Книгопанорама: от Донбасса до птичьего рынка.
18 апреля 2019
"Stabat Mater"— восьмивековая история в одном концерте
17 апреля 2019
Питер Мейл: "Год в Провансе" и "Собачья жизнь"
17 апреля 2019
Рязанская театральная "дьяволиада"
17 апреля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 ноября 2016 9:27

По горячим следам: есть ли цензура в России?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, 14 ноября в Театральном центре “На Страстном” руководство Союза театральных деятелей России провело круглый стол.

Автор: Ревизор.ru
Фото: YouTube
Фото: YouTube

Выступление Константина Райкина на недавно прошедшем съезде СТД РФ буквально “взорвало” интернет. Не прошло и двух недель, а социальные сети заполнились мнениями и комментариями, как “за”, так и “против”. И, надо отдать должное Александру Калягину, СТД не спрятал голову в песок, а собрал вместе ведущих театральных деятелей Москвы (и не только) для того, чтоб обсудить проблему и поставить точку в данном вопросе. Сам Сан Саныч присутствовать на всём протяжении беседы не смог, поэтому модератором обсуждения был назначен Михаил Швыдкой.

“Цензура запрещается”.
Конституция РФ, Статья 29
 
“В том, что в стране цензура, нет никаких сомнений, и это обсуждать даже нет никакого смысла— все и так ясно”.
Екатерина Барабаш и другие подобно мыслящие ...
 
Открывая дискуссию, Александр Калягин говорил о том, что никакого спора на данную тему нет. Есть желание поговорить. И, говоря о цензуре сегодняшней, нужно вспомнить о том, в каких условиях приходилось работать А. Райкину, О. Ефремову, А. Эфросу и Ю. Любимову. А хулиганы, подбрасывающие свиные головы и громящие выставки, не являются цензорами.
 
Подхвативший эту тему Михаил Швыдкой заявил, что дискутировать не о чем. Никто никому ничего не запрещает. Но, к сожалению, в регионах есть случаи – “Тангейзер”, “Иисус Христос – Суперзвезда”, международный проект в Омске. Эти ситуации стоит обсуждать особо. Это не государственная политика, а мнение отдельных личностей.
 
В дальнейших выступлениях Марка Розовского, Давида Смелянского и Михаила Левитина отчётливо прослеживалась мысль о том, что идеологической и драматургической цензуры в России нет, но есть “цензура финансовая”. По словам М. Левитина, “главный цензор – деньги, и игнорировать это глупо. На это нужно реагировать”.
 
Александр Вилькин предложил на основе доклада А. Рубинштейна на съезде СТД подготовить аналитическую записку о состоянии дел в театрах России для Президента РФ. Борис Мездрич пытался вернуть дискуссию в русло обсуждения якобы имеющихся фактов “цензуры и запрета на профессию”, в очередной раз поясняя СМИ историю с “Тангейзером” полутора годичной давности и пытался акцентировать внимание на отсутствие подзаконных актов по вопросам защиты творчества в России.
 
Борис Мильграм поблагодарил присутствующих за поддержку в эксцессе с местным Минкультом и призвал “изгонять из театрального сообщества тех, кто пишет доносы на коллег”. При этом он заметил, что, не смотря на сложившееся отношение с местным Минкультом, это не мешает ему жить и творить, и он не думает, что “нужно рыть окопы”. Это региональное событие и ему не хочется, чтобы его отголоски перекочевали в столицу.
 
Заместитель Председателя СТД Геннадий Смирнов, разрядив обстановку анекдотом о директоре театра и священнослужителе, очень чётко изложил мнение руководства СТД об отсутствии цензуры и показал неверность мнения Бориса Мездрича с примерами из Конституции, Закона о театре и других государственных актов. При общем мнении, что цензуры в России нет, он отметил, что есть “попустительство государственных органов к определённым моментам, которое приводит к мнению о подобии цензуры”. В завершении своего выступления Г. Смирнов считает, что театральное сообщество должно добиваться от государства того, чтобы оно пресекало попытки нарушения отдельными группами граждан норм статей законов о праве на свободу творчества.
 
Иосиф Райхельгауз поддержал высказывание А. Вилькина о создании “худсовета”, отметив, что такой совет из руководителей театров Москвы уже создан Департаментом культуры, но не в полной мере готов решать поставленные перед ним вопросы.
 
Завершая “Круглый стол”, Михаил Швыдкой подчеркнул, что театр должен быть готов к разному восприятию спектаклей. По его мнению, общество необходимо готовить к восприятию искусства, показывая и объясняя разнообразие театров. Швыдкой отметил естественность того факта, что не все воспринимают современное искусство и добавил, что нужно учиться работать с обществом и руководителями, а деградация публики – не их вина. Он предложил ввести в школах образовательную программу о театральном искусстве, добавив, что именно театр должен взять на себя ответственность за воспитание общества.
 
По итогам дискуссии театральные деятели сошлись во мнении, что цензура в России отсутствует, а те немногочисленные примеры закрытия выставок и срыва спектаклей попадают под действие УК и АПК РФ.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Книгопанорама: от Донбасса до птичьего рынка.
"Stabat Mater"— восьмивековая история в одном концерте
Питер Мейл: "Год в Провансе" и "Собачья жизнь"
Рязанская театральная "дьяволиада"
В Москве возрождают доходный дом Стуловых
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть