"Нано-опера", день второй, тур первый.
21 мая 2019
Читать – модно! Обзор новинок художественной прозы для молодёжи
21 мая 2019
Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
21 мая 2019
Открытие IV Международного конкурса оперных режиссёров "Нано-опера"
21 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

На пределе "Нормы"

Три значимых музыкальных события фестиваля "Звёзды белых ночей" в Мариинском театре

Фото: Валентин Барановский
Фото: Валентин Барановский

Фестиваль "Звезды белых ночей" в Петербурге длится в течение двух летних месяцев. На сценах Мариинского театра в эти дни играют оперы и балеты с лучшими составами, и не обходится без премьер, как и без огромного числа концертов. Три музыкальных события, которые удалось увидеть и услышать (из множества других) — срез и своеобразный символ мультижанрового проекта: один концерт, одна опера и один балет.

Концертное исполнение оперы "Норма"  привлекло  возможностью  услышать  хорошие голоса. Ведь Беллини,  чей оркестр иронически называют "большой гитарой", сложил музыкальные приношения к подножью пьедестала под названием "бельканто". Удобство для пения, возможность певцам красиво "крутить" голосом – первостепенные композиторские задачи.

Когда приглашенный дирижер Олег  Каэтани взмахнул палочкой,  и со сцены полились звуки увертюры (оркестр Мариинского театра был, как всегда,  дисциплинированным и  собранным, за  исключением обыденного — иногда киксующих валторн)  — концепция "Нормы" проявилась как на ладони. Неистовость, прослоенная ласковыми  интерлюдиями – как будто грозовые облака несутся по небу, и через них иногда проглядывает солнце.  Всё в этой истории про жрицу друидов, нарушившую клятву  богам и родине ради любви к врагу, преувеличено, как и положено в уважающей себя итальянской романтической  опере. Начиная с  псевдоисторического фона и кончая  добровольным  желанием главных героев сгореть заживо. 

Фото: Наташа Разина 

Сила и гипноз оперы – как жанра — в том, что голоса певцов могут сделать любую натяжку не натяжкой. Римский проконсул Поллион (Сергей Скороходов), из-за влюбчивости которого все завертелось,  спел картинно, но все же не  так убедительно,  чтоб его реплика про спасение детей – "не дай  увянуть  цветам  их невинных жизней"  воспринималась  не как материал для исследования  стиля  старинных либретто, а как душевное  откровение.  Фестивальный вариант "Нормы"  проник в душу через отменные женские голоса — Анны Кикнадзе (Адальджиза) и особенно Татьяны Сержан (Норма).  Во всем известной арии "Casta Diva" густой, трепетный  и "полетный" голос Сержан струился как серебристый свет луны, о которой она пела. Волшебство было слышно даже за оркестром, который не стеснялся громкости. А когда героиня от злобы и ревности чуть было не стала детоубийцей? А ее плач и гнев в дуэте с неведомой — до поры до времени — соперницей?  Любовь, месть и угрызения совести сплетены в "Норме" в немыслимый по накалу узел. Но смятенный вокал  героини,  делающий неправдивое  —  правдивым, уводит восприятие в подлинную трагедию,  прочь от мелодрамы с эффектами. 
 
Балет "Корсар" —  необъявленная часть торжеств по празднованию 200-летия хореографа Мариуса Петипа. Лучшим мероприятием к круглой дате становится качество танца в спектаклях, где имя Петипа указано в афише.  Особенно в версии Мариинского театра, где от первоисточника остались лишь общая композиция и отдельные танцевальные фрагменты. И переписано незамысловатое либретто: в сторону еще большей незамысловатости. 

 То, что  показывают в Мариинском  –  сокращенная  и упрощенная фантазия давних редакторов по мотивам куда более обширного оригинала. В этом  — отличие петербургской версии от "Корсара" в Большом театре: в Москве сделана "реконструкторская" постановка, как результат серьезной  работы в архивах. Все компоненты балета —  ориентальная  экзотика, морская стихия, сопоставление  классического и  характерного танцев, любовная интрига и прочее зрелищное  — выявлены  в куда большей близости к первоисточнику — Петипа.  Достаточно сопоставить, как выглядит  главная "фишка" балета, сочиненная мэтром —  сцена  "Оживленный сад" — в обоих спектаклях.  

Фото: Валентин Барановский

Но с точки зрения "смотрим, как танцуют" на сцене Мариинки-2 было на что полюбоваться. Кордебалет был  в ударе.  И не зря программка делает акцент на том, что тут есть "две балеринские партии и три премьерские мужские". На фестивальном "Корсаре"  все пять  солистов танцевали близко к  безупречности. Что Виктория Терешкина (Медора),  наполнившая зал властной энергетикой и четкими двойными фуэте.  Что Екатерина Осмолкина, в партии Гюльнары контрастировавшая нежным "кошачьим" темпераментом прирожденной обитательницы гарема — с броским бунтарством  главной героини. Что  троица бравых корсаров — Конрад (Андрей Ермаков)  и его соратники по пиратству  —  Али (Кимин Ким) и Бирбанто (Юрий Смекалов). Когда вспарываешь воздух серией  зависающих прыжков – непременно сорвешь аплодисменты. Да и Мей Нагахиса (Третья одалиска)  танцевала  свой фрагмент так,  что заставила автора этих строк забыть оскомину от безудержной эксплуатации этой вариации, фаворитки балетных конкурсов.  
 
Дмитрий Маслеев  в Концертном зале Мариинского театра выступил с программой, в которой  задуманные переклички романтиков с неоромантиками рождали размышления о наследовании музыкальных традиций. Экспромт до минор  Шуберта, две вещи Листа   — Испанская рапсодия и Пляска смерти, пьеса "Далекое прошлое" Чайковского, Элегия, Прелюдия и два этюда Рахманинова,  и наконец, Вторая  соната Прокофьева – все это поставило  публику перед выбором. Маслеев — он кто? Уверенный в себе профессионал,  для которого отменная пианистическая оснащенность  – главное? Или наоборот, непосредственно переживающий маэстро, но умеющий выглядеть не таким, а стопроцентно уверенным в себе — и добросовестным, как точные часы?

Концерт оставил вопрос без ответа. Точнее,  мнения публики разделились, судя по разговорам в антракте.  И это самый занятный итог  вечера. Хотя  дилемма такого рода  занимала  умы еще в 2015 году, когда малоизвестный юноша из российской провинции выиграл  известный конкурс имени Чайковского. С тех пор Маслеев много и успешно гастролирует, в том числе и с Валерием Гергиевым, который  обещал  не оставлять без внимания  медалистов конкурса.  

Фото: Наташа Разина 

Пианист ошарашивал напористыми пассажами и энергичным, но суховатым туше, пробегая по октавам так же безусильно, как олимпийский чемпион по конькам – по льду. Выверенная игра виртуоза (с активной педалью) предстала заменой  предполагаемого романтического пафоса. Разработки арагонской  хоты в "Испанской рапсодии"  утеряли и отдаленное сходство с настроением танцевального первоисточника, а ностальгическая пьеса Чайковского почти обошлась без ностальгии. Как и этюды Рахманинова — без  сентиментальной "этюдности", а его же пьесы-фантазии — без полета фантазий, сыгранные лишь с заведомой "лирической"  основательностью.

Но в "Пляске смерти" головокружительная  хотя и несколько стерильная, скорость  пригодилась. Как и "механизированное" нашествие звука, "вбивание" его в пространство, при отсутствии макабрической  мистики и каких-либо потусторонних "ужасов".  Ведь  смерть и правда не имеет чувств, но она фатальна.  Сыгранный же в финале  Прокофьев, который в ранней сонате, как уверяет программа концерта, дал нам "волевой динамизм, скерцозность и светлую поступательную лирику", немного "опал"  в скерцозности – за счет все той же концентрации пианиста на настойчивой педантичности.   

Впрочем, наличие чувства юмора Маслеев доказал, когда на бис сыграл "Футбол" Шостаковича. Чем, конечно, купил сердца публики в вечер  полуфинала.       
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Нано-опера", день второй, тур первый.
Читать – модно! Обзор новинок художественной прозы для молодёжи
Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси

В Москве

Открытие IV Международного конкурса оперных режиссёров "Нано-опера"
Бэкон, Пушкинский Давид — Итальянский двор с "Барокко-бит"
"Театральное ПТУ v.6.0" стартует в июне
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть