Тобольский музей-заповедник отмечает 150-летие
8 апреля 2020
Елена Степаненко встречает день рождения преображенной
8 апреля 2020
Основателю и солисту группы "Little Big" Илье Прусикину - 35!
8 апреля 2020
Сегодня – день рождения Рунета
7 апреля 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Премьера музыкального спектакля "Люся. Признание в любви" в Театре имени Евгения Вахтангова

Музыкальный спектакль поставлен по воспоминаниям Народной артистки СССР Людмилы Гурченко, в главной роли Нонна Гришаева.

Сцена из спектакля. Фото Валерия Мясникова.
Сцена из спектакля. Фото Валерия Мясникова.

Накануне праздника 8 марта Вахтанговский театр сделал подарок и женщинам, и мужчинам: премьеру музыкального спектакля по воспоминаниям Народной артистки СССР Людмилы Гурченко. Главную роль сыграла заслуженная артистка России Нонна Гришаева. Автор сценической версии – Алла Зохина при участии Нонны Гришаевой.

"Прошлое, как бы оно ни отдалялось, живет внутри", - говорила Людмила Марковна Гурченко.
 
Актриса ушла из жизни без малого девять лет назад. Но сердца её коллег и миллионов зрителей смириться с этим не могут до сих пор. В 2015 году вышел телесериал по биографии Людмилы Гурченко. Фильм уже не раз был повторен в эфире. Теперь один из самых успешных и пользующихся любовью публики Театр имени Евгения Вахтангова посвятил Людмиле Марковне превосходный спектакль, который можно назвать музыкально-поэтическим театральным эссе о жизни легендарной актрисы. Динамичное, яркое, веселое, трогательное и вместе с тем грустноватое ностальгическое действо основано на документальных материалах: фрагментах пронзительных книг Людмилы Марковны "Моё взрослое детство", "Аплодисменты", "Люся, стоп!". Вместе с фактами невероятной феерической биографии Гурченко в спектакле задействованы некоторые впечатления и аллюзии исполнительницы главной роли и очень деликатные авторские фантазии.

Зажигаются фонари. Просто, но изысканно оформленная сцена (художник Максим Обрезков) погружает зрителей в неповторимую атмосферу театра и теплого доверительного разговора о близком человеке. Слева на первом плане – главная деталь: гримерный столик с зеркалом, за который иногда будет присаживаться актриса, чуть правее - серая садовая скамейка. На заднем плане на некотором возвышении расположится "надежды маленький орекстрик" Театра Евгения Вахтангова, а поднимающуюся вверх подсвеченную лесенку-подиум "обживут" участники вокального ансамбля "КвинЧ" и команда молодых актеров, исполняющих роли поклонников и соседей Людмилы Марковны, а также кордебалета, ассистирующего Нонне Гришаевой. Сама Нонна нередко будет подниматься на лесенку, чтобы спеть дивные песни, входившие в репертуар Людмилы Гурченко, а также написанные специально для спектакля в основном автором инсценировки Аллой Зохиной.

Встреченная аплодисментами, Нонна Гришаева вначале произносит несколько слов о влиянии, которое оказала на нее героиня предстоящего спектакля. И ты "прощаешь" ей этот монолог о себе, потому что он проникнут не просто уважением и пиететом, но поистине огромной любовью к великой русской актрисе. В газете "Вахтанговец" процитированы слова Нонны Гришаевой о родном театре и об удивительных совпадениях в судьбах обеих актрис: "Я восхищалась этой актрисой с раннего детства, она была моим идеалом. Была уверена: если быть актрисой, только такой как она, которая может все - петь, танцевать, исполнять комедийные и серьезные драматически роли. В Щукинское училище я поступала, прижав к груди книгу Л.М. Гурченко "Аплодисменты". Наш спектакль - это разговор от первого лица, от лица нашей героини, Люси. Здесь нет пародии, копирования. Девяносто процентов того, что Людмила Марковна пишет о себе - это и обо мне".

Фото Валерия Мясникова.

Популярная актриса признаётся, что ее всю жизнь "преследуют" роли Гурченко: Мама-коза, Тамара в "Пяти вечерах", Коринн в "Мадемуазель Нитуш" (эти роли Гурченко сыграла в кино, а Нонна Гришаева в театре), а также героиня мюзикла "Целуй меня, Кэт". В настоящее время на вахтанговской сцене Гришаева репетирует роль Клары в "Соломенной шляпке". Как помнит читатель, в 1974 году Людмила Гурченко блистательно сыграла эту роль в знаменитой киноверсии водевиля Эжена Лабиша и Марк-Мишеля, снятой Леонидом Квинихидзе.

После небольшого предуведомления ностальгическое литературно-театрально-музыкальное повествование продолжается воспоминаниями о военном детстве Люси в Харькове, о её обаятельном и неунывающем (как сказала моя молодая соседка по зрительному залу - "прикольном") отце Марке Гавриловиче, беззаветно любящем свою дочуру, мечтающем о ее актерском будущем и свято верящем в ее счастливую звезду. Потом отец, роль которого превосходно сыграл Михаил Васьков, вместе с юной Люсей в исполнении прелестной, веселой, "заводной", гуттаперчево-пластичной Кати Гонтаренко – участницы детского музыкального театра "Домисолька" – будут периодически появляться по ходу действия уже во взрослой жизни актрисы как персонажи светлых воспоминаний о днях былых.

Из эпизодов личной и творческой жизни грандиозной актрисы, изобилующей фантастическими триумфальными взлетами и годами забвения, из прекрасной музыки в аранжировке Николая Чермошенцева и известных шлягеров в исполнении Нонны Гришаевой и ее замечательных коллег, отточенного пластического рисунка хореографа-постановщика Павла Ивлева, отличной световой партитуры Руслана Майорова и рождается трепетная атмосфера этого действа, мастерски выстроенного режиссером Александром Нестеровым. Спектакль длится полтора часа, но, как бы банально это ни прозвучало, в финале кажется, что он пролетает за несколько минут. И в этом тоже немалая заслуга авторов композиции, режиссера и исполнителей, продемонстрировавших чувство меры и такта по отношению и к легендарной народной артистке, и к зрителям.

Роли Людмилы Гурченко. Коллаж автора. 

Отрадно, что на актерской индивидуальности Нонны Гришаевой ничуть не сказались ее "медийность", успех на всех творческих поприщах и немалый опыт руководства МОТЮЗом. Она работает на сцене трепетно, виртуозно, стильно, максимально используя свой драматический и эстрадный потенциал, но без всякого нажима и рисовки, порой свойственных такого рода зрелищам. Без сомнения, в актерской палитре Гришаевой, одной из лучших представительниц щукинской школы, превалирует мощное игровое начало, которое в данном случае в сочетании с тончайшей психологической простройкой роли дает потрясающий результат. И это вовсе не фигура речи: глубина ее проникновения в образ столь значительна, что подчас начинаешь верить в реальность реинкарнации! Порой кажется, что и внешний облик Нонны Гришаевой волшебным образом напоминает черты любимой актрисы, и что фрагменты замечательных книг озвучиваются голосом Гурченко! При том, что Нонна Гришаева практически не пользуется своим талантом пародистки: если она и позволяет минутные аллюзии в этом смысле, то только цитируя роли Людмилы Марковны. Пусть читатель не воспримет нижеследующее как комплимент, но не могу не выразить восхищение внешними данными и фантастической физической и творческой формой Нонны Гришаевой, которая демонстрирует в этом спектакле превосходные вокальные и хореографические таланты. А также способность элегантно носить изумительные платья, созданные, как и все остальные костюмы, Максимом Обрезковым.     

Надо отдать должное и другим участникам спектакля: "кордебалету", составленному из молодых актеров театра, оркестру и ансамблю "КвинЧ". Это окружение очень точно "играет короля", но не просто подыгрывает главной исполнительнице, но ярко и остроумно ведет свою партию, создавая неповторимую атмосферу легкого "шампанистого" праздника. В те годы, когда в кино и на эстраде царствовала великая Людмила Гурченко, большой популярностью пользовалась песенка о вальсе, в которой есть такие строчки: "И Штраус где-то тут сидит, наверно, и кружкой так стучит, на нас не ворчит…".  Думаю, что на этом празднике театра, музыки и сладостной ностальгии не только мне иногда казалось, что сама Людмила Марковна сидит в зале и отнюдь не ворчит на тех, кто поклонился ей своим пронзительным спектаклем.

Дебютировавший на вахтанговской сцене режиссер Александр Нестеров – преподаватель актерского мастерства ГИТИСа, поставивший уже семь спектаклей в разных театрах, написал: "Это наше признание в любви Актрисе!" Уверен, что таким признанием авторы и исполнители спектакля вселили в сердца ее преданных поклонников еще большую любовь к своему кумиру. А молодым зрителям открыли одну из самых замечательных страниц в истории советского и российского искусства.

Фото Валерия Мясникова.

После поклонов Нонна Гришаева, преисполненная счастливого вдохновения, еще долго с восторгом называла тех, кто так или иначе принял участие в создании этого праздника. В том числе, директора Вахтанговского театра Кирилла Крока, без которого, по ее словам, вообще ничего бы не состоялось.    
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРАХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

#ЖитьТворитьЛюбить. Николай Качура
Тобольский музей-заповедник отмечает 150-летие
Елена Степаненко встречает день рождения преображенной

В Москве

Девушка и спрут
Маленькие герои большой войны
Основные тенденции современной русской драматургии на примере конкурса "Ремарка-2020"
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть