Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Бал компримарио

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

На завершающем этапе VII фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку", который проводит в Москве Ассоциация музыкальных театров России при поддержке отечественного Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив, в столицу пожаловали именитые гости из города на Неве, показав столичной публике одну из своих ярких и свежих работ – мюзикл Александра Пантыкина "Бал воров" по одноименной комедии Жана Ануя.

Праздник музыкального театра, каковым уже в седьмой раз безусловно становится фестиваль "Видеть музыку", совершенно невозможен без одного из старейших в нашей стране, второго по времени возникновения (1929), опереточно-мюзиклового коллектива России. Ленинградская музкомедия – театр исключительный во многих отношениях: богатый и своими традициями, и героическим прошлым (театр работал в Ленинграде всю блокаду). Конечно, опереточные традиции императорской столицы на несколько десятилетий старше ее ныне главного театра музкомедии, однако именно он, который скоро будет отмечать свое столетие, определял и определяет стиль и стандарт музыкальной комедии не только в Северной столице, но гораздо шире – в стране в целом. Лидерские позиции, на которых коллектив находится уже не одно десятилетие, сегодня выдвигают его, пожалуй, на первые позиции в культивируемых жанрах – его сильным и реальным конкурентом остается, пожалуй, лишь только Свердловская музкомедия.


Фото: Елена Лапина

Упоминание последней – не случайно. Новинка (мировая премьера состоялась в марте 2019 года), которой гости из культурной столицы России решили угостить москвичей, носит отчетливый уральский акцент – несмотря на сюжет про французскую Ривьеру. Комедию Ануя положил на музыку Александр Пантыкин – известный екатеринбургский автор, чьи мюзиклы и лайт-оперы идут по всей стране, но наверное более всего ставились в родном городе. Его тяготение к поиску новых форм музыкального театра (лайт-оперу, например, придумал именно он) проявилось и в этой работе. По стилю музыки, по музыкальной эстетике, по господству в партитуре занимательной ритмики – драйвовой ритм-секции ударных с просто-таки вивальдианской остинатностью – это, конечно, мюзикл. От которого очень веет киномузыкой и эстрадой в стилистике французского шансона – помимо ритмического разнообразия автору не откажешь и в мелодической изобретательности, если не откровенной талантливости. Но вот по структуре музыкальной драматургии, по господству комического начала, по расстановке амплуа персонажей, да и по обилию музыкального материала как такового – это скорее оперетта, синтезирующая оффенбаховские и советские традиции. Эдакая возрожденная на новый лад оперетта – которая, конечно, по-современному здорово смахивает на мюзикл, но в своей основе остается доброй старой музкомедией.

Правда, в этой новой-старой оперетте есть свои неожиданные особенности. Первая – это отсутствие традиционной пары героев. Есть простаки и комическая старуха, целых две субретки (и им в пару соответствующие кавалеры), обязательный комик (и даже не один), а вот героини (и равновеликого рыцаря), увы, не наблюдается – Леди Хэф при всей своей респектабельности мало на таковую тянет, еще в меньшей степени годится для центрального музыкального номера ее нехитрая песенка "Мужчины – это глина". Вторая – невнятный, если не смазанный финал: у каждой сложившейся по сюжету пары авторы предполагают свой исход из пикантной ситуации, свой мини-финал, которых таким образом получается слишком много – от чего острота восприятия притупляется, и нет четкой кульминации всего спектакля. А кроме того эти мини-финалы уж слишком неправдоподобны даже по меркам оперетты – то жулики оказываются честными и благородными, то пресыщенные жизнью скучающие богатеи – романтиками и альтруистами… Вроде бы динамично развивавшееся, местами прямо-таки захватывающее действо, вдруг под конец оборачивается какой-то неубедительной банальностью.


Фото: Елена Лапина

Гастрольный прокат на сцене столичного "Геликона" таил в себе еще один неоднозначный момент, который в значительной степени смазал общее позитивное впечатление от спектакля. Это звук: работу звукорежиссера, к сожалению, трудно признать удовлетворительной – баланс между инструментальным коллективом в яме и артистами на сцене был явно нарушен не в пользу первого, причем стремление маэстро Андрея Алексеева этот баланс выровнять по ходу действия мало что дало. И это событие в очередной раз высветило существенную проблему, которая теперь есть во всех театрах музыкальной комедии нашей страны – абсолютную и бескомпромиссную зависимость от подзвучки. Как известно, теперь не только мюзиклы, но и классические оперетты везде (в том числе и в главных столичных театрах оперетты) идут со звукоусилением – поют в микрофоны. Для мюзикла это давно считается нормой, хотя если обратиться к истории жанра, то изначально это было не так. В оперетту микрофон активно пришел в последние два десятилетия – видимо, теперь уже навсегда. Эта экспансия вызвана как объективными моментами, так и субъективными, несет в себе как плюсы, так и очевидные минусы. Как раз из числа последних то, что случилось на московском показе «Бала воров»: если микрофон плохой или плохо настроен – беда, которую мало что может исправить. Слышно плохо, голоса тонут в оркестре, слов не разобрать почти совсем, нюансы безвозвратно утеряны, а работать без микрофона никто уже не может: не приучен. Если бы это был спектакль, где музыкальные номера как в драме являются лишь необязательным декоративно-развлекательным довеском, то, наверно, трагедии бы не было. Но в мюзикле, который почти оперетта, и где музыкальная драматургия определяет практически все – это почти катастрофа.

Драматургическая неоднозначность и проблемы со звуком – это то, что смутило в петербургском спектакле. Но у него, конечно, есть и масса достоинств. Динамичная, с изобретательными мизансценами режиссура Андрея Житинкина реализует стихию мюзикловой феерии на все сто: действие оказывается живым, искрометным, увлекательным, с массой нюансов и точной прорисовкой характеров. У спектакля высокие тонус и темпоритм, а необходимый жанру юмор бьет в самую точку – порой очень и очень остро (достаточно вспомнить намек Петера Боно на локацию подлинных воров в любом сегрегированном социуме). Яркие актерские работы Светланы Луговой (Хэф), Александра Круковского (Боно), Владимира Яроша (Гектор) и др. складываются в крепкий ансамбль, в котором каждый элемент важен и индивидуален. Эстетичные и созвучные как сюжету, так и музыкальному строю сценография и костюмы (Андрей Шаров) дарят публике приятные впечатления от узнавания по большей части недоступных ныне природно-климатических удовольствий. Мастерский свет Дениса Солнцева акцентирует верно и четко те узловые моменты спектакля, что определяют его суть. Бойкая хореография Владимира Романовского является уместным завершающим штрихом – жанровый канон выдержан по всем параметрам.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть