XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Юрий Лоза: "Сложно меня классифицировать!"

Юрий Лоза специально для "Ревизора.ru" – о бардовской песне, рэпе…

Автор: Ревизор.ru
Юрий Лоза. Все фото в интервью - из личного архива певца.
Юрий Лоза. Все фото в интервью - из личного архива певца.

…пьесе "Культур-мультур", современном театре, авторском праве, опере, задуманном романе, ежедневных постах в блоге и о том, чем живет и дышит.

Юрий Эдуардович, Википедия характеризует вас как автора-исполнителя в жанре бард-рок. Вы с этим определением согласны?

Дело в том, что у нас не существует точных определений для жанров. Они все очень размыты. Поэтому всегда искали какое-то определение для того, что делаю я, и никогда не могли его найти. У меня очень разные песни, всего их около ста. Есть песни, которые легко можно отнести к кантри; есть песни, которые совершенно спокойно можно отнести к року; есть песни, которые можно отнести к бардовскому стилю, к примеру, часть моей концертной программы я работаю один под акустическую гитару. Что-то подходит под определение поп-музыки, ну и так далее. Меня с ложно классифицировать, потому что, к счастью или к сожалению, я делаю много всякого и разного.

Это не вызывает сомнений! Но вы бы сами как себя определили, раз уж никому это не удается?

Ну, не знаю, мне тоже это сложно. Автор-исполнитель – тот, кто исполняет собственные произведения. Это такое широкое понятие, почему-то вы его относите именно к бардовскому направлению, но ведь авторы-исполнители есть во всём мире и в различных жанрах!.. И Стинг – автор исполнитель. И "Beatles" были авторами-исполнителями. Все они делают примерно одно и то же: исполняют свои собственные произведения. Только в разных стилях.



Но лично вас в 1990 году журнал "Смена" внес в списки лучших бардов СССР под номером 4…

Понимаете, в чём дело. Все эти списки составляются людьми. И у каждого человека есть свои пристрастия. Кто-то меня терпеть не может, кто-то меня уважает и даже любит. Я не знаю, кто тот список составлял и что имел в виду – сделать мне комплимент, или наоборот. Раньше существовала также, насколько я знаю, система оценок, которая базировалась на количестве проданных пластинок. Вот если, скажем, в какой-то стране какой-то коллектив продал рекордное количество пластинок, вот он и считается лучшим и наиболее популярным. Помню времена, когда от нашей страны тоже некоторые ездили на такие мероприятия. Знаю, что там были Пугачева, Киркоров, Орбакайте, Пресняков как лучшие исполнители. В это самое время песня "Владимирский централ" с одноимённым альбомом Михаила Круга "убивала" их всех, размазывала по столу, потому что кассета с этой его песней продавалась в десять раз больше.

С какого-то времени пластинки и компакт-диски перестали быть показателями. Сейчас, по-моему, ни одна фирма их не выпускает, только если кто-то захочет сделать на заказ. Хотя и делают винил, но это для любителей, для фанатиков. Поэтому оценить сейчас популярность никаким образом невозможно. Оценить – то есть сказать, кто первый, кто второй, кто пятый – по количеству просмотров на Youtube – это смешно. Там 20 миллионов просмотров у песни, которую никто не знает, не слышал и не будет слушать, ибо действует всевозможная система накруток. И определить "статусность" по количеству просмотров на ютубе тоже нельзя. Так что всё становится размыто и непонятно. И это наблюдается уже достаточно давно, с начала девяностых.

Но я, собственно вела к тому, как вы относитесь к слову “Бард”. Такое красивое слово, а отношение к нему самое полярное. Вот у вас какое отношение?

Вы же спросили о списке!

Да, это был список лучших бардов СССР, вы в нем фигурировали, потому и спрашиваю, что для вас значит термин "бард". Вас это понятие не обижает?

Ну что такое бард? Бард у нас – это и автор-бард, и исполнитель-бард. У нас это понятие тоже достаточно размыто. Бард – это тот, кто поёт под гитару. Значит, выходит человек, поёт кавер-версию. Или выходит артист какой-то киношный, берет в руки гитару и начинает петь песни Визбора. Вот они барды считаются или не барды?

Думаю, что бард – тот, кто сочиняет песни, а потом исполняет. А если он поет чужие песни, то он исполнитель.

Да, он исполнитель. Поэтому я подхожу под определение "бард" с некоторыми своими песнями, так как часть моих песен можно отнести к бардовскому стилю. Это песни, которые написаны для одной гитары, для одного исполнителя, вот для такого камерного исполнения. Конечно, я вписываюсь частью своих песен в бардовскую культуру тоже. Мало того, вы знаете, я однажды закрывал бардовский фестиваль.



Который же? "Грушу"?

Нет, в Смоленской области проходил большой бардовский фестиваль. Это было давно, правда, лет 20 назад. Сейчас-то я уже вряд ли поеду – это не моё совсем.

Я бы даже сказала, что вряд ли сейчас возникнут бардовские фестивали в том самом ретро-смысле.

Меня несколько раз за последние годы приглашали принять участие или приехать как гость на подобные мероприятия. Но я всем приглашающим объясняю, что под одну гитару "Плот" не спеть, а без "Плота" туда приезжать нельзя. Получается странная зависимость: мне для исполнения "Плота" нужно либо включать фонограмму, что на бардовских фестивалях не принято, либо привозить туда группу – состав, который мне аккомпанирует, – что тоже на бардовском фестивале не приветствуется. То есть если ехать туда, то лишь с частью песен, которые подходят под концепцию бардовского слёта. Ну, вот есть у меня десяток песен, которые я могу один спеть под гитару. Но там не могут прозвучать мои хиты: "Плот", "Опять", "Пой, моя гитара". Это песни, которые считаются у меня самыми известными, и которые обязательно надо петь с аккомпанементом. Получается, что я теоретически могу продолжать участвовать в бардовском движении, но не хочу.

А может быть, уже просто время изменилось, и все эти песни стали хорошим ретро?..

Ретро – это другое. Сейчас уже и джаз – ретро, и рок – ретро. Ретро – это любая музыка, которая ушла в историю. Поэтому сейчас и рок-музыку, и диско-музыку, и "новую волну", и "панк" можно называть ретро.



Кстати, как вам все эти новые жанры, например, рэп?

Это совсем не моё. Я был на одной передаче, на которой с реперами общался, вёл полемику. Литераторы рэперов поэтами не считают. А к музыке это какое имеет отношение?..

Рэп имеет отношение к сочинительству и к перформансу.

Есть произведение искусства, а есть инсталляция. Вот я смотрю иногда на экспонаты в музеях современного искусства и не очень понимаю, передо мной произведение искусства или просто самовыражение? Здесь то же самое: рэп не подразумевает каких-то умений. Не обязательно рэперу знать ноты или уметь петь. Не обязательно знать музыку и вообще быть музыкантом, рэпером может стать кто угодно. Я даже в своё время тест проводил на одной из своих лекций. Говорю: "Ребята, давайте представим. Вот класс, и мы даём вам задачу: на любом инструменте сыграть музыкальный этюд. Сколько человек в классе сможет это сделать?". Выяснится, что никто в классе не способен сыграть этюд на пианино или сыграть что-нибудь на гитаре. Но в то же время в этом классе все смогут прочесть рэп.
 
Да, вы это очень зримо описали.

И каждый из них может взять и под ритм прочитать какую-то ерунду. Если это умеют все, это уже не искусство.

Раз уж мы с вами заговорили про ретро, Юрий Эдуардович, хочу спросить вас о вашей пьесе "Культур-мультур". Она, насколько я знаю, написана в "нулевые", но обращена как раз в это советское ретро. А что вас тогда подвигло написать о переходной эпохе, когда еще существовали дома культуры с Лениными, но их уже сдавали в аренду?

Мне всегда хочется что-то писать, создавать, и желательно писать то, о чем хочется. Я стараюсь не писать на злобу дня, стараюсь не делать ничего такого, что завтра окажется никому не нужным. Поэтому пьеса "Культур-мультур" совершенно спокойно может быть востребована и сейчас тоже, главное, как её подать. Просто у нас сейчас не востребована вообще современная пьеса, как таковая, в которой нет эпатажа, нет скандала и нет ничего такого, что может заставить о ней говорить. Нет каких-то внешних проявлений: никто не снимает штанов, не бегает голышом, никто не матерится, никто правду-матку не режет. То есть обычная пьеса. Режиссёрам, которые захотят как-то "прозвучать", "выстрелить", устроить себе большой пиар, она в принципе не подходит. Это просто очень хорошая пьеса.



Да, "Культур-мультур" – хорошая пьеса, действительно на вечную тему. Я знаю, она была опубликована, кроме того, что в интернете выложена. А она была инсценирована хоть раз?

Да, пару раз ее инсценировали. Последний раз она должна была быть поставлена в Одесском драматическом театре перед самым путчем 2014 года. Я уже видел афишу, поправки внёс… Но всё полетело в тартарары. А сейчас ходить её предлагать... Ну, кому я сейчас могу предложить её, кому это надо?

Не посоветую ничего, хотя и понимаю, что вопрос скорее риторический.

Да, риторический. И ещё раз говорю, что если в этой пьесе нет голых задниц и нет мата, то уже эта пьеса несовременная.

Боюсь, что вы, к сожалению правы. Ещё один вопрос по поводу ретро. В статье о вас в Википедии написано, что вы в девяностых работали администратором в провинции, в Рязанской филармонии. Интересный факт из вашей биографии. Как это с вами получилось?

Я не работал там администратором. Я был в составе ансамбля "Зодчие", который одно время был приписан к тюменской, затем к рязанской филармонии. Я там работал, как музыкант группы "Зодчие", а потом ушёл на вольные хлеба. "Википедия" ошибается, кто-то вносит изменения, я не успеваю их править.

Хорошо, значит, мы внесли ясность в эту тему. И ещё один вопрос из прошлого. У вас была история, не самая приятная, когда ваши песни были приписаны группе "Примус". Вы потом разобрались, но я хочу спросить о другом. Как изменилась по сравнению с восьмидесятыми сфера защиты авторского права в России?

Да нет никакой защиты авторского права, никто этим толком не занимается. Пока не подан иск, любое заимствование может спокойно существовать. В организации, которые занимаются охраной авторского права, не сдаются сами материалы. Только названия. Регистрирую я какое-то произведение, под названием, допустим, "Хорошее настроение". В наших реалиях всё, что спето в этой песне или поставлено в этой пьесе, может быть использовано кем угодно под другим названием. И доказать, что оригинальное произведение твоё – совершенно невозможно. Для защиты авторского права, когда ты что-то написал и боишься, что твой труд могут украсть, используется такой способ – отправить произведение самому себе заказным письмом с печатями. Если потом кого-то потребуется привлечь к суду, то вот это отправленное самому себе и проштампованное на почте произведение может послужить доказательством того, что оно написано раньше, чем его "слизали". Но это такая головная боль, что заниматься этим не все готовы.



Вы когда-то что-то подобное практиковали?

Нет. Вы знаете, у нас существует определенное количество нот, которые должны повториться идеально, чтобы можно было доказать заимствование. Это на руку тем, кто ворует. Если человек взял и спер какое-то количество нот, может быть, целый фрагмент музыкальный, но одну нотку поменял по длительности или высоте тона, то это уже не плагиат.

Так сложно доказывается заимствование музыки?

Безусловно, очень сложно.

Проблема, к сожалению. А на Западе как-то иначе?

Да то же самое, но там как-то больше развита практика судебных процессов с обеих сторон. Недавно Led Zeppelin заплатили за свою знаменитую "Лестницу в небо" неустойку – через 40 лет нашлись люди, которые сказали, что вступление создатели "содрали" у них.

Да, не знаешь, что и лучше… Тогда переходим к поэзии. На вашем сайте выложена ваша книга "Научу писать хиты". Она продаётся сейчас в интернете. Скажите, а вообще это реально - научить писать хиты?

А почему нет? Конечно, реально, это же песенный текст, не стихи, то есть совсем другой вид литературы. Песенный текст поддается систематизации, упорядочению, и какие-то приёмы, которые используются в песенном тексте, вполне могут преподаваться. Не обязательно же быть Бродским или Мандельштамом, чтобы написать песенный текст!.. Сейчас пишут все, кому не лень.

Да, и это, на мой взгляд, очень плохо, потому что культура песенного текста деградирует.

Деградировала, да. Но ведь "хитовость" зависит не от качества текста, а от количества просмотров.



Но вообще о творческом образовании говорят, что оно не нужно, поскольку чему ты научишь человека, у которого нет таланта? Вы с этим не согласны?

Но это же ремесло, а не талант!.. Написание песенных текстов – это ремесло. Написание даже гениальных или талантливых песенных текстов – все равно ремесло. Сколько моих коллег пишут на заказ такие проходные тексты, ему заказали – он написал. Я знаю, один мой товарищ написал песню на день рождения дочери знакомого, который попросил: напиши песню про нее. И автор написал про эту дочку с каким-то странным именем профессиональную песню. Или просят: напиши песню про мой остров. На, пожалуйста, тебе песню про остров!.. Это прикладное творчество. Оно не является искусством как таковым. Но написать гениальную песню сложнее... Я вам приведу пример из своей книги. "Будто весна из странствий дальних к нам возвратилась вновь, словно девчонки в платьях бальных, яблони вышли в ночь". Это Дербенёв. Это поэзия, это абсолютные стихи. Но они сделаны именно в формате песенного текста.

А вам случалось кого-нибудь научить писать хиты, или об этом нельзя говорить?

Очень много людей признавались мне втихаря, что им сильно помогла моя книга, что они здорово продвинулись, что они учились у меня, слушали, снимали. Но публично никто в этом не признается. Единственная группа – "Uma2rman" – говорят, что я им что-то дал, как старший товарищ. Что они меня слушают, цитируют и мало того, ещё и поют что-то из того, что я написал. А остальные так с глазу на глаз говорят. Они же великие, они до всего дошли сами!.. Неблагодарное дело, знаете, никто не хочет признаваться, что ты им что-то дал.

Неблагодарность – это порок…

Так всегда было. Меня спрашивают, почему ты не хочешь быть продюсером? Да потому, что тоже неблагодарное дело. Если ты начинаешь кого-то продюсировать, и у тебя получилось его продвинуть, он считает, что это он такой гениальный, что без продюсирования всё равно у него сложилось бы. Если не получилось, то он говорит: это ты виноват, даже меня, такого гениального, не смог раскрутить. Нет благоприятного результата, понимаете? Технически не может быть.

Ещё немножко о грустном. У вас в 2014 году выходило интервью, оно очень горестно называлось "Всё, что я пишу, никому не нужно". Уже 6 лет прошло, что-то изменилось?

Может, это в редакции дали такое название... Я немного не так говорил, они сгустили краски. Как это никому не нужен? Кто-то же всё равно слушает!.. Я понимаю, что когда я выкладываю в интернет новую песню, у меня сто лайков. А если я выкладываю какую-то шутку юмора, у меня тысяча лайков. Больше востребована ржака, песни мало кому нужны, но кто-то же и песни слушает.



Я из того поколения, что слушало ваши песни как звуковой символ перестройки. Мне ваши ранние песни по-прежнему нужны.

У меня и сейчас есть хорошие песни. Просто, в общем-то, сейчас народ меньше слушает музыку. И к тому же не собирается за неё платить. Раньше человек специально шел, покупал компакт-диск, кассету… А сейчас он бесплатно слушает то же самое в интернете. Я вот как-то спросил подписчиков: "Мне сейчас альбом писать, ребята, дадите хоть три копейки, на то, чтобы потом, когда он выйдет, его скачать?" Отвечают: нет, не дадим, хотим, чтобы ты дал нам её бесплатно. Я объясняю: "Братцы, поймите, аренда студии, зарплата музыкантам!.. Мне, чтобы пригласить скрипача сыграть партию, нужно заплатить, ему ведь тоже надо кормить свою семью! Я трачу свой интеллектуальный потенциал и уйму времени на то, чтобы свести музыку". Я говорю публике: "Давайте так, вот я сделал продукт, заплатите хоть что-то за прослушивание!". Они уперлись: нет, не будем платить.

То есть ту фразу стоит переформулировать: всё, что вы делаете – нужно, но только бесплатно.

Да, пиши нам новые песни, выкладывай, мы будем их слушать, и, может быть, даже покажем большой палец вверх. Если захотим. А может, и не покажем. Единственное, на что остаётся надеяться - что кто-нибудь лайкнет новую песню. Большинству лень даже клавишей ткнуть, показать, что понравилось.

Вы упомянули новый альбом. О нем можно что-то рассказать?

Он давно записан, давно готов. Но у нас сейчас не выпускают альбомы, как таковые, я с этого начал – просто нет носителей, на которых можно реализовать этот альбом. В интернете список можно составить из тысячи песен. Поэтому мои десять как альбом не воспринимаются. И уже давным-давно все перестали мыслить альбомами.

Смысла нет уже формировать компакт-диск?

Да нет компактов, компакты тоже никто не выпускает. Понятие альбома формировалось с того времени, когда появился лонгплей – так называлась большая виниловая пластинка. Она вмещала в себя определенное количество информации. Можно было загнать в неё, скажем, 50 минут музыки. Сколько песен ты можешь загрузить на эту пластинку, это и был альбом. Входило ну максимум двенадцать песен на лонгплей, по шесть на каждую сторону, а иногда даже меньше, смотря по длине песни. А потом, уже когда стали выходить компакты, они стали вмещать по 75 минут в хорошем качестве, а в МР3 вообще можно все альбомы уместить на один диск. И за счёт этого идёт уменьшение качества, зато увеличение количества. Вы на этот носитель могли загнать сколько угодно. Сейчас вы можете закачать на флешку хоть тысячу песен в среднем качестве.



В том же интервью упоминалось, что вы ведете блог, и что вас увлекает это занятие. Вы продолжаете вести блог?

Да, я каждый день выкладываю что-нибудь в сеть. Не как некоторые фанатики – десять публикаций в день, нет, одну. Записываю свои мысли, как-то  реагирую на происходящее. Поэтому у меня идёт постоянный диалог, вернее, монолог, который потихонечку, вялотекущим образом, продолжается каждый день.

Вы имеете в виду Facebook, где больше всего постов?

Facebook, "ВКонтакте", "Одноклассники" – всюду дублирую, там же совершенно разная аудитория. Тех, кто сидит в Facebook, нет в Одноклассниках. У меня нет Инстаграма, потому что он не даёт возможности писать, а работает для выкладывания фото, а я не фотомодель. Меня нет в Твиттере: я попробовал, но в 140 знаков я не помещаюсь. Там надо говорить одним предложением. Я не "твиттерный" человек, у меня больше мыслей, чем может уместить эта соцсеть.

А ещё у вас был блог в Живом Журнале, но он закончился много лет назад, или, по крайней мере, не обновляется.

Не обновляется, потому что этот формат давно ушел. Сейчас у меня есть свой видео-канал. У меня там появляются публикации, на Youtube. Но тоже, чтобы делать этот канал сильно посещаемым, надо выкладывать какой-то скандальный материал и работать над количеством просмотров. Есть такие специальные технологии, мне предлагали как-то сразу устроить 50 тысяч просмотров. Ты платишь, и тебе сразу же накручивается сколько-то просмотров. Но это нужно для монетизации канала, а я пока этим заниматься не собираюсь.

А что тогда для вас значит блогерская деятельность – диалог с людьми?

Во-первых, диалог с людьми, а во-вторых, она помогает держать себя в форме. Каждый день, когда ты что-то пишешь по принципу "Ни дня без строчки", всё равно не расслабляешься, всё равно мозги твои работают. Мы живём, пока работаем. Сами понимаете, что если развалиться на диване и ничего не делать, со временем пойдёт деградация, а мне этого не хочется.

Так что же сейчас вам больше всего интересно в плане вашего собственного творчества?

Мне бы очень хотелось бы собраться и сделать какую-нибудь крупную форму, помимо того, что продолжается такая вот мелкая литературная деятельность, хочется написать какую-то крупную вещь. 

Роман?

Не знаю. У меня есть пара задумок… Лучше об этом заранее не говорить. Но вообще в принципе хотелось бы как-нибудь отважиться и реализовать что-нибудь. Сейчас, конечно, формат книги ушёл в интернет. Но для меня книга, даже когда она стоит на полке, а тем более у меня в руках, она мне душу греет. Я могу её подарить. Я за свои деньги компакты сделал, и я могу эти компакты подарить, книжку тоже, люди смогут их подержать в руках. Нельзя же сказать: "Вот, возьми, почитай в интернете, я тебе дарю". Подарить ссылку - это смешно.



Несколько вопросов хотела задать о вашем сыне Олеге. В интервью шесть лет назад вы рассказывали, что он работает оперным певцом в Швейцарии. Это по-прежнему так?

Нет, он уже давно в России.

А чем занимается сейчас Олег?

В данный момент – прячется от коронавируса на даче и преподаёт вокал, английский язык через интернет. Пишет, снимает ролики, записывает, у него студия своя на даче. Сейчас все прячутся.

Это специфика текущего момента. А более глобально?

Вы же понимаете, что давление на Россию как таковое не могло не отразиться на всех видах деятельности. Скажем, в оперном искусстве ещё за несколько лет до коронавируса царила такая атмосфера, что русских старались не брать, дабы владельцев театров или трупп не обвинили в симпатиях к нашей стране. Это началось с тех времен, когда Анна Нетребко помогла Донецкому оперному театру. Нетребко перевела деньги театру, и её обвинили в пособничестве сепаратизму. Нетребко – ведущее сопрано мира, любимица Америки, Европы и вообще всего мира!.. Она вдруг ни с того ни с того была обвинена в том, что помогает сепаратистам. Какие они сепаратисты? Зайдите на их сайт, посмотрите, у них кроме Россини, Чайковского, Вагнера ничего нет.

Вообще опера вне политики…

Если люди живут в Донецке, и им нужно кормить свои семьи, каким образом они связаны с сепаратизмом?.. Но пошла общая такая тенденция. Мне сын рассказывал, что программный директор в театре с удовольствием возьмет на роль, скажем, Отелло не крупного здорового русского парня, а какого-нибудь корейца, который меньше Дездемоны в два раза, но он зато более толерантно проходит под все критерии.

Надо же, какая ерунда творится…

Ерунда, как вы думаете, мир несовершенен.

Ко Дню Победы в 2016 году у вас с Олегом был очень проникновенный номер "На безымянной высоте". А ещё у вас есть совместные выступления или концерты?

Нет, совместно мы сейчас не можем ничего сделать, потому что мы живём в разных местах. А вот на этот День Победы я ролик сделал: нашел песню Эдуарда Колмановского и Константина Ваншенкина "Путь наш пролег", не видели? Это песня из кинофильма "Весна на Одере", в 1967 году фильм вышел. Песня была совершенно незаслуженно забыта, и до сих пор её никто не пел. Я изменил её ритм, изменил темп, размер и поставил её, как есть. Согласовал все изменения с правообладателями – детьми авторов. И сделал номер, всем очень понравилось.

Я видела этот номер, меня он глубоко тронул. Вообще, много незаслуженно забытых песен осталось там, в советском прошлом. Вы действительно большое дело сделали, вернув одну из них к жизни. Спасибо за этот поступок и за интересное интервью!


Видеоклип с официального канала Юрия Лозы
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть