"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 октября 2016 18:06

Между жизнью и смертью. Театры закрытых городов

Интервью с директором озерского театра "Наш дом" Владимиром Куликом о жизни и судьбе театра закрытого города

Автор: Ревизор.ru
Фото: Алла Марченко
Фото: Алла Марченко

Озерский театр драмы и комедии “Наш дом” держит руку на пульсе современности. Помимо 7-8 премьер в год театр неизменно будоражит свой город и театральную общественность новаторскими проектами.

Здесь проводится уникальный фестиваль экспериментальных театральных форм “Ночь в театре”, сумевший при полном отсутствии финансовой поддержки выйти на российский уровень. Ежегодно взрывает жизнь тихого Озерска молодежный фестиваль “Театр чистых эмоций”, объединяющий направления театра, спорта, музыки, танца, цирка. Широко известны по всей стране выступления актерского трио “Трое”. Переворачивает представления школьников о театральном искусстве проект “Театральный портал”, приносит свои замечательные плоды детская театральная студия, и это далеко не полный перечень всего, что происходит в Озерском театре.

Этот коллектив не перестает удивлять, и заставить его поменять курс не может ни международный кризис, ни тяжелое экономическое положение собственного города. Каким образом им это удается? Об этом в интервью с директором Озерского театра драмы и комедии “Наш дом” Владимиром Куликом.
 
В чем заключается специфика закрытого города? Каковы плюсы и минусы в жизни театров ЗАТО?
 
Специфика не просто малого, но еще и закрытого города, в первую очередь заключается в ограниченности зрительской аудитории. В Озерске зарегистрировано 80 тысяч жителей, из них фактически проживает тысяч на 10 меньше. И только 20% из них действительно ходят в театр. И это еще очень хороший результат, скорее плюс, чем минус. По статистике театральные зрители обычно составляют лишь 5-8% городского населения. У нас город высокого культурного уровня, в большинстве своем интеллигентный, на театре воспитанный.

Проблема заключается в том, что количество местных жителей слишком невелико, и при отсутствии туристического потока наши возможности увеличить доходы ничтожно малы. Мы не можем повышать цену на билеты, так как она зависит от платежеспособности населения. И даже если мы приведем в театр всех потенциальных зрителей, это не окупит всех тех расходов, которые не поддержаны бюджетным финансированием. На содержание здания и хозяйственные расходы, на ремонт и модернизацию старого оборудования, на стимулирование специалистов и творческого состава, на рекламу и авторские отчисления и т.д., а главное, на создание полноценных произведений театрального искусства с приглашением хороших режиссеров, художников, композиторов, созданием декораций, костюмов и бутафории.

Мы делаем все возможное для расширения зрительской аудитории. Разработана специальная программа “Едем в театр”, которая позволяет привозить жителей из близлежащих населенных пунктов. Но и она приносит лишь незначительные доходы, поскольку, кроме транспортных и режимных ограничений, мешает еще более низкий уровень платежеспособности жителей соседних городов и поселков.
 
Хороший способ расширить аудиторию – поехать на гастроли.
 
Конечно. В свое время наш театр объехал с гастролями всю Россию, но сейчас замкнут в периметре своего города и вынужден вариться в собственном соку. Гастроли для нас на данном этапе практически недоступны. Цена аренды крупных театральных площадок рассчитана на раскрученные бренды, либо на поддержку гастрольными грантами. Такую сумму не покрыть малоизвестному театру из российской глубинки, не говоря уже о затратах на транспорт, гостиницу и прочее. Риск остаться в минусе грозит создать опасную брешь в бюджете.

Доступнее условия аренды в малых провинциальных городах, но здесь возникает другое препятствие – вал московских антреприз. Сами посудите, приезжает в небольшой уральский городок Озерский театр драмы и московская антреприза с медийным лицом на афише. На кого пойдут? Правильно, на медийное лицо. Такова психология провинциального зрителя.

Вот и получается замкнутый круг: мы не можем выезжать на гастроли, потому что нас не знают, и нас не знают, потому что мы не выезжаем. Проблему могла бы решить только поддержка извне. В Свердловской области выстроена система гастрольных грантов, благодаря которой жители Екатеринбурга хорошо знакомы со всеми театрами области, в том числе и с муниципальными, и с театрами закрытых городов.

В Челябинской области такая программа от Министерства культуры тоже существует, но пока распространяется только на областные театры. В этом году, наконец-то, удалось достигнуть хотя бы предварительного согласия министерства о том, что муниципальные театры должны попадать в зону влияния этой программы. Но пока в реальности такой поддержки нет, единственное, что нам доступно – выездные спектакли в близлежащие населенные пункты.
 
С какими проблемами сталкивается театр на данном этапе?
 
Самый главный минус муниципального театра в небольшом городе, заключается в том, что он полностью зависит от городского бюджета, который, в свою очередь, сильно ограничен. С одной стороны, я прекрасно понимаю администрацию Озерского городского округа, с другой, очень не хватает со стороны администрации необходимого понимания значения профессионального репертуарного театра в ЗАТО.

Более того, на сегодняшний день в законодательстве и нормативных документах отсутствует градация категорий учреждений культуры в зависимости от их уровня и статуса. Это приводит к уравниванию на стадии формирования бюджета финансирования профессиональных театров и сельских клубов, несмотря на разницу уровня требований и запросов зрителей к услугам учреждений профессионального искусства и учреждений массовой культуры, а, следовательно, и разницу затрат на их обеспечение. Для решения этой проблемы необходимо либо разделить учреждения профессионального искусства и массовой культуры с установлением нормативов финансирования в зависимости от их статуса и уровня, либо установить различные коэффициенты для учреждений культуры, по примеру утвержденного профессионального стандарта руководителей организаций культуры и искусства, с применением этих коэффициентов при формировании финансирования учреждений различных уровней.

Такой подход может помочь решить и другую проблему, которая состоит в том, что уровень заработной платы специалистов профессиональных театров, гарантированной бюджетным финансированием по штатному расписанию, приравнен к одноименным специалистам в тех же сельских клубах, несмотря на абсолютно разный уровень профессионального мастерства, квалификации и тех требований, которые к ним предъявляются.

Особая проблема практически всех театров малых городов – отсутствие финансирования новых постановок. Основная цель театра – создание спектаклей – произведений сценического искусства (со всеми вытекающими требованиями к данным произведениям) и их показ населению. Для обеспечения потребности населения в малых, а тем более закрытых, городах необходимое количество новых постановок в сезон существенно отличается от больших городов в связи с ограниченностью зрительской аудитории, а для созданий произведений сценического искусства требуются финансовые средства на оплату гонораров постановочной группы – режиссеров, художников, композиторов, балетмейстеров – и на материальную часть спектаклей (декораций, костюмов, бутафории).

Решить эту проблему можно двумя путями. Первый: при расчете субсидии на выполнение муниципального задания закладывать дополнительные средства на оплату гонораров постановочных групп и на создание материальной части спектаклей, в соответствии с необходимым количеством новых постановок для обеспечения потребности населения в сценическом искусстве. Второй путь подразумевает выделение дополнительных целевых субсидий или грантов на создание новых постановок в соответствии с реальными сметами расходов на каждую постановку.

Еще одна проблема – оборудование. Оно существенно устарело для тех задач, которые должно выполнять в современных условиях. Большая часть сценического и цехового оборудования находится в критическом состоянии, и, так как оно уже давно снято с производства, запасные части для его ремонта и восстановления отсутствуют. Выход из строя такого оборудования грозит остановкой деятельности всего театра, а программы, направленные на решение этой проблемы, уже восемь лет не принимаются к финансированию.

Разовое, сиюминутное решение всех этих проблем, сейчас, к сожалению, зависит только от личных взаимоотношений театра и учредителя. Пока в нормативных документах финансирование профессиональных театров остается на одном уровне с сельскими клубами, мы будем жить так, как мы живем.
 
То есть, сейчас главное для театра – выжить?
 
Можно и так сказать, но я не совсем согласен, что это только выживание. Мы создаем много интересного, а иногда и уникального. Сейчас это все делается в основном за счет энтузиазма и высокого творческого потенциала коллектива театра. Да, наша труппа лишена возможности работать с раскрученными режиссерами. Сценография спектаклей и костюмы по большей части создаются на подборе – пока еще спасают запасы, оставшиеся с советских времен. Это неминуемо снижает конкурентную способность наших спектаклей. 
 
И каков результат на сегодняшний день?
 
Главный результат, что мы живы. И не просто живы, а благодаря титаническим, построенным на энтузиазме усилиям всего коллектива постоянно привлекаем к себе внимание, выходим на российскую арену. Активно развивается проектная деятельность, нет равной по концепции, уровню и размаху нашей “Ночи в театре”. Во всей стране вы не найдете аналогов молодежному фестивалю “Театр чистых эмоций”. Готовится к переходу на новый этап театральная студия – на будущий учебный год мы открываем актерское отделение при местном Колледже искусств. Проект “Театральный портал”, в котором соединены беседы о театре, экскурсии по закулисью, уроки в театре, посещение спектаклей, и многое другое, изменяет сознание детей, их отношение не только к театру, но и к окружающему их миру. Многие наши проекты развиваются параллельно, привлекая к театру внимание самых разных зрительских аудиторий. И каждый год рождаются новые идеи.

Экспериментальные, на “трех стульях” созданные постановки, выходят на достаточно высоком уровне, получают высокую оценку критиков и приглашения на российские и международные фестивали. То есть, по сути, мы живы тем, что все свои минусы переводим в плюс. Экспериментальные постановки, креативные идеи, новаторские проекты – все это создает позитивный имидж театра и не только сохраняет его, но и позволяет развиваться. Благодаря такой деятельности весь коллектив Озерского театра драмы в настоящее время находится в рабочем, мобильном состоянии.
 
Отлично! Тогда зачем вам нормативная база и финансовая поддержка, если положение на грани банкротства может дать столь замечательный импульс к развитию?
 
Есть миссия театра, основное направление деятельности. Сейчас мы подменяем ее проектами и экспериментами, но этот заменитель спасает лишь на определенное время. Бесконечно так продолжаться не может. И на голом энтузиазме долго не протянешь. Мы внутри это понимаем очень хорошо. К сожалению, далеко не всегда получается донести эту мысль до людей, от которых зависит наша дальнейшая судьба. 

Да, наши экспериментальные постановки, фестивали, проекты доказали свою ценность и жизнеспособность. Их важно сохранить и развивать, но при этом все же стремиться к главной цели – созданию качественных произведений театрального искусства.
 
Какова “роль личности в театре”? За четыре года руководства театром кукол Вы вывели его на хороший российский уровень. В течение шести лет, руководя театром “Наш Дом”, Вам снова удалось мощно “рвануть вверх”. Это заслуга Ваша, театра или коллектива?
 
Роль личности в театре, конечно, имеет свое значение, но гораздо важнее, чтобы этой личности доверяли – тогда появляется некая опора. В настоящий момент у меня есть уверенность, что за мной стоит коллектив, который мне доверяет, и это дает силы чего-то добиваться и куда-то вести.

Что значит “рванули вверх”? Значит, мы что-то сделали. Все вместе. Если в театре кукол мне пришлось практически заново собирать команду, то в театре драмы и комедии “Наш дом” коллектив уже был, и это отличный коллектив. Я мог только направить его, помочь, поддержать, встряхнуть, заставить поверить в свои собственные силы, а вовсе не в мои! Когда это произошло, началось движение.

Не могу согласиться с тем, что театр мощно рванул вверх. Моя личная планка, которую я ставил перед собой и театром, не достигнута! Первые три года, пока еще была поддержка города, было и движение вверх. Как только это прекратилось, мы зависли в воздухе и уже три года буксуем на месте. Барахтаемся изо всех сил, это позволяет не скатываться назад, но и сдвинуться вперед не можем.
 
Какую же планку вы перед собой ставите?
 
Может быть, моя цель покажется смешной и недостижимой, но ставить низкую планку просто нельзя. Моя – вывести театр на международный уровень. Это означает и создание успешных спектаклей, и выход на имиджевые театральные фестивали, и организация больших гастролей.

Конечно, можно и не заморачиваться, сидеть ровно и без всех этих современных форм, проектов, экспериментов, гнать сплошной ширпотреб для простого обывателя или превратить сцену театра в прокатную площадку. И зрителя побольше будет, и дохода, и проблем поменьше. Но задача театра изменять и сдвигать сознание, расширять его границы средствами театрального искусства. В этом и заключается наша миссия. Это и есть Театр.
 
Конечно, решить проблемы все и сразу не получится, но мы делаем все возможное, а порой невозможное, медленно, по миллиметру, приближаясь к цели. Жизнь состоит из микропроцессов, и каждый из них должен быть позитивным.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть