниса. Были и критические суждения , также он изображал теннис как аллегорию битвы, когда Генрих V готовится к войне при Азенкуре. Он пишет письмо французу – "Мы будем воевать , как теннисные мячи мы вас забросаем снарядами."
О современном теннисе писал в своих поэмах Осип Мандельштам.
"Средь аляповатых дач,
Где шатается шарманка,
Сам собой летает мяч,
Как волшебная приманка.
Кто, смиривший грубый пыл,
Облеченный в снег альпийский,
С резвой девушкой вступил
В поединок олимпийский?
Слишком дряхлы струны лир:
Золотой ракеты струны
Укрепил и бросил в мир
Англичанин вечно-юный!
Он творит игры обряд,
Так легко вооруженный,
Как аттический солдат,
В своего врага влюбленный. "
Лев Толстой играл в теннис в Ясной поляне.Он был опасен в игре: «Он был близоруким, однако быстрота его реакции поражала.»На своей усадьбе площадью 4 000 акров Толстой построил корт, на котором еженедельно проводил долгие часы. Площадка для игры находилась совсем недалеко от дома графа, рядом с берёзовой аллеей. Владимир Набоков, также игравший в теннис, почитатель творчества Толстого и лучший знаток «Анны Карениной», заметил: «Интересная деталь: мужчины, с разрешения дам, сняли свои пиджаки и играли в рубашках, засучив рукава».
В 1874 году произошла революция в теннисе. Вместо королевской игры , недоступной для широкой публики, был изобретен Лаун-теннис. Один английский офицер вернулся из Индии, и не имея средств к существованию решил изобрести игру для всех, включая женщин. Женщины не были допущены к широкому спорту. Но англичанин изобрел правила для всех , а также технику игры. Импрессионисты стали изображать эту игру с участием женщин, которые выступали в элегантных костюмах с длинными юбками.В 1913 Вацлав Нижинский поставил в Париже, в Гранд опера пьесу , которая называлась «Игры».
Огромную роль в выпуске книги сыграл идейный лидер современного российского тенниса и безусловный авторитет в спортивной науке Шамиль Анвярович Тарпищев
. 26 лет у руля. Сначала сборной страны, потом Федерации, потом всего российского спорта.
В номинации «За развитие мирового спорта и тенниса» «Русский Кубок» вручен Шамилю Тарпищеву – президенту ФТР, члену МОК, члену Исполкома ОКР, члену Комиссии по развитию физкультуры и спорта при Президенте России, отметившему в этом году свой 70-летний юбилей.