Юрий Бондарев: командир батареи
30 марта 2020
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой
30 марта 2020
Виртуальные богатства Москвы музейной
30 марта 2020
Мещерская "Пизанская башня"
28 марта 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Очень страшные стихи. Поэзия к празднику Хэллоуин

Поэзия ужасов – не самая популярная разновидность литературы ужасов, но и она способна напугать по-настоящему, особенно в Хэллоуин

Фото: Zvetnoe.ru
Фото: Zvetnoe.ru

Хэллоуин – "не наш" праздник, но красочные костюмы, светящиеся тыквы, пугающе-веселящий антураж приглашают расширить культурные горизонты и погрузиться в завораживающую атмосферу. Зарядиться праздничным настроением (если оно не приходит само) обычно помогают фильмы или книги в жанре "хоррор". Ревизор.ru предлагает не ограничиваться романами или рассказами, а вспомнить о таком специфическом явлении как поэзия ужасов.

Danse macabre поэзии и ужаса
 
Словосочетание "поэзия ужасов" звучит непривычно: со школьной скамьи нам известно, что столь благородный вид искусства призван чувства добрые лирой пробуждать. Писатель Тим Роббинс, обосновывая необходимость поэтов для общества, выдвинул метафорический тезис: "они помнят за нас наши сны". Развивая его мысль, стоит вспомнить, что среди сновидений встречаются и кошмары, поэтому неудивительно, что многие стихотворцы в своих произведениях воплощают страхи прошлого и настоящего. Конечно, ужас, будь он реальный или сверхъестественный, по популярности значительно уступает упоению чувством любви, восхищению природой или раздумьям о смысле жизни. И всё-таки практически каждый сможет вспомнить по-настоящему страшное стихотворение: "Лесной царь" Гёте, "Утопленник" Пушкина, что-нибудь из "Цветов зла" Бодлера…

Иллюстрация Карло Фарнетти для сборника "Цветы зла" Фото: meshok.net

Завораживающий danse macabre поэзии и ужаса начался не одну сотню лет назад. Классик хоррора Говард Лавкрафт называл поэзию древнейшей формой литературы, а из осознания ужаса перед грядущим небытием некоторые антропологические теории выводят возникновение всей человеческой культуры. Страшными образами, воплощёнными в стихотворной форме, пронизаны мифы, легенды, песни. Дмитрий Быков открывает антологию "Страшные стихи" балладами разных народов, а составители сборника "Dreams of Fear: Poetry of Terror and the Supernatural" предлагают начать знакомство с атмосферных отрывков из Гомера и Еврипида. Страшные стихотворения могут выступать не только в качестве самостоятельного текста, но и, став составной частью прозаического произведения, усиливать его пугающий эффект. Например, русскую народную сказку "Медведь – липовая нога" сложно назвать леденящей душу – фольклор хранит множество более жутких и кровавых сюжетов, но незатейливая песенка ("…одна баба не спит – / На моей коже сидит, / Мою шерсть прядёт, / Моё мясо варит") делает её по-настоящему страшной.

Такие возможности поэзии оценили даже создатели современных фильмов ужасов. У Фредди Крюгера – главного злодея из слэшера "Кошмар на улице Вязов" - есть немало узнаваемых атрибутов: знаменитая перчатка, полосатый свитер, поношенная шляпа, обожжённое лицо и, конечно же, рифмованная считалочка, которую исполняют призраки убитых детей ("Раз-два, Фредди в гости жди, / Три-четыре, двери затвори…"). В фильме "Бабадук" стишок из детской книжки рассказывает о монстре, который вскоре появится и в реальности ("Прочти о нём, / Услышь лишь звук / И не исчезнет Бабадук…").

Кадр из фильма "Бабадук". Фото: youtube.com
 
Тёмная сторона классики
 
В нашумевшей серии фильмов "Гоголь" классик отечественной литературы Александр Пушкин изображён профессиональным охотником на нечисть (заглавного героя на тропу борьбы с тёмными силами занесло случайно). В реальной жизни, конечно, солнцу русской поэзии не приходилось гоняться за ведьмами с осиновым колом наперевес, но вот в его произведениях нашлось немало места для бесов, вурдалаков и утопленников. "Тятя, тятя, наши сети / Притащили мертвеца…", "Это, верно, кости гложет / Красногубый вурдалак…" - знакомые с детства строки обдают могильным холодом. В интересе к такого рода темам Пушкин не одинок – многие его современники хотя бы единожды предпринимали попытку поиграть со страшными образами. Пожалуй, наиболее ярко они воплотились в творчестве Василия Жуковского с кошмарными видениями в "Светлане" или жуткими описаниями морских чудовищ в "Кубке". Интерес к теме ужаса достигает пика в поэзии Серебряного века, более тяготевшей ко всему мрачному, таинственному, мистическому. Сложно сказать, кто больше преуспел в качественном отношении, но вот в плане количества впереди оказался Фёдор Сологуб. Его мрачные, мутные, неуютные стихи с одинаковой лёгкостью произрастают как из повседневных трагедий, так и из мистических фантазий. Чего стоят одни только "Чёртовы качели", где одновременно сплетаются доводящий до дрожи сюжет и иносказательное воплощение экзистенциального кризиса.

В зарубежной поэзии завораживающий танец поэзии и ужаса ярче всего воплотился в творчестве Эдгара Аллапа По. "Ворон, который стучит прямо в сердце, вампиры, которые бьют в колокола, склеп Улялюм октябрьской черной ночью, странные шпили и куполы на морском дне, "дикая волшебная звезда, что мерцает нам сквозь года" - все это и многое другое злобно смотрит на нас из маниакальных страхов в бурлящем поэтическом кошмаре", - очень точно охарактеризовал его стихотворения Говард Лавкрафт. Кстати, и сам создатель мифов Ктулху тоже не ограничивался прозой. Конечно, его стихи не достигли уровня Эдгара По, но им вполне удаётся увлекать читателей "из мира измерений за предел, / Туда, где нет ни времени, ни твари".

Эдгар Аллан По. Фото: deviantart.com/Abigail Larson     
    
Вообще в зарубежной литературе есть немало авторов, освоивших тёмную сторону поэзии. Каждый из них отличается особым подходом, специфическим видением ужаса. Так экспрессионист Готфрид Бенн в сборнике стихотворений "Морг" блуждает между разлагающихся тел, осознавая бренность бытия и упиваясь эстетикой смерти. Морис Роллина в своих "Неврозах" не ограничивается внешним антуражем – он погружается в глубины сознания, где делает не менее жуткие открытия…

Страшные сказки ещё живы
 
Отдельные литературные течения в большей степени тяготели к страшным стихам: романтики, символисты, декаденты, экспрессионисты… Вот только своё творчество как "поэзия ужасов" они не определяли, а в современной литературе она оформилась как вполне самостоятельное явление со своими изданиями, фестивалями и даже наградами. Премия Брэма Стокера, присуждаемая за наивысшие достижения в жанре хоррора, помимо вполне обычных номинаций ("Роман", "Дебютный роман", "Повесть". "Рассказ", "Публицистика"…) вручается и за лучший поэтический сборник. "A Collection of Nightmares" Кристины Стинг, "Vampires, Zombies & Wanton Souls" Мардж Саймон, "Dark Matters" Брюса Бостона… - атмосферные названия в полной мере передают дух содержания. Вот только по популярности страшные поэты явно уступают прозаическим лауреатам, таким как Стивен Кинг или Нил Гейман, - на русский язык до сих пор не переведён ни один из них.
 Статуэтка премии Брэма Стокера. Фото: demontheory.com
     
В современной отечественной литературе премий для авторов самых страшных стихов пока что не существует, но примеры поэзии ужасов можно встретить и в "толстых" журналах, и в раскрученных пабликах, и в тематических фензинах. Субмаргинальный рэп-лиризм Андрея Родионова становится пристанищем для обезглавленных велосипедистов, замковых подвалов, где полно всякой жути и прочих явлений, доказывающих, что "страшные сказки ещё живы". В поэтических переплетениях реальностей Марии Галиной легко может притаиться "зверь, что страшнее любых зверей" и ещё более пугающие вещи. В посмертный сборник "Запах" молодого писателя Владислава Женевского помимо рассказов включены несколько стихотворений – ужас в них может как скрываться "в самом тёмном и укромном и забытом уголке", так и обретать запредельные масштабы: "Это больше Вселенной. Оно её жрёт".

Американский поэт Дэвид Коэн высказал мнение, что поэзия ужасов способна стать средством возвращения интереса к поэзии в целом, ведь в её основе всегда лежит история, что особенно ценят современные читатели. К тому же именно ужас позволяют увидеть "истинную природу человека – хищника и жертвы, а также того, что лежит на границе между ними". Со спорным тезисом можно не соглашаться, но в любом случае поэзия обладает удивительными способностями по концентрации эмоций, по сокрытию огромных смыслов в небольшом объёме текста. Стихотворение ужасов даёт возможность по-новому посмотреть на свои страхи и страхи эпохи, а смелый взгляд в глаза чудовищ – это первый и самый существенный шаг к победе над ними. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРАХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юрий Бондарев: командир батареи
Евгений Попов. Под знаком меркантилизма.
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

В Москве

Самые интересные музыкальные альбомы, вышедшие в марте
"Я – Волoнтер!"
Михаил Козаков. Сам себе театр
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть