Александр Невский. Слава и гордость
19 сентября 2024
Дом музыки: музыкальный праздник для всех
18 сентября 2024
Приехал в город N господин
18 сентября 2024
«Песнь любви. Песнь скорби» - театр Шалом. Режиссер Полина Кардымон. Драматург Егор Зайцев на основе Ветхозаветных текстов.
17 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Иван Рудин: "Сириус", как настоящая звезда, будет сиять на музыкальном небосклоне всё ярче".

МГСО является оркестром-резидентом Большого летнего музыкального фестиваля "Сириус".

Иван Рудин. Фото Дамира Жукенова.
Иван Рудин. Фото Дамира Жукенова.

Московский государственный симфонический оркестр в рамках Большого летнего музыкального фестиваля на федеральной территории "Сириус" впервые представил пять концертов в статусе оркестра-резидента. Художественный руководитель и главный дирижёр коллектива, генеральный директор Московского концертного зала "Зарядье" Иван Рудин рассказал "Ревизору.ru" о фестивальных впечатлениях и не только.

Здравствуйте, Иван Александрович! Большой летний музыкальный фестиваль – крупное музыкальное событие, которое уже в третий раз состоялось в "Сириусе", радуя слушателей и самих участников. Вы и ваш коллектив приняли в нем непосредственное участие.

Да, великолепное событие во всех смыслах!

Разножанровые программы Московского государственного симфонического оркестра, который вы возглавляете, в афише Большого летнего музыкального фестиваля-2024, за редким исключением, прозвучали манифестом русской музыки.

2024 год – это год русского искусства, в котором отмечается большое количество юбилеев российских музыкальных гениев. И нам предоставлен прекрасный повод обратиться к собственному искусству – бесконечному источнику вдохновения великой музыки, которая украшает концертные программы.

Каким образом оперные, симфонические, камерные сочинения русских классиков выстроили концепцию выступлений вашего коллектива, пребывающего в статусе резидента фестиваля?

Для нас было важно раскрыть и показать большие возможности оркестра, с одной стороны, а с другой –продемонстрировать разнообразие самого понятия "оркестр-резидент". Коллектив МГСО можно назвать многогранным. Мы играем крупные симфонические циклы, мы одни из немногих, кто делает это в традиционном понимании слова, когда исполняются все симфонии композитора подряд. Кроме того, оркестр обладает достаточно широким оперным репертуаром.

Для фестиваля мы выбрали две одноактные оперы: "Иоланта" Чайковского и "Франческа да Римини" Рахманинова. Их выбор был связан, безусловно, и с форматом выступления: все-таки Большой зал Университета "Сириус" – это не театр. Конечно, и технические возможности, и размеры площадки определяли то, что мы можем показать.

Конечно, родившаяся у художественного руководителя фестиваля Ханса-Йоахима Фрая (художественный руководитель Фонда "Талант и успех") идея подчеркнуть 80-летний юбилей Юстуса Франтца, музыканта с мировым именем, и также нашего общего большого друга, расширила фестивальную афишу. Три концерта с участием юбиляра в качестве пианиста и дирижёра с успехом прошли в "Сириусе".

Размышляя о совместной программе с Юстусом, мы договорились, что первое отделение должно быть немецким, а второе русским,  так сложился концерт где в первом отделении Концерт n 20 для фортепиано с оркестром Моцарта и Шестая симфония Чайковского во втором  прекрасно дополняли друг друга. Дирижёрское выступление Юстуса Франтца с МГСО включило в одном концерте две глыбы – Четвёртую Брамса и Пятую Чайковского, представив немецкое и русское симфоническое искусство в интерпретации маэстро. Эта программа также отразила работу оркестра над проектами симфонических циклов. МГСО уже исполнил все симфонии Брамса и находится в преддверии исполнения всех симфоний Чайковского, буквально, в октябре, в рамках XXIV фестиваля ArsLonga.

Завершили мы своё пребывание в нынешнем статусе резидента Гала-концертом с участием великолепного сопрано Ольги Перетятько. В основном прозвучали шедевры русской музыки – романсы, арии, фрагменты из опер.

Действительно, МГСО выказал серьёзный подход к положению резидента, в котором просматривается своеобразный творческий отчёт коллектива о своих широких жанровых компетенциях.

Для нас важно продемонстрировать возможности оркестра в контексте такого масштабного фестивального проекта "Сириуса" Мы много выступаем и с ведущими солистами – Хиблой Герзмавой, Денисом Мацуевым, Борисом Березовским, Вадимом Репиным, Ильдаром Абдразаковым и многими другими. И играем уже упоминавшиеся выше симфонические циклы, которые мы начинали с симфоний Бетховена, затем все симфонии Рахманинова и т.д. Мы – не оперный, не театральный коллектив, но исполняем оперы, как в полусценическом (semi-stage), так и в полноценном сценическом варианте, когда оркестр размещается в яме. Две наши недавние большие премьеры – это опера "Борис Годунов" Мусоргского с великолепным составом и главной звездой – Ильдаром Абдразаковым в партии Бориса, а также опера "Летучий голландец" Вагнера, ставшая для нас в чем-то кульминацией сезона. Это наш первый большой Вагнер, в следующем году мы обязательно продолжим движение по оперному творчеству композитора в хронологическом порядке. Поэтому, действительно, у МГСО есть своё собственное лицо и много граней творчества. Всё это и сама по себе идея Ханса-Йоахима Фрая с оркестром-резидентом, мне кажется, прекрасно и успешно дополнили друг друга.

На творческое лицо МГСО повлияло и общение с такой личностью, как Юстус Франтц?

Открою вам секрет, который не является секретом: мы с Юстусом многодесятилетние друзья. Мне очень приятно говорить про моего старшего коллегу, который для истории немецкого искусства уже очень многое сделал. Юстус – основатель крупнейших фестивалей в Германии. Благодаря его работе, его вниманию к музыкантам, многие русские музыканты впервые оказались на Западе или получили новый импульс своей музыкальной судьбе. И, конечно, вдвойне приятно, что с первых наших совместных звуков, когда я выступал пианистом, мы совпали с ним творчески, и уже не одно десятилетие дружим и находим общий язык. Много раз бывали друг у друга дома. Юстус уже неоднократно становился за пульт МГСО, а в 2018. Мы даже вместе ездили в Крым, где он дирижировал Четвёртую симфонию Чайковского и Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, а я солировал в качестве пианиста. Было любопытно путешествовать, тогда Юстус впервые посетил Крым, мы были с концертами в Симферополе и Севастополе. Юстус также участвовал в нашем брамсовском цикле, дирижировал Третью симфонию Брамса в Большом зале консерватории в Москве. Коллектив МГСО и Юстус знают друг друга, музыканты с огромной симпатией и уважением относятся к нему. Хотя впервые именно здесь, на фестивале в "Сириусе", Юстус выступил с МГСО в качестве солиста.

Вы дирижировали этим выступлением. Юстус в своем интервью нашему интернет-порталу заметил, что вы с ним делали очень много программ, что ваша давняя личная и творческая дружба помогла в поиске совместной интерпретации этого не типичного для композитора ре минорного Концерта.

Да, конечно. Знаете, жизнь Юстуса связана с городом Гамбург, с которым многое связано и в моей жизни. Для меня немецкая музыка – родная. Как пианист, я много сыграл три великих Б немецкой музыки – Баха, Бетховена, Брамса и других великих немецких композиторов, сочинения которых составляют огромную часть фортепианного репертуара. Мы с Юстусом играли много в четыре руки, в частности Брамса, Шуберта, Моцарта. Поэтому у нас есть общее в представлениях о немецкой музыке. Мне близка его трактовка моцартовского Концерта. На сцене сразу возникает общий язык, и никаких "сложностей перевода" в нашем исполнении нет.

Как вам выступалось с одноактными операми, как они воспринимались публикой в таком особом месте в "Сириусе", жарком августе у самого Черного моря?

Погода выступает не совсем на нашей стороне (смеётся), погода в Сочи великолепная. Безусловно, у нас продуманная программа. Но до конца рассчитать реакцию публики невозможно. Реакция слушателей во многом зависит от убедительности исполнения. А идея начать наши выступления с опер мне показалась неплохой. Во-первых, мы таким образом заявили иной, не симфонический жанр, сделав неожиданный ход. Во-вторых, "Иоланта" – очень светлая опера. Кто-то посчитал, что в тексте более пятидесяти раз произносится слово "Господь" и "Бог" в разных вариантах. И вот в первый вечер мы исполнили оперу про Высшие силы, про силы света, а через день - "Франческу", история которой разворачивается в аду. В этом контрасте, тем не менее, есть и нечто общее. Рахманинов, чьим кумиром был Чайковский, взял сюжет, предложенный ему братом композитора Модестом Ильичем, которым когда-то воспользовался Пётр Ильич в своей симфонической фантазии, но отказался от оперы.  Знакомство Сергея Васильевича с Большим театром началось через его первую оперу "Алеко", одобренную Чайковским, а "Франческа" уже была написана специально для Большого, премьера которой там и состоялась под руководством автора. Поэтому обстоятельств, которые связывают "Иоланту" и "Франческу", куда больше, чем это может показаться на первый взгляд.

Для нас было важно собрать убедительный молодой каст. Учитывая, что оркестр вышел из отпуска и сразу приехал в "Сириус", нужно было тщательно отобрать солистов. Я очень рад, что в состав вошли, как ребята, которые со мной пели эти оперы, так и новые лица. Владимир Байков впервые участвовал и прозвучал убедительно в роли Ланчотто Малатесты. Много других прекрасных голосов, которых мы привезли, и хор, замечательные ребята из ансамбля "Ариель" под руководством Эльмиры Дадашевой, сотрудничали с нами. Исполнение обеих опер было принято публикой очень тепло. Кажется, люди настолько напитываются теплотой солнца за день, что готовы отдать это тепло, если видят искренность на сцене. Моё ощущение, что не такая простая и редко исполняемая опера "Франческа да Римини" была встречена слушателями очень положительно и горячо.

Удачное совпадение всех факторов и успешный результат - это ваше чутьё опытного организатора фестиваля Arslonga, которому уже 24 года?

Не знаю, чутьё это или нет. Думаю, для музыкантов, составляющих программы, обязательным условием должен быть подбор сочинений под конкретную идею. Когда она есть, т.е. о чём мы играем данный концерт, тогда можно проще и естественным образом подобрать произведения, которые будут в ансамбле друг с другом эту идею дополнять и, собственно, олицетворять.

По сравнению с первым приездом МГСО в "Сириус" на Рождество-2023 какие-то изменения увидели здесь?

Честно скажу, первое, что меня удивило сейчас, что люди ходят на концерты. Бывая в прошлой жизни на разных летних фестивалях, помню, что летом на море не так-то просто собирать публику. 7 января на нашем концерте зал ломился, был полный аншлаг, ну, понятно, зима. Для меня приятное открытие, что сейчас летом на разных программах полные залы. Люди обсуждают в Телеграм-канале "Сириуса" билеты, где их купить, как попасть на территорию и т.д. Насыщенная программа встреч с музыкантами тоже вызывает ажиотаж. И это успех не только у каждого конкретного артиста, который интересен публике, а это успех "Сириуса" как проекта. Это означает, что проект делает правильные вещи. Принципиально важно, что люди приезжают сюда из Мурманска, Южно-Сахалинска, Хабаровска, Красноярска, Челябинска и др., и здесь летом звучит классическая музыка. Это событие нужно подчеркнуть несколько раз, выделить жирным шрифтом. В летний период люди в отпуске и иногда отключаются полностью, возвращаясь после отдыха, как будто заново родившиеся, сбросившие с себя что-то. Классическая музыка позволяет наполнить это отпускное время искусством и вечными смыслами. Люди могут узнать новое, почерпнуть что-то для души, обогатиться духовно и интеллектуально.

Что-то особенное чувствуете, ощущаете в фестивальной атмосфере, или только работа и работа?

Ещё раз скажу, что это совершенно великолепный фестиваль. Думаю, что музыканты оркестра поддержат меня и скажут, что это гастроли мечты. Музыканты находятся на одном месте, никуда не переезжают в течение длительного времени, можно как-то обосноваться, не тратить силы на дорогу. С одной стороны – это ежедневная напряжённая работа, с другой – чудесная погода, море и замечательная организация, которая оберегает музыкантов от бытовых сложностей. Выгодоприобретатели в этой ситуации все – музыканты, организаторы и, главное, слушатели. Мы всем оркестром двумя руками голосуем за то, чтобы идея резидентства на фестивале была продолжена. Уверен, что и наш, и другие коллективы с радостью всегда будут откликаться на такое предложение. Точно можно сказать, что сама эта идея – большой успех. Желаю, чтобы фестиваль процветал, развивался, чтобы летом, когда Сочи переполнен гостями со всей страны, люди имели возможность соприкосновения с замечательной музыкой. Хочется пожелать, чтобы уже в следующем году это также было связано с новым концертным центром. Не хочу никого торопить, пусть всё будет сделано тогда, когда должно быть сделано. Но уверен, что идея фестиваля в новых условиях, в стенах нового здания приобретёт дополнительное сияние, для этого есть все предпосылки. "Сириус", как настоящая звезда, будет сиять на музыкальном небосклоне всё ярче и ярче.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Александр Невский. Слава и гордость
Дом музыки: музыкальный праздник для всех
Приехал в город N господин

В Москве

Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть