Константин Райкин, "несчастный сын гениальных родителей"
8 июля 2020
Танцы до карантина: итоги сезона
8 июля 2020
Молодые музыканты выступят в столице на Всероссийском конкурсе артистов симфонического оркестра
8 июля 2020
"Если станет мне супругом, то исцелится"
8 июля 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Верка Сердючка как феномен постмодернизма

Верка Сердючка – узнаваемый образ массовой культуры, который стихийно появился в 1992 году в качестве пародийного персонажа.

Фото: tass.ru
Фото: tass.ru

В течение двадцати лет "она " попробовала себя в музыке, игровом комедийном театре, телевидении – ток-шоу с приглашёнными звёздами. Верку Сердючку можно расценивать как проявление постмодернизма в культуре, причём, не осознанного и идейно завершённого, а интуитивного, взятого из контекста времени и преобразованного в творчество.



Фото:vladtime.ru

"Мир как хаос ". Первое появление Верки Сердючки произошло ещё в 1989 году в ряду пробных образов. Так как непосредственным реципиентом являлся массовый зритель, его реакция служила основной силой, формирующей персонаж. Основная черта постмодернизма – новая, постмодернистская чувственность, для которой характерна хаотичность, утрата ценностных ориентиров и отказ от причинно-следственных связей. В девяностые годы –– персонаж Верки Сердючки пришёлся кстати и фактически выразил тогдашнее состояние культуры. Он стал точкой, через которую зритель мог переживанием буффонады и смеха отрефлексировать стресс от происходящего.


Фото: mirtakinteresen.mirtesen.ru

Антимимесис. Мимесис – раздел эстетики, посвящённый вопросу, является ли искусство подражанием действительности. Постмодернизм создал новую схему, согласно которой художественное творчество становилось абсолютно условным. Кто такая Верка Сердючка? Можно ли назвать её пародийным персонажем? Полагаем, нет, поскольку она сама, являясь полной условностью, рисует собственный мир, для которого непрекращающийся праздник, смех и буффонада в порядке вещей. Этот мир не совпадает с реальностью, ему придаются узнаваемые черты с помощью мифа, стереотипов. Пример антимимесиса как инструмента постмодернизма в творчестве Верки Сердючки – песенный текст.


Фото: nesekretno-net.ru

Песня занимает особое место в украинской культуре, где появился образ Сердючки. Как и любой фольклорной традиции, украинской народной песне присущи не только музыкальные, но и смысловые мотивы: образ матери, родного села, безответной любви. Все эти образы – миметические, извлечённые из народного переживания, становятся предметом переворачивания, антимимесиса.


Фото: yandex.by

Художественная система, в которой существует Верка Сердючка, самоценна – она вовлекает нас настолько, что мы ей верим и становимся её частью. Ещё один пример использования антимимесиса – опосредованное выстраивание биографии Верки Сердючки. В частности, она проявляется благодаря фону клипов 2000-х годов. Итак, Верка Сердючка, исходя из наших догадок – артистка из бедного села, которая пробилась на столичную и международную эстраду ради своей мамы и признания односельчан. Её реальность – полумифическое стереотипное украинское село, где хаты вымазаны белой глиной, на покрытом скатертью столе стоит горилка, а толпа весёлых шумных родственников всегда готова к празднику. Однако такого села, опять же, не может быть.


Фото: labyss.crystalcommerce.com

Пастиш. Пастиш – элемент постмодернизма, взятый из итальянского сатирического театра. В нём происходит смешение оперы, попурри и стилизации. Фредерик Джеймсон назвал пастиш нейтральной практикой стилистической мимикрии, "изнашиванием стилистической маски ". При помощи пастиша постмодернистские авторы иронизировали над масс-медиа, высмеивали их язык и реальность. Верка Сердючка – пример беззлобного постмодернового пастиша: в российском теле-мюзикле по всем известному сюжету персонаж Верки Сердючки – злая мачеха – пытается выдать дочерей за принца, о чём и поёт.


Фото: music-facts.ru

Вот она ирония – актёр-мужчина Андрей Данилко играет Верку Сердючку. Она, уже как персонаж, входит в ещё одну сценическую личину, злую мачеху. А злая мачеха, будучи антагонистом, вынуждена играть роль (уже социальную) придворной дамы. Перед нами целых три условности, надстроенных друг на друга. Ещё один пример пастиша – клип на песню "Гоп-гоп". Перед нами украинское шумное застолье, неприкрытая реклама отечественного (украинского) производителя и ироничный перепев народного мотива. Технология съёмки "фиш-ай" буквально придаёт образам выпуклость, усиливает гротеск и придаёт ещё большую ироничность тексту. Песня начинается с вышеупомянутого народного мотива неразделённой любви, а затем иронически доводится до абсурда:
"Никто меня не любит, никто не приласкает, // пойду я во садочек, наемся червичкив".


Фото: youtube.com

Интертекстуальность. Сложное слово, которое всего лишь обозначает феномен отсылок одного произведения к другому – неважно, музыкальному, художественному или литературному. Интертекстуальность в постмодернизме может быть не только намеренной смысловой игрой, но и фактором своеобразного коллективного бессознательного, определяющего деятельность художника вне зависимости от его воли и желания. Верка Сердючка и есть пример второго случая. Она как бы становится феноменом, тем самым элементом интертекстуальности – уже на международном уровне. Её узнают как исполнителя, привносящего в происходящее настроение беззаботной радости, праздника. Верка Сердючка появляется в фильме "Шпион " с песней "Лаша тунбай ". Её не раз приглашают выступать на конкурс Евровидение как украинскую звезду, бренд, феномен. Верка Сердючка проходит своеобразный путь от персонажа-переживания к символу. Недаром ей прочили стать президентом Украины.


Фото: dnr24.su

Сама Верка Сердючка является интертекстом: культурный код украинского наследия, формулы народного творчества, ритмические структуры фольклора, фрагменты социальных идиом – всё это составляет новый текст её оригинального творчества.
Смерть субъекта. Для постмодернизма автор мёртв, текст мёртв, читатель мёртв. Индивидуальность растворена в том, что уже было сказано, в явных и неявных цитатах. Верка Сердючка, как субъект, умерла, растворившись в многочисленных цитатах и перепевах. Произошло всё это у нас на глазах.
Верка Сердючка – феномен постсоветского украинского постмодернизма. Бессознательно впитав веяния и тенденции окружающей действительности, она сумела сублимировать их в уникальное ироничное творчество, наполненное, в отличие, стоит отметить, других постмодернистских явлений, оптимизмом. Однако так же, как изжило себя само направление постмодернизма, и Верка Сердючка, как идейный, образный и культурный образ, изжил себя и прекратил существование.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юрий Кублановский: "Параллельная профессия помогает поэтической независимости"
"Я не знала, что у нас в области столько креативных и талантливых поэтов!"
Константин Райкин, "несчастный сын гениальных родителей"

В Москве

Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Маленькие герои большой войны
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть