XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Вера юродивых

Премию «Русский Букер» присудили роману о жизни современной женщины в стране скачущих коней и горящих изб


Очередной «Букер» присуждён. Роман Александра Снегирёва «Вера» написан, если верить аннотации, о женщине, в которой отобразилась вся современная Россия. Прекрасное, измученное, ироничное и разочаровавшееся, в конце уже смешное и юродивое существо, которое никак не может ни найти себе хозяина, ни дать новую жизнь, ни даже увидеть себя целостной в зеркале. Разбитая, расколотая на кусочки, она претерпевает унижение и духовную смерть, чтобы вернуться к жизни – обновлённой, простой, с полностью стёртым прошлым, с зарождающейся новой жизнью внутри живота. И по-прежнему одинокой.


Тяжело современной литературе брать на себя ответственность за поиск новых выходов из духовного тупика. Постмодернизм скальпелем иронии разъял нашу реальность, и она потеряла целостность. Без целостности трудно отыскать идею, а без идеи – путь. Чтобы осторожно обойти вопрос, должен ли «чему-то учить» и «на что-то наставлять» русский роман, Александр Снегирёв тоже выбирает средство, к которому до него прибегали все постмодернисты – иронию. Ирония позволяет достичь амбивалентности в суждениях. Всем сестрам по серьгам. Все дураки, все виноваты, всех жалко. И советские, и нынешние. И патриоты, и либералы. И те, что наверху, и те, что внизу. И особенно те, что посерёдке. Потому что думать думают, а ни черта не делают. А если делают, то не получается, или как-то ненатурально, или всё им мешает, как плохим танцорам. В общем, делают или не делают, а на том же месте топчутся.

Если смотреть с иронической позиции на героев, то они становятся далёкими и похожими на картинки калейдоскопа – потрясёшь, и он складывается в новый узор. Вот и рисует автор узоры, бесконечные узоры русской жизни, никак к ней не относясь, но оставаясь заворожённым, как учёный, наблюдающий за колонией бактерий под микроскопом. В хороводе персонажей романа есть имена лишь у четверых, и именно они достойны внимания. Это Вера, её отец Сулейман, по-домашнему Сулик, её бабушка Катерина и её свекровь Эстер. Прочие герои остаются живыми, не картонными фигурами, но не содержат в себе ключевого смысла. Жизнь взвихрит побочных персонажей, как снежные хлопья, и унесёт прочь. Остаётся неизменной лишь четвёрка главных героев, остов и оплот семьи. Трое, принадлежавшие старшему поколению, быстро умирают один за другим ещё в первой части романа, и Вера пребывает далее одна, как последний бастион чего-то, что незыблемо и наверняка. Этот обломок семьи среди циничной и ироничной бури в стакане бытия – как надежда, как вера в то, что целостность и идея, изничтоженные постмодернизмом, вернутся. Но в какой форме? Как может собраться воедино расколотое зеркало и чьё лицо отразится  в нём?

Ирония и частное, семейное отношение к происходящему позволяет беспристрастно и игриво показать огромные пласты русской истории – и Вторую мировую войну, и перестройку, и современность. Автор аккуратно подсмеивается над всеми и всех жалеет. В самом деле, как не пожалеть людей, которые годами живут в разрушающемся мире. Ломается возникающая надежда, подплывают нравственные устои, исчезает материальный достаток или становится неважным и ненужным. В этой шатающейся, похожей на неполную семью реальности невозможно обрести какие-то важные для себя смыслы, невозможно отыскать хоть какую-то соломинку в засасывающем болоте, зыбком и непрочном.

Что же остаётся главной героине в такой ситуации? В ней есть то самое содержание, на которое обречён любой мыслящий человек. Она не знает, чего хочет, но ей очень хочется чего-нибудь хотеть. Мужа ли, ребёнка ли, просто какого-нибудь внятного и понятного смысла.

Хочется чего-нибудь хотеть – это и есть вера. Это и есть Вера, сама суть героини и вера в буквальном смысле. Вера в возвращение утраченной пассионарности. Вера в изменение хода событий. Вера в катастрофы, которые стирают накипь человечества с земли и дают дорогу новому, робкому, но более справедливому порядку.

Пока Вера гоняется за своими желаниями, пытается понять, какие из них истинны, а какие нет, она успевает потерять всё, вплоть до рассудка. Остриженная наголо по доброй воле, смешная, похожая на овцу, только что выпущенную из-под рук стригаля, юродивая. Вера устраивает сама себе катастрофу, стирая себя с земли и вновь обретая жизнь.

Быть остриженным наголо значит чувствовать единение с космосом, как буддийские монахи. Быть остриженным значит быть смешным и беспомощным, как овца. Быть смешным и беспомощным, смешным и бессильным значит быть ближе к богу.

Вот и ответ автора на вопрос о новом пути, который он даёт, сам того не желая. К богу ли, к истине, к ответу на вопрос «куда ж нам плыть» можно прийти только через полную смерть рассудка, унижение, абсурд и юродство.

Юродство не подразумевает иронии и вторичности. Юродство подлинно. Искусство, бывает, маскируется под юродство, но истинное юродство – не искусство, потому что в нём принципиально нет никакой высоты и никакого смысла. Юродство – это лопотание хаоса, возвращение к истокам, когда каждый извлекает из бормотаний воспалённого мозга новый смысл. Но этот смысл для нас темен, он остаётся за границей сознания – потому что сами мы ещё в сознании, потому что вера наша даже не с горчичное зерно.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть