Идея синтеза – произносимого слова и музыки – очень продуктивна: музыка чрезвычайно усиливала эмоциональное впечатление от и без того драматичного текста романа Ивана Ефремова “Таис Афинская”, в котором рассказывается о любви знаменитой гетеры и великого полководца, о сожжении вавилонского Персеполя, о смерти Александра.
Владислав Демченко читал фрагменты из романа, выбрав ключевые сцены и, в его голосе были слышны то властные интонации Александра, то вкрадчивые нотки Таис, то взволнованный тон рассказчика, который повествует о значительных и трагических событиях.
А за его спиной находился оркестр, который исполнял отрывки из произведений, которые были, по замыслу авторов спектакля (а это была коллективная работа, в которой значительную роль сыграла Марина Бутир, не только пианист, клавесинист и директор оркестра, но и один из его творческих центров).
Конечно же, с темой Таис Афинской в первую очередь ассоциируется популярнейшее произведение – “Размышление” из оперы “Таис” Жюля Массне. Причём в самом начале, во время первого рассказа о Таис, её первого появления перед слушателями, да и перед Александром Македонским, звучал лишь намёк на это произведение, только аккомпанемент, без мелодии, как предвкушение дальнейшего. А чуть позже эта пьеса прозвучала уже целиком, и соло на скрипке очень мягко и лирично исполнила Яна Неустроева.
В концерте в качестве “эмоциональной поддержки” прозвучали фрагменты из Октета Д. Шостаковича, из сюиты Грига “Из времён Хольберга”, “Гроза” из “Времён года” А. Вивальди, Ария из оркестровой сюиты №3 И.С. Баха.
За дирижёрским пультом был Леонид Казаков, который идеально вписал оркестр в концепцию – ведь оркестр не просто исполнял концертную программу, а участвовал в литературной композиции как равноправный партнёр, вплоть до того, что музыканты изображали взволнованный шум дворца Александра с военачальниками и гостями.
Приятно поздравить музей с таким замечательным концертом, тем более, что это не единичное мероприятие – на сайте музея отдельная страничка посвящена концертным программам.