С юбилеем, Иван Макаров!
30 ноября 2020
Итоги XI Международного славянского форума искусств и XVIII Международного театрального форума "Золотой витязь"
30 ноября 2020
Знаем ли мы Александра Блока?
28 ноября 2020
Несвобода любви в фильме "Фассбиндер"
25 ноября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Олег Табаков. В поисках радости

12 марта исполнилось 2 года, как ушёл из жизни непревзойденный актер, режиссер, педагог Олег Табаков.

Фото: anews.com
Фото: anews.com

Бесконечное обаяние и харизма, великолепное чувство юмора, готовность делиться своим талантом… Он создал галерею разнохарактерных образов на сцене и экране, возглавлял МХТ им. Чехова и выпустил плеяду блистательных артистов. Его ученики — это Безруков, Машков, Миронов, и многие другие талантливые актёры, которыми по праву может гордиться мастер…

Табаков говорил: "У меня четыре крови — русская, украинская, польская и мордовская…" Он вырос в Саратове, в семье врачей — с детства ему было привито от родителей желание помогать людям. Во время войны отец ушёл врачом на фронт, а мать поступила на службу в военный госпиталь.


Фото: yandex.ru

Решение сына учиться на артиста отец Олега, фронтовик Павел Кондратьевич Табаков, воспринял без энтузиазма. Мать артиста, Мария Березовская, хотела, чтобы сын пошёл по стопам родителей. Вот как вспоминал об отъезде из родных пенатов в столицу Олег Павлович в своей книге: "На вокзале меня провожала довольно пестрая толпа "поклонников" — одноклассники, родственники. Было ощущение, что еду завоевывать мир. Кто-то из случайных прохожих-знакомых крикнул: "Лёлик, куда едешь?" Я прокричал в ответ: "Еду учиться на тракториста!" Думаю, что из всей моей саратовской родни только один человек молился за то, чтобы я не поступил, — баба Аня. "Желая мне добра".


Фото: twitter.com

Оказавшись в Москве без родных и близких, своего жилья, худющий, как подросток, но не унывающий Олег поступил в школу-студию МХАТ. По воспоминанию однокурсников, он переиграл всех на курсе. Бесконечные этюды превращались по меткому выражению Гафта в "представления небольшого цирка". Будущий народный артист попал на курс к Василию Топоркову, который славился своим педагогическим талантом. Повезло Табакову и с однокурсниками, он учился вместе с такими артистами как Михаил Козаков, Татьяна Доронина, Валентин Гафт, Леонид Броневой, Галина Волчек. Уже на третьем курсе он стал сниматься в кино.

Молодой, пылкий, горячий, искрометный – таким  увидели зрители юного Олега в фильме "Шумный день" по пьесе Розова "В поисках радости".


Фото: radiovesti.ru

К 29 годам он сыграл более 40 ролей. И получил инфаркт. Когда ему удалось выйти из этой ситуации живым и здоровым, то Олег дал себе слово каждый день жить в поисках радости.

От короля Людовика в "Д’Артаньяне и трех мушкетёрах" до воришки в "12 стульях", от Обломова до Шелленберга в "17 мгновений весны" - его разнообразная актерская палитра не знала границ. Николай Ростов  ("Войны и мира"), Володя ("Москва слезам не верит"), Владимир Искремас ("Гори, гори, моя звезда"), Гарри Маккью ("Человека с бульвара Капуцинов") и, конечно же, кот Матроскин из мультфильма "Простоквашино — такие разноплановые и не похожие друг на друга, но скрепленные  очарованием образы, вошли в историю кинематографа, а вместе с тем культуру нашей страны.


Фото: cz.pinterest.com

Если Табаков создавал роль, то работал над ней тщательно, вдумчиво, отдавая всего себя с головой и душой. Вот как он писал о работе над таким национальным характером как Обломов: "Снимали прекрасно-придуманную, написанную сцену отрешения Обломова от любви, сцену смерти любви —  так я назвал ее… Ощущение вынутости остается после такой работы, вынутости из себя и конечности всякого такого короткого мига счастья, счастья, когда ты знаешь, что делаешь, зачем делаешь, знаешь, как это надо делать". Такие слова по праву могут принадлежать только мастеру своего дела, коим являлся Олег Табаков.

Отрицательные персонажи получались у Табакова, в силу его органичности, непозволительно обаятельными. Когда премьера фильма "17 мгновений весны состоялась на Лубянке в Доме культуры, то к Табакову подошёл Юрий Андропов и, "оттеснив в холле за занавесочку", сказал: "Олег, так играть фашистского выродка —  безнравственно". Интересен тот факт, что после выхода фильма ему пришло письмо из Германии от племянницы Вальтера с комплиментами и благодарностями за созданный им образ ее "доброго дяди".

 
Фото: pipopolam.ru

Театр Олег Павлович боготворил. Говорил о нем:  "Театр – это вообще одно из немногих мест на Земле, где чудо еще сохранилось, где его пока даже наука не может объяснить и разъять на составные части… где в каких-то углах сцены, откуда не выметена паутина, где лежит пыль, еще таятся остатки чуда, и человеку свойственно прикоснуться к чуду".

После Школы-студии Табаков попал по распределению в Московский драматический театр имени Станиславского. Но волею судеб, Олег Павлович пришел в новый, созданный Олегом Ефремовым, театр, который позже получит название "Современник".


Фото: ru.hellomagazine.com

Олег Ефремов так упоминал о коллеге: "Каждый его приход в театр создавал вокруг него поле доброты, открытости улыбок, которые появлялись на лицах людей по натуре замкнутых, неулыбчивых. Звучал смех, а то и хохот. Он был любимцем труппы. Его нескончаемый и искрометный юмор заставлял людей взглянуть на то или иное событие совсем другими глазами, как-то легко и свободно вздохнуть".

Когда Табаков расстался с "Современником", то по приглашению Олега Ефремова перешел служить во МХАТ. Первой ролью на новой сцене стал Сальери в постановке "Амадея" Марка Розовского. Этот спектакль стал одним из самых популярных в Художественном театре.


Фото: versiya.info

Табакову пришлось возглавить МХАТ  после ухода Ефремов.  Но Олег Павлович  мечтал о своем детище. В какой-то момент он понял, что может дать новому поколению накопленный годами опыт. Так начинается новая веха в жизни Олега Табакова, уже не только артиста, но и театрального педагога, режиссера.

В 1976 году он набирает свой курс в ГИТИСе. К восьми отобранным им студийцам из трех тысяч ребят, которых он отсматривал по всей Москве, прибавляется еще восемнадцать человек. Олег Павлович не был согласен с тем распространенным мнением, что артистом может стать любой человек. По его мнению, у человека должно быть особое дарование к актёрской игре.


Фото: factsinter.com

О своем театре-доме, театре-семье, в котором бы царила "жизнь человеческого духа" по Станиславскому, он мечтал давно. К своему театру  он относился как к ребенку. Правда, вынашивать его пришлось не девять месяцев, а семь лет. "В 87-м сбылась, хоть и с опозданием … моя мечта о собственном театре. О большой семье, где много детей и где "все по справедливости". Это было желание продлиться, размножиться", — вспоминал Олег Табаков. В декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трёх новых театров, в числе которых был Театр-студия под руководством Олега Табакова. Критики и зрители вскоре окрестили его "Табакеркой".

Через три года Олег Табаков уже преподавал в Школе-студии МХАТ. Среди студентов его первого набора были Владимир Машков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова. Вскоре Табаков стал ректором и занимал эту должность до 2000 года.


Фото: yandex.ru

В 1988 году Олегу Павловичу  присвоили звание народного артиста СССР. Сам же Табаков, помимо основной педагогической деятельности, руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон в США. А в 1992 году в Бостоне, столице и крупнейшем городе штата Массачусетс в США, по его инициативе основали Летнюю актерскую школу имени Станиславского.

"За четверть века занятий педагогикой из числа моих учеников вышло 25 заслуженных артистов России. А среди них еще есть люди, которые получают призы на кинофестивалях, "Маски", "Ники", "Турандоты", государственные премии.  Значит, почти все, кого я отчислял со своих курсов, закончили образование в других вузах. Среди них некоторые даже стали заслуженными артистами".

В 2008 году при "Табакерке" открылся актерский колледж. К преподавателям колледжа сразу присоединились Сергей Безруков, Андрей Смоляков и Михаил Хомяков. "Новое" — хорошо себя зарекомендовавшее "старое", особенно в деле воспитания актерских дарований. Яблочкина дебютировала на сцене — в 15 лет, Ермолова — в 16. И современные таланты должны попадать в руки профессионалов в нежном юном возрасте", — говорил Табаков, приводя в аргументы также и то, что на танцоров и музыкантов дети учатся в училищах с юных лет, когда в них распознают зачатки таланта опытные педагоги, в то время как драматические актеры лишены этой привилегии.



В 2017-м "Табакерка" отметила свое тридцатилетие. 1 марта там состоялось открытие фестиваля, получившего название "Бенефис тридцатилетних". На нем присутствовали все, кто имел непосредственное отношение к рождению театра. Гости фестиваля могли посмотреть самые интересные постановки театра.

В ноябре 2017 года артист попал в реанимацию. Операция не спасла — в конце декабря его состояние ухудшилось, и врачи ввели артиста в искусственную кому. В феврале медики вынесли неутешительный вердикт – маэстро больше не сможет играть на сцене. 12 марта 2018 года родные решили отключить Табакова от системы жизнеобеспечения. Последним пристанищем Олега Табакова стало Новодевичье кладбище, где он был похоронен 15 марта рядом с Владимиром Зельдиным, Леонидом Броневым.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

С юбилеем, Иван Макаров!
Итоги XI Международного славянского форума искусств и XVIII Международного театрального форума "Золотой витязь"
Анна Голубкова: "Большая литература тоже бывает очень разная"

В Москве

"Алые паруса" на фестивале "Видеть музыку"
Ссоры и дуэли в Самарской опере
Владимир Волков о мультижанровом VOLKOV ManiFEST
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть