В Новосибирске стартовал Международный конкурс новой драматургии "Ремарка"
20 апреля 2019
Возрождение серии книг "Жизнь замечательных людей"
20 апреля 2019
В музее-усадьбе "Архангельское" ведется масштабная реставрация
19 апреля 2019
"Жена поэта Брюсова" — презентация альбома-каталога
19 апреля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

23 сентября 2018 15:48

Авангард в "кармане": стартовала "Детская программа" III фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку"

Спектакль "Храбрый портняжка" Венской Taschenoper открыл Детскую программу фестиваля "Видеть музыку" в Театре им. Сац

Фото: Биеннале театрального искусства
Фото: Биеннале театрального искусства

Пресс-конференция, посвящённая открытию Детской программы III ежегодного фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку", предварила гастрольные выступления в рамках этой программы уникального Венского детского театра "Ташенопера" (Taschenoper) в Детском музыкальном театре им. Н. Сац. Спектакль "Храбрый портняжка" на музыку австрийского композитора Вольфганга Миттера театра Ташен (буквально, карманная) опера перевернул детскую страничку большого "взрослого" фестиваля. Масштабный фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку" проходит в рамках "Биеннале театрального искусства" при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда Президентских грантов.

Георгий Исаакян — художественный руководитель фестиваля "Видеть музыку", Детского музыкального театра имени Наталии Сац, Президент Ассоциации Музыкальных Театров (АМТ) поприветствовал всех присутствующих на пресс-конференции и представил членов президиума: Йоханнеса Айгнера — чрезвычайного и полномочного посла Австрии в России, Симона Мраза — атташе по культуре посольства Австрии, Эльмиру Щербакову — директора "Биеннале театрального искусства 2018", Герхарда Динстбира — художественного руководителя Венского театра "Ташенопер" и Евгения Ситохина — режиссера спектакля "Храбрый портняжка" театра "Ташенопер".

"Нынешний 2018 год объявлен годом Музыки России и Австрии. Мы чрезвычайно горды нашим совместным проектом с театром "Ташенопер", который бы не состоялся без "Биеннале театрального искусства", взявшего основную часть финансирования этого проекта при поддержке Фонда Президентских грантов, — сказал художественный руководитель фестиваля Георгий Георгиевич. — Трудно быть маленьким "Карманным" театром в одном из главных оперных городов мира Вене. Тем не менее "Ташенопер" является для нас достаточно важной культурной институцией, которая одна из первых озаботилась тем, что публику завтрашнего дня надо готовить вчера. Даже в Вене, где посещение оперного театра является обязательством гражданина, ...прописанным в конституции (добавил шутливо Евгений Ситохин), заботиться о просвещении надо с самых юных лет," — отметил Исаакян.

Фото: Биеннале театрального искусства

"Это наш второй совместный проект с "Ташеноперой". В 2014 году в Театре им. Н. Сац состоялся самый необычный, самый важный, пожалуй, за последние годы международный просветительский проект "Авангард для малышей". Спектакль "Маленький Арлекин" на музыку Карлхайнца Штокхаузена был копродукцией нашего театра, "Ташеноперы", оперного театра Граца (Австрия) и Баварской Государственной оперы (Мюнхен, Германия). Главным центром этого проекта был мой хороший друг Герхард Динстбир — художественный руководитель "Ташеноперы". Мы сыграли 10 аншлаговых спектаклей. У "Маленького Арлекина" был бешеный успех. Это был музыкальный, здорово сделанный спектакль без слов, где все понятно," — рассказал Исаакян.

Детские спектакли из разных стран редко ездят в гости друг к другу из-за языкового барьера. "Наш "Храбрый портняжка" будет обеспечен титрами на русском языке, к тому же я исполняю роль короля и отдельные реплики буду дублировать на русском, — взял слово режиссер спектакля Евгений Ситохин. — Существует проблема языка и трудность восприятия музыкального спектакля через то, как поют, поэтому ставя оперу для детей, я всегда стараюсь подтвердить понимание сценографией, хореографией."

Фото: Биеннале театрального искусства


Больше всего вопросов журналистов о проекте, необычном венском театре и его организации было обращено к худруку "Ташеноперы" Герхарду Динстбиру: "Детская опера "Храбрый портняжка" австрийского композитора Вольфганга Миттера — это наш первый опыт обращения к детскому репертуару в 2006 году. Прежде мы делали разные современные авангардные проекты или, наоборот, старинные раритетные оперы для взрослых. Сейчас нами уже получен специальный грант на реализацию детских проектов. У нас нет своего стационарного здания. Мы — небольшая команда, которая для каждого проекта формирует новый состав на определенную постановку на какой-либо сцене. Мы не работаем как репертуарный театр, а скорее как проектное бюро "Ташенопера". И вот спектакль "Храбрый портняжка" был создан в 2006 году, имел большой успех и был показан 50 раз. Особенность музыки Вольфганга Миттера — так называемая акустическая декорация, использование электронной музыки. Это было удивительно, что детскую оперу можно показать таким образом. Мы впервые работали с Евгением Ситохиным. Потом пришло решение отчасти поменять и музыку, и либретто, и костюмы, и декорации и пригласить новый состав исполнителей."

Фото: Биеннале театрального искусства

Перед началом спектакля австрийский посол Йоханнес Айгнер обратился к публике с теплыми словами: "В детстве я очень любил сказку братьев Гримм о смелом портном и сегодня с удовольствием вспомню ее вместе с вами. Пусть эта музыкальная история "Ташеноперы" станет посвящением году музыки Австрии и России. Спасибо театру Сац за приглашение нашего театра к вам, дорогие юные зрители."

С первых же секунд спектакля становится ясно, что это совершенно другой тип театра, не тот, к которому привыкли мы. Все работает здесь по-другому, и дает неожиданные зрительские последствия. Потрясающий эффект производит акустическая декорация. Человек ведь не существует в мире вне звуков и не живет без различного рода шумов. И воспринимает приятное сочетание чего-то негромкого как тишину. Испытывает страхи, если тишина приближается к вакууму. Акустическая декорация "Храброго портняжки" — это записанная электронная даже не музыка, а привычный звучащий ежедневный фон, состоящий из миллионов составляющих, звуков. Когда герои на сцене находятся в разных сюжетных "ландшафтах" — поле, лесу, замке, комнате портного, вероятно, в электронном фоне Миттера добавляются типичные для каждого места звуки. Но это воспринимаются на бессознательном уровне. 

Единственный инструмент, реально сопровождавший представленную оперу, был контрабас. Находившись сбоку сцены, контрабасист играл по нотам, можно сказать, мычал в низком регистре что-то непонятное. Но постепенно вырисовывались функции этого оркестра и дирижера в одном лице. Во-первых, соло контрабаса удивительным образом попадало в акустический фон, создавая одно целое. Во-вторых, музыкант давал определенный тон, от которого отталкивались певцы-актеры в своих декламациях. Привычное пение здесь отсутствовало, но речь персонажей была почти как в речитативах классических опер. Вероятно, контрабас также показывал всякие переходы и паузы, смену условной тональности, диапазона женского и мужских голосов и много других технологических штучек.

Совершенно сценически обворожительной была принцесса со своим высоким звонким тембром, вокальной скороговоркой, стремительными скачками в разные тесситуры. Это создавало абсолютно-типичный образ принцессочки, капризной и взбалмошной, обаятельной и глупой. Вызывало восхищение к композитору, так точно разбившую человеческую речь в мело-декламацию, сумевшему поймать тончайшие интонационные микро-фразы. Любопытно было бы взглянуть на партитуру, прописано ли это нотами или есть только указания на направление мелодических линий и ритмической агогики. Был один момент, где Портняжка и Принцесса, условно говоря, пели секунд двадцать сложнющую дуэтную, буквально, абракадабру, да так интонационно точно, что под силу только хорошо темперированному строю фортепиано, где не нужно исполнителю самому строить чистоту интонации. Прямо a la Антон Веберн или Альбан Берг и прочие "нововенцы". Вероятно, в этом месте Миттер все-таки выписал точные ноты.

Все эти умные рассуждения не для юного зрителя. А что же он? По большому счету, визуально на сцене ничего не происходило, но маленькие меломаны внимательно следили и сидели очень тихо. Через несколько минут дети стали хихикать и потом, вообще, смеяться в голос. Всё, что происходило, напомнило комиксы, иногда простые до примитивности, но очень смешные.

Доказано, что дети увлекаются игрушкой, которая заставляет работать их воображение. Скупость декораций, отсутствие экшэна на сцене дали какие-то сильные посылы детской аудитории. Она явно увлеклась. И на это не влияло, звучит ли классическая оперная ария или авангардный саунд-фон, дети воспринимали все быстро и правильно. Главное не нагружать их нашими взрослыми атавизмами на счет трудностей авангарда.

Фото: Биеннале театрального искусства

И очень находчиво был "изображен" запах душистого варенья, которого ужасно хотелось испробовать безденежному Портняжке. Розовый легкий платок перемещался на невидимом прутике по сцене. А у тебя щекотало в носу.

Фестиваль "Видеть музыку" — это всегда возможность сотрудничать, знакомиться, рассматривать разные эстетико-театральные воззрения, традиции и эксперименты. Это условия для развития и обновления российского театра. Специальный гость фестиваля Венская "Ташенопера" подарила интереснейший повод для размышлений о музыкальном театре, детской опере и том, как можно видеть музыку сегодня.

Также читайте на Ревизор.ru: 


В ГАБТ состоялась пресс-конференция, посвящённая Третьему фестивалю "Видеть музыку"

Программа Третьего фестиваля "Видеть музыку" на сентябрь


Смотрите на Ревизор-TV:

Ревизор-TV: Открытие Третьего фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку"



Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

В Новосибирске стартовал Международный конкурс новой драматургии "Ремарка"
Возрождение серии книг "Жизнь замечательных людей"
Инна Гомес возглавила премию "На благо мира"
В музее-усадьбе "Архангельское" ведется масштабная реставрация
"Жена поэта Брюсова" — презентация альбома-каталога
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть