"Сделка". По мотивам "Визита старой дамы" Фридриха Дюрренматта.
23 марта 2025
Дмитрий Певцов предлагает возродить худсоветы и ужесточить требования к кинопрокату
22 марта 2025
МГТ приглашает зрителей на празднование Дня театра
22 марта 2025
Необходимость исцеления согласно Софии Агачер
22 марта 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Юрий Олеша и его современный роман в сто строк

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото сделаны автором.
Все фото сделаны автором.

Ровно шестьдесят лет назад, в начале 1965 года, была подписана к печати посмертная книга Юрия Олеши, названная составителями (Виктор Шкловский) "Ни дня без строчки" (Советский писатель, 1965). Изданная на излете оттепели, она (десятилетием позже) на меня, старшеклассника, обалденное впечатление произвела: "Что, и так писать можно?!" Это было чем-то похоже на позднюю прозу Катаева, друга Олеши: "Трава забвения" и прочее.

У Олеши оказалось так же, только не собранное в итоге в жесткий сюжет:

"Современные прозаические вещи могут иметь соответствующую современной психике ценность только тогда, когда они написаны в один присест. Размышление или воспоминание в двадцать или тридцать строк, максимально, скажем, в сто строк – это и есть современный роман.

Эпопея не представляется мне не только нужной, но вообще возможной.

Книги читаются сейчас в перерывах – в метро, даже на его эскалаторах – для чего ж тогда книге быть большой? Я не могу себе представить долгого читателя – на весь вечер. Во-первых, миллионы телевизоров, во-вторых, надо прочесть газеты. И так далее…"

Представляете?! Роман величиной в сто строк?!



Кто сможет так писать?! И кто такое станет печатать?!

Что-то вроде приписанного Хемингуэю (на самом деле, говорят, нет): "Продаются детские ботиночки, неношеные".

А у Олеши в "Ни дня…" подобных микро-романов — десятки (если не пара сотен), как, к примеру, на моей любимой 69-й странице:

"…Я помню день смерти Толстого. Большая перемена в гимназии, в окна класса падают солнечные столбы сквозь меловую пыль, стоящую в воздухе оттого, что кто-то стирает написанное на доске, и вдруг чей-то голос в коридоре:

– Умер Толстой!

Я выбегаю, и уже везде:

– Умер Толстой! Умер Толстой!

И в мою жизнь уже много вместилось! Например, день смерти Толстого и, например, тот день, вчера, когда я увидел девушку, читавшую "Анну Каренину" на эскалаторе метро, привыкшую к технике, скользящую, не глядя, рукой по бегущему поручню, не боящуюся оступиться при переходе с эскалатора на твердую почву…"

Ну, классно же!


Портрет О. Суок, жены Олеши, кисти М. Гронец.

И на той же 69-й страничке той же старой книжки поместился еще один мини-роман, не стану приводить, а то превращу заметку в собрание цитат: не поленитесь, почитайте /перечитайте сами.

Многое тогда (в 1965-м) нельзя было; многое в текстах автора показалось редакторам неприятным и неправильным — и сильно позже, после перестройки, в новой России, как бы в честь столетия со дня рождения писателя (1899–1999) выйдет в "Вагриусе" новое издание, почти в два раза больше по объему (тридцать печатных листов против пятнадцати с небольшим): "Книга прощания".



Но страна перестанет к тому времени читать, что недвусмысленно засвидетельствует тираж: 11 тысяч против 150 тысяч в первом издании в 1965-м.

А сейчас (видимо, к 125-летию художника) организовали выставку "Преодоление зависти" — на Спиридоновке, в доме-музее (почему-то) Алексея Н. Толстого (работает до 8 марта).

Выставка притулилась как бы в тени могучего советского классика: в маленькой комнатке на первом этаже и на лестнице.

Переполненные картинами из Западной Европы и дубовой мебелью комнаты "красного графа" не пострадали.

Да, в 1927 году вышла у Олеши его первая вещь "Зависть".


А. Высотская. Иллюстрация к повести "Зависть".

Год был счастливый для советских писателей: "Двенадцать стульев", "Морфий", "Город Градов", "Египетская марка", "Человек-амфибия", "Гиперболоид инженера Гарина"…

И дебют у Олеши вышел блистательный.

Потом из-под его пера вышли великие "Три толстяка".



А потом из эпохи постепенно стали выкачивать воздух. Кто-то из авторов, как друг Катаев, приспосабливались, подлаживались. Хотя катаевские "Поездку на Юг" и "За власть Советов" читать решительно невозможно.

А Олеша замолчал. До самой смерти. И чудом живой остался — доносов на него хватало.

Он выбрал по жизни столик у окна в "Национале".



Предвосхищая других великих советских (или антисоветских?) алконавтов, Довлатова и Вен. Ерофеева.

Почему-то на выставке в Доме-музея Толстого много веселых, бодрых советских девушек — и шаржей на главного героя.


Картина авторства С. Курмаз.

Девушки прошелестели мимо него, полные цветов и листьев — а эпоха проехалась по нему всеми своими блестящими гусеницами с ошметками суглинка и чернозема.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Дмитрий Певцов предлагает возродить худсоветы и ужесточить требования к кинопрокату
МГТ приглашает зрителей на празднование Дня театра
Необходимость исцеления согласно Софии Агачер

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть