Воспитание театром
17 мая 2024
От идеи до реализации – один грант!
17 мая 2024
Сто лет "Мурзилке"!
17 мая 2024
Курс повышения квалификации ВФТМ
17 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

25 октября 2023 17:20

"Жди меня", или Луганский дебют

На VIII фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку" впервые выступили гости из Луганска – музыкальные коллективы Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского.

Фото предоставлены фестивалем "Видеть музыку".
Фото предоставлены фестивалем "Видеть музыку".

Этот приезд включен в "Студенческую программу" фестиваля – в этом году она особенно обширна, поскольку помимо традиционной поддержки, которую имеет фестиваль от российского Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив, на нынешнем форуме активно реализуется сотрудничество с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений. Именно в рамках этой программы на фестивале представлены студенческие работы крупнейших российских консерваторий и вузов.

Приезд в столицу луганских студентов стал возможен благодаря организационной поддержке Российской академии музыки имени Гнесиных, а творческая реализация состоялась благодаря сотрудничеству трёх вузов – членов Ассоциации музыкальных образовательных учреждений: Российской академии музыки имени Гнесиных, Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского и Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. И этот проект в полной мере демонстрирует, как ЛГАКИ им. М. Л.  Матусовского – вуз из Луганской народной республики, существующий с 2002 года, с прошлого года, после включения ЛНР в состав Российской Федерации, интегрировался в общероссийские процессы отечественных университетов культурного профиля.



Гости с Донбасса уже бывали на фестивале не раз – это Донецкий театр оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко, привозивший последовательно в Москву множество своих работ, в частности, оперы "Турандот", "Бал-маскарад", "Фальстаф", сценическую кантату "Кармина Бурана". В этом году "Донбасс-опера" два дня гостила на Новой сцене Большого театра России и с оперой, и с балетом – были показаны "Князь Игорь" и "Война и мир". Однако мало кто знает, что работающий с 1930-х годов в Донецке (тогда город назывался Сталино) оперный театр родился по соседству – в Ворошиловграде (как в советское время назывался Луганск), и только позже был перемещен в более крупный центр Донбасса, да так там и остался. Несмотря на это, собственные музыкальные и театральные традиции в Ворошиловграде-Луганске огромные. Здесь работают Украинский музыкально-драматический театр на Оборонной и Областная филармония. А важным центром подготовки музыкальных и театральных кадров является ЛГАКИ им. Матусовского.

На московской сцене гости с Луганщины представили музыкальный спектакль "Жди меня" – музыкально-драматическую композицию по мотивам одноименной пьесы Константина Симонова. Это совместный проект ЛГАКИ с крупнейшими столичными вузами (РАМ им. Гнесиных и Консерваторией им. Римского-Корсакова из Северной столицы) – в Москве он был показан в Концертном зале Гнесинки.



Авторы идеи и сценария – режиссеры Ольга Иванова и Александр Бутвиловский: они опирались на симоновский оригинал, известный всему бывшему Советскому Союзу по легендарному фильму 1943 года с Валентиной Серовой в главной роли. Для луганского спектакля композитор Кирилл Уманский создал оригинальную композицию на основе песен военных лет и советских песен о войне более позднего периода. Звучат всем известные хиты, такие как "Синий платочек", "Темная ночь", "Он вчера не вернулся из боя", и, конечно же, знаменитая ария Женьки Комельковой "Жди меня" из оперы "Зори здесь тихие" Кирилла Молчанова – лучший из омузыкаленных вариантов этого гениального стихотворения.

Разрозненные и часто стилистически не слишком стыкующиеся между собой песни (хотя большинство из них и принадлежат одной поре – военной) Уманскому удалось сложить в единый пазл, выстроить убедительную музыкальную драматургию, а режиссеру Ольге Ивановой – организовать в единое музыкально-драматическое действо. Сделать это совсем не просто, поскольку сам жанр музыкально-драматургической композиции – весьма коварный, трудный, рыхлый, априори не имеющий единого стержня-замысла, который фактически надо воссоздать из имеющегося материала. Во многом Ивановой это удалось – спектакль получился цельным и в общем-то увлекательным. Нельзя сказать, что все здесь получилось, и было идеально – некоторые сцены оказались чуть затянутыми, перемены сцен также не всегда выходили бесшовными, драматическая игра студийцев – то, над чем еще стоит поработать (где-то "недожали", где-то, наоборот, чуть "пережали"). Ряд песен, например, бардовских, в формате оперного вокала звучали тяжеловесно и выявляли музыкальную бедность самих опусов – когда они звучат в доверительном эстрадном формате, акцентируется иное, и собственно музыкальные достоинства оказываются вторичными, а в академическом прочтении ценность собственно музыкального материала – или отсутствие таковой – неизбежно выходит на первый план.



Вместе с тем стоит отметить энтузиазм и заинтересованность артистов-вокалистов в своей работе, в играемом спектакле как таковом – чувствовалось, что молодежь сумела понять эпоху и ее символы душой и стремится свое понимание передать через исполнение публике. Яркие, колоритные, острохарактерные образы сумели создать молодые артисты-певцы – солисты Оперного театра-студии им. Ю. А. Сперанского РАМ им. Гнесиных Михаил Кузнецов (Ермолов), Рамиля Баймухаметова (Лиза), Валерия Лимонова (Соня), Борис Рябухин (Вайнштейн), Анжелика Мельникова (Катя) и др. Вокально особенно понравились Кузнецов, чей яркий баритон буквально пленял сочностью и глубиной звучания, и Лимонова. Впрочем, все молодые вокалисты отличались достойными голосами, интересными тембрами, экспрессивной манерой исполнения: помимо упомянутых это – Денис Кошевой (Гончаров), Иван Горин (Панов), Софья Горбоконь (Люська), Константин Тютиков (Криницын).



Прекрасно показали себя луганские коллективы – хор "Камерата" (худрук Алёна Кобзова) и в особенности Молодежный симфонический оркестр ЛГАКИ (худрук Сергей Йовса), прозвучавшие темпераментно и качественно. С лучшей стороны себя проявила и хореографическая группа ЛГАКИ (худрук Ольга Решетняк), воплотившая задумки балетмейстера-постановщика Людмилы Байковой. Важную роль в спектакле играли видеоконтент (Александр Бутвиловский), по сути, заменивший собой традиционную сценографию, и световое оформление (Андрей Звездин и Алексей Высочин). Координацию проекта со стороны ЛГАКИ осуществляла декан факультета музыкального искусства Светлана Черникова – приезд столь представительной делегации (хор, оркестр и пр.) из зоны боевых действий, да еще и со столь ответственной в художественном отношении миссией, невозможно переоценить. Благодарный зал в финале спектакля стоя слушал песню-гимн "Поклонимся великим тем годам", а после бурными овациями приветствовал артистов и создателей спектакля.

Больше новостей в ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ РЕВИЗОР.RU 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Воспитание театром
От идеи до реализации – один грант!
Ляля Анпилогова. Студентка 3-его курса Школы-Студии МХАТ. Исполнительница роли Лики в спектакле "Белый Вальс" на малой сцене театра Пушкина.

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть