Московский Дом фотографии представит 80 снимков. На фотографиях дети в нарядах столетней давности. Почти ушедшие в прошлое крестильные рубашечки, гимназическая форма — она мало менялась в течение последующих ста лет; простая, удобная для работы одежда крестьянских детей, одинаковые ситцевые платьица приютских сирот; прекрасные кружева и бантики девочек, одетых для детского бала. Настоящий же апофеоз детского костюма — матроска. Ее носят все — мальчики от младенцев до подростков, девочки из хороших семей, столичные жители и провинциалы.
1900-е годы — время русско-японской войны, прославленных подвигов "Варяга" и "Корейца" делает матросский костюм необычайно популярным. На детскую одежду оказывает влияние и взрослый стиль модерн. Его страсть к стилизации здесь оборачивается своеобразным костюмированием — вот дети в костюмах, которые сейчас могли бы считаться маскарадными — русских, кавказских, венгерских. В них вряд ли ходили по улицам ежедневно, но и шились они не только для походов к фотографу.
Одежда для девочек всегда больше похожа на взрослую. Изящные шляпки, пена кружев и оборок, замысловатые расцветки тканей — печать модерна здесь видна отчетливо. Маленькие изысканные прекрасные дамы идут под руку с рыцарями в матросках. Всякое время дает свои образцы для подражания. В начале XX в. все ясно и определенно. Есть подлинные герои — русские моряки, есть пока и настоящие принцессы — великие княжны. И мальчик должен быть героем, а девочка — принцессой. Ими можно стать хотя бы на время, хотя бы одевшись в соответствующий костюм, хотя бы на фотографии, сделанной в ателье на центральной улице города твоего детства.
Даже рядовому зрителю будет легко различить одежду побогаче и победнее, изящные столичные наряды и диковинные костюмы, порожденные буйной фантазией провинциального портного.
География работ, представленных на выставке очень широка: от Могилева до Владивостока и от Архангельска до Баку. Эти фотографии бесхитростны и функциональны. В основном, это кабинет-портреты, сделанные исключительно для внутрисемейного пользования. Их авторы — рядовые российские фотографы, малоизвестные, неизвестные, забытые владельцы или работники бесчисленных фотоателье, разбросанных по всей обширной Российской империи. Их работы не претендуют на высокое искусство, но с легкостью переживают свое время, становясь бесценным свидетельством культуры ушедшей эпохи.
Музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" представит более 30 фотографий (большая часть из которых экспонируется впервые) из альбомов Дунаевских, родственников писателя; Рутценов и Чадаевых — поместного окружения Тургенева. Портреты выполнены как известными мастерами Москвы и Петербурга (Г. Деньером, И. Дьяговченко, Е. Овчаренко), так и фотографами Мценска, Орла, Болхова, Ельца, Тулы (И. Вареником и П. Владимировым, Б. Пейрошем, В. Вакуленко).