"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Николай Гаврилович Чернышевский: 190 лет со дня рождения автора первого в России бестселлера

Юбилей Н. Г. Чернышевского – русского писателя, философа и революционного деятеля.

Фото: kotbeber.livejournal.com
Фото: kotbeber.livejournal.com

190 лет назад родился Николай Гаврилович Чернышевский. Сегодня это имя, если и не забыто, то явно стоит не в первом ряду среди своих современников. Сложно сейчас оценить его значение для революционно настроенной интеллигенции XIX века. А ведь Крупская говорила: "Вряд ли кого-нибудь Владимир Ильич так любил, как любил Чернышевского".

В СССР он считался писателем первой величины, его роман "Что делать?" был образцово-показательным произведением для 1/6 части суши. Так кто же такой Чернышевский – великий писатель или проповедник новых времён?

Родился Николай Гаврилович 24 июля в Саратове в семье священника. Был пытливым юношей, обгоняющим сверстников в развитии. Поначалу пошёл по стопам отца, но среда духовенства ему была чужда. И в 1848 году молодой человек отправился в Петербург на словесное отделение философского факультета. И, если раньше Чернышевского преимущественно волновали филология и словесность, то теперь для него открылся мир социальных наук. Ему были близки теоретики французского утопического социализма и позитивизм Гегеля. Так Чернышевский вошёл в круги прогрессивной молодёжи, которых восхищала его фантастическая трудоспособность и любовь к самообразованию. Окружение молодого писателя – петрашевцев – многие современники тогда звали "коммунистами". Далеко не все они являлись сторонниками революции, но тем не менее все были демократически настроены.

Фото: twitter-com.aurebeshtranslator.net. Собрание петрашевцев.

Чернышевский оказался радикальнее многих своих товарищей, и когда в 1851 году будущий писатель начал преподавать в Саратовской гимназии, он целенаправленно распространял революционные идеи. Однако преподавательская деятельность Чернышевского длилась недолго. 1853 год ознаменовался для него женитьбой, первыми публикациями и возвращением в Петербург. Там, познакомившись с Некрасовым, Чернышевский стал сотрудничать с либеральным журналом "Современник". В этот же период он знакомится со студентом Добролюбовым. Сойдясь с ним во взглядах, Добролюбов приходит в "Современник". Теперь ни много ни мало статьи Чернышевского (как стихи Некрасова и статьи Добролюбова), по мнению царской цензуры, потрясали самые основы монархической власти, у которой журнал оказался "под прицелом". Дальновидный Некрасов из-за болезни покидает страну, передав правление своим детищам – Чернышевскому и Добролюбову.

Фото: prosvetcult.ru. Чернышевский и Добролюбов.

Получив в свои руки столь значительный рычаг над умами и сердцами публики, идейно заострённые соратники стали проповедовать в нём свои взгляды на будущее страны и творческий метод. Часть авторов покинула издание, что вызвало у писателей недовольство. Журнал всё больше и больше подыгрывал революционным кружкам, воспринимая новые произведения с идейной точки зрения или же, напротив, вне какой-либо идеологии. Отмена крепостного права, резкий протест у Чернышевского и его окружения, студенческие бунты, к которым он имеет непосредственное отношение как вдохновитель и, частично, организатор. Власти закрывают "Современник" на 8 месяцев. За Чернышевским ведётся слежка и, когда Герцен, долгое время, находящийся в эмиграции, в письме предлагает издавать журнал за границей, это служит формальной причиной для ареста Чернышевского. 7 июля 1862 года он был лишен свободы и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Там писатель девять дней голодает (впервые в истории русской тюрьмы и ссылки Чернышевский применил голодовку как форму протеста против бесчеловечного отношения к заключенному), но это не главное. Именно там он начинает писать роман "Что делать?".

Фото: culture.ru. Роман Чернышевского "Что делать".

Роман заключенного XIX века укоризненно смотрит на циничного читателя века XXI. Хочется спросить: что делать с романом "Что делать?"? Можно ли поверить, что автор книги "Москва и москвичи" Владимир Гиляровский сбежал после прочтения главной книги Чернышевского в бурлаки на Волгу? Теперь едва ли. Нам лучше всего взглянуть на него сквозь призму того, о чем мечтали люди примерно полтора века назад. В книге есть подзаголовок – "Из рассказов о новых людях" и, как ни странно, там обозначена дата появления "новых людей": 11 июля 1856.

Можно почти с уверенностью сказать, что человек в заключении написал утопию о том времени, наступления которого он страстно желал, когда его революционные мечты, наконец, исполнятся. Но "новых" людей ещё не было, они, по сути дела, даже не зарождались, это с горечью констатировал даже друг писателя Добролюбов в статье "Когда же придет настоящий день?". Тем временем роман каторжанина вышел в журнале "Современник" (1863, № 3-5). В обществе он вызвал горячую волну, вот как об этом писал Лесков: "О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: "гадость", "прелесть", "мерзость" и т. п. — все на разные тоны…"

Фото: deduhova.ru. Чернышевский в заключении.

У романа были действительно фанатичные последователи, во всём солидарные с идеальным миром Чернышевского. А, между прочим, Николай Гаврилович, не говоря о революции и революционерах, напрямую постоянно и недвусмысленно намекает на них в строках своего произведения. И это создаёт в обществе ещё больший ажиотаж, так же как образ эмансипированной Веры Павловны в патриархальной царской России.  

Пока вокруг вопроса "что делать?" бушевали страсти, знаменосец предстоящей революции отправился на публичную "гражданскую казнь". Она заключалась в том, что 18 мая 1864 Чернышевскому на эшафоте объявили приговор – семь лет каторжных работ и вечное поселение в Сибири, он был прикован к позорному столбу, палач сломал над его головой шпагу. Что, по сути, для России, где испокон веков жалеют гонимых, сделало из автора тогдашнего "бестселлера" мученика и прижизненного идола. Его сослали в Сибирь на рудники, где он занимался интеллектуальным трудом и писал новый роман "Пролог". В 1889 он получил позволение вернуться на родину в Саратов и в том же году скончался. Его похороны превратились в демонстрацию, если не нового человека, то человека, который стремился таковым стать. "Новых людей" набралось много, по сути дела, колесо предстоящей революции было уже запущенно, и Чернышевский внёс огромный вклад в революционное будущее страны.

Фото: newsland.com. Гражданская казнь Чернышевского.

На сегодняшний день легко рассуждать, что из этого ничего не вышло, но сколько поколений верили в эти идеи? Сам Чернышевский прекрасно понимал своё место в литературе "У меня нет ни тени художественного таланта" "Я даже и языком-то владею плохо" – говорил он о себе и тем не менее именно этому человеку удалось написать "сверхкнигу" - предтечу ленинским томам и в какой-то степени соперницу сочинениям Маркса и Энгельса.

О влиянии творчества Чернышевского другой революционер – Петр Кропоткин говорил следующее:

"С художественной точки зрения повесть не выдерживает критики, но для русской молодежи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу... Ни одна из повестей Тургенева, никакое произведение Толстого или какого-нибудь другого писателя не имели такого широкого и глубокого влияния на русскую молодежь, как эти повести Чернышевского"
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть