«Господин Пэжо» в Тёплом стане
11 июля 2025
VIII Фестиваль "Лето. Музыка. Музей"
11 июля 2025
Альбом финалисток Фестиваля "Катюша" – на всех музыкальных площадках!
11 июля 2025
Известный волонтер и бизнесмен Андрей Телешев стал жертвой мошенничества
10 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Рязанский музыкальный театр представил публике драму Сирано де Бержерака

Премьерный показ состоится 19 июня 2025 года.

Все фото спектакля и пресс-подхода: Рязанский музыкальный театр
Все фото спектакля и пресс-подхода: Рязанский музыкальный театр

Сегодня, 19 июня 2025 года, на сцене Рязанского музыкального театра – премьера мюзикла Владимира Баскина и Константина Рубинского "Сирано де Бержерак" по одноименной пьесе Эдмона Ростана. Этим проектом завершается XXI сезон Рязанского музыкального театра. В том числе спектакль доступен молодежи по федеральной программе "Пушкинская карта". Горячо рекомендуем посмотреть его молодым людям. Мюзикл сохранил все прекрасные моральные установки пьесы: верность долгу, слову и любимой, служение Отечеству, торжество личной храбрости и гордости и счастье подлинной любви.

Для начала – немного истории. Драма в стихах "Сирано де Бержерак" была создана французским поэтом Эдмоном Ростаном в 1897 году под авторским определением "героическая комедия". В оригинальном тексте пять действий, но в мюзикле – всего два, он идет 2 часа 30 минут с антрактом. На русском языке пьеса бытует в трех переводах: Т. Щепкиной-Куперник, В. Соловьева и позднейшем – Елены Баевской и Михаила Яснова 1997 года, максимально близком к оригиналу (в частности, там сохраняется александрийский стих, важный для Ростана). Но в мюзикле многие партии солистов написаны либреттистом, а не Ростаном.


Сирано де Бержерак – Даниил Казаков.

Наверное, всем памятна фабула "Сирано де Бержерака". Главный герой, гасконский гвардеец, поэт и дуэлянт, влюблен в свою кузину Роксану, но из-за длинного носа считает себя уродом, недостойным такой красавицы, и таит от нее чувства. Тем временем Роксана влюбляется во вновь принятого в гвардейский полк Кристиана де Невильета, а тот отвечает ей взаимностью. Роксана просит кузена по-братски позаботиться о ее возлюбленном, не ведая, какой удар наносит ему, но для Сирано слово любимой – закон. Для начала поэт дает Кристиану письмо для Роксаны, якобы от его имени. Прочтя эти строки, красавица уверяется: ее избранник не только хорош собой, но и блестяще красноречив, и любовь только крепнет. Затем Сирано организует свидание Роксаны и Кристиана, на котором, пользуясь ночной тьмой, подсказывает ему сладостные речи о своей возлюбленной. Прямо после свидания влюбленные венчаются. Однако граф де Гиш, командир гвардейского полка, тоже питает чувства к Роксане, а, проведав о ее скоропалительной свадьбе, мстительно отдает приказ военным выступать на фронт. Последнее, о чем просит Роксана Сирано – охранять ее новоиспеченного мужа. Увы, это обещание поэту не удается сдержать – при одной из атак Кристиан гибнет, и это узнает Роксана, приехавшая на линию боевых действий. Дальнейшие 15 лет молодая вдова живет уединенно, и единственная ее отдушина – визиты Сирано, при которых он читает ей вслух письмо Кристиана. На один из таких визитов Сирано является раненым – его настигли подосланные убийцы, у острословца и задиры всегда было много врагов. В этот раз, благодаря стечению обстоятельств, Роксана понимает, кто на самом деле написал ее драгоценное письмо, и у нее открываются глаза, она готова полюбить Сирано. К сожалению, поздно – Сирано умирает, успев подняться с кресла с помощью друзей и взяв в руку шпагу.


Кристиан де Невильет – Даниил Степанов

У главного героя был реальный прототип, живший почти тремя веками раньше: Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (1619 — 1655), французский драматург, философ, поэт и писатель, один из первопроходцев жанра научной фантастики. В этом роде написана дилогия Сирано де Бержерака под общим названием "Иной свет": "Иной свет, или государства и империи Луны" и "Иной свет, или государства и империи Солнца". В книгах автор от первого лица рисует воображаемое путешествие на Луну и Солнце и жизненный уклад аборигенов этих светил. Рукопись настоящего Сирано была опубликована посмертно через много веков: только в XX столетии и с большими купюрами. При этом Сирано де Бержерак действительно нажил себе много недругов, написав пьесу "Проученный педант", в персонаже которой с негодованием опознал себя герцог д’Арпажон, ранее покровительствовавший поэту. Кроме того, в годы Фронды (1649) Сирано выдал семь "Мазаринад" – памфлетов, направленных против кардинала Мазарини и содержащих идеи эгалитаризма, к которому Франция обратится полутора веками позже, в пору Великой революции. В общем, не удивительно, что историческое лицо прожило всего 35 лет. Говорят, Сирано умер от последствий боевого ранения – но есть и другие предположения, от сифилиса до устранения.


Самый первый Сирано. Фото: Википедия

Надо еще сказать, что не один Ростан воздал должное колоритной фигуре Сирано. Он является главным героем книги Луи Галле "Капитан Сатана, или Приключения Сирано де Бержерака", прототипом Сен-Савена — персонажа романа Умберто Эко "Остров Накануне", действующим лицом серии книг Филипа Фармера "Мир Реки", где выведено много реальных исторических фигур, и научно-фантастической трилогии Александра Казанцева "Клокочущая пустота". Кроме того, литературоведы считают, что труд Сирано насчет "быта" обитателей Солнца и Луны оказал влияние на соответствующие тома "Путешествий Гулливера" Джонотана Свифта, "Микромегасе" Франсуа Вольтера и еще кое-какие сочинения в том же духе, начавшие появляться в Эпоху Просвещения.

Но, конечно, мюзикл, да и пьеса Ростана, не углубляется так далеко в тайны мироздания. Сирано в них – в первую очередь поэт и бретёр, человек болезненно гордый, не прощающий обид, но забывающий личные претензии перед воинским долгом. Кроме того, он истово предан своей поэзии и, шире, искусству и красоте. В конечном итоге, подсказывать Кристиану должные слова для покорения сердца Роксаны вынуждает его не только любовь и собственное перед девушкой преклонение, но и приверженность красноречию – одному из древнейших художественных жанров. Сирано хочет, чтобы все в мире, окружающем его, было обставлено красиво. В любви нельзя признаваться пусть искренне, но косноязычно. Сирано превращает бессвязное объяснение Кристиана в произведение искусства – и счастлив этим, хоть и травмирован тем, что Роксана предпочла другого. Вот такой сложный психологический узор выпало сыграть артистам Рязанского музыкального театра.


Владимир Баскин во время пресс-подхода

Накануне дебюта в театре состоялся предпремьерный показ, совмещенный с пресс-подходом, участниками которого стали композитор Владимир Баскин, главный режиссер театра и постановщик спектакля Анастасия Русанова и исполнительница роли Роксаны Полина Спиридонова. Эти люди, напрямую причастные к созданию сценического проекта, помогли первым зрителям заглянуть в "изнанку" проекта, в тайны замысла авторов. 

Владимир Баскин начал с похвал в адрес Рязанского музыкального театра. Композитор сотрудничает с этим учреждением достаточно давно: здесь успели поставить уже пять спектаклей на его музыку, считая с "Сирано". До этого были "Средство Макропулоса""Здравствуйте, я ваша тетя", "Призрак замка Кентервиль" и детский спектакль "Волшебный посох Деда Мороза". И вот театр выдал такую, по выражению Баскина, "махину", как "Сирано де Бержерак", одну из  вершин классической драматургии. Заодно автор множества мюзиклов отметил, что мюзикл сейчас – самый популярный театральный жанр в Москве, Петербурге и всех крупных городах России, и поделился радостью, что Рязань в этом процессе идет наравне со всеми.


Владимир Баскин

Владимир Баскин писал мюзикл о Сирано не для Рязанского музтеатра. Он рассказал об истории возникновения замысла.

- Это уже пятая постановка. Проект был создан в 2015 году, до этого я писал музыку к спектаклю драматическому Сергея Безрукова, и меня настолько захватила эта история, эта трагедия, сама музыка, что я решил развить ее в мюзикл. Огромное счастье прикоснуться к этой драматургии. Классика вечна. В 21-м веке, потребительском, нам не хватает любви, и мы, деятели искусства, должны сохранять любовь. В этой пьесе есть любовь, думаю, она вдохновит многие пары на надежду и оптимизм, на создание браков.  

По признанию Баскина, постановки его творения в разных театрах отличаются, и каждая из них помогала авторам и исполнителям понять, что в ней не так. Было написано музыки почти на четыре часа. Именно из рязанской интерпретации убрали все если не лишнее, то несущественное, и проект приобрел форму, на придирчивый взгляд композитора, близкую к идеальной, к окончательному варианту. Баскин очень доволен смелостью и профессионализмом режиссера Анастасии Русановой и актеров, которым оказались подвластны роли.


Полина Спиридонова

От имени исполнительского цеха с журналистами пообщалась молодая актриса Полина Спиридонова. Она не скрыла того, что главная женская роль в пьесе (вторая в её творческой биографии после Принцессы в "Бременских музыкантах") далась непросто:

- Роль сложная, Роксана – очень молодая девушка, которая теряет свою любовь. Осознать, что это был не тот человек – значит, дважды потерять свою любовь. Думаю, она посвятила всю себя своему чувству, и, к сожалению, сгорела в нем. Сложности в исполнении роли были. Достаточно тяжело совместить музыкальный текст с драматической стороной, не просто вокализировать, а осознавать, что ты делаешь. Это сложно и физически, и морально, и, признаюсь честно, мы порой выходили с репетиции со слезами на глазах, потому что спектакль достаточно эмоциональный, надеюсь, зрители будут разделять с нами все эти эмоции.

Кроме того, Полина честно сказала о сложностях вокального плана: ей, "академистке", пришлось подстраиваться под манеру исполнения мюзикла. Но все трудности актерский коллектив преодолел, а сама Спиридонова обрела ценный опыт работы над образом, много новых навыков, например, фехтование, и благодарна спектаклю за все эти наработки.


Роксана

Создатели сценической версии начали ее со сцены в монастыре, куда удалилась Роксана после смерти Сирано. Она стоит на молитве вместе с молоденькими монахинями и ревностно следит за их благочестивым поведением. Но сама не в силах удержаться от соблазна – и вспоминает свои жизнь с момента знакомства с Кристианом. Так, в силу ретроспективы, монастырь в мгновение ока превращается в театр, монашки – в плясуний, а строгая настоятельница в черном балахоне – в юную прелестную деву в белом платье. Спектакль решен в визуальной стилистике "комедии масок": балаганные артисты изображают массовку в разных сценах, а также символизируют само Искусство, занимающее столь важное место в сюжете. Балетмейстер-постановщик обильных пластических композиций – Софья Прилуцкая. Сценическое оформление художника-постановщика Аллы Николаевой вполне современно: декораций немного, но они подвижные и трансформирующиеся в различные локации. Оттого винтовая лестница попеременно "играет роль" хоров обители, зрительской ложи, балкона Роксаны и т.д. Преобразованиям помогает игра лучей (художник по свету Кирилл Хрущев). Смотрится все это некоторой буффонадой – но, по-видимому, так и было задумано. Ведь Сирано – неунывающий плут в одной из своих ипостасей.


Одна из дуэлей Сирано

Некоторый "трансформер" скрыт и в актерском составе. У некоторых ролей предусмотрено по два исполнителя. Это сам Сирано – Даниил Казаков, Кирилл Егоров, Кристиан – Даниил Степанов, Владислав Кураксин, граф де Гиш – Алексей Исаев, Игорь Шумаев. В предпремьерном показе был задействован первый состав. По мне, все они хорошо попадают в ожидаемые образы: невысокий и длинноносый задира де Бержерак, долговязый благообразный Кристиан, напыщенный вельможа де Гиш. Надеюсь, и второй состав демонстрирует единство формы и содержания. Остальные роли "закреплены" за одним и тем же кастингом: Роксана – Полина Спиридонова, Ле Бре – Антон Свиркин, Линьер – Глеб Домбровский, Дуэнья – Ирина Волкова, Де Вальвер – Максим Ситкин, монах – Сергей Куликов, Монфлери – Антон Дикарев. Спектакль "многолюдный", но основную драматическую нагрузку несут на плечах четыре-пять центральных героя, а прочие отображают не столько людей, сколько страсти и настроение. Настроение то лиричное, то бравурное, то ироничное – только не ровное и тихое; накал эмоций не дает зрителям расслабиться.


Гасконские гвардейцы

Под стать этому пиршеству страстей звучит и музыкальное оформление спектакля. К слову, музыкальное оформление было "расширено" относительно собственно представления. Традиция Рязанского музыкального театра – живая музыка в фойе перед началом спектакля. Во время пресс-показа были приглашены играть преподаватель рязанской музыкальной школы номер 1 по классу гитары Галина Гришунова и ее ученица Элина Панчук. Дамы… настроили свои гитары как лютни, чтобы воспроизвести мелодии эпохи Ренессанса. Оказывается, специалисту это не так сложно сделать путем перестройки третьей струны. В такой старинной аранжировке "лютневый дуэт" исполнил средневековые английские композиции "Зеленые рукава", "Эхо" и другие. Так зрителя "погружали" во время действия "Сирано де Бержерака" еще до входа в зал. Однако лирические трели "лютней" несколько диссонировали с почти сквозной бравурной оркестровкой мюзикла. Да и музыки в нем звучало, на мой взгляд, больше, чем речитатива, действующие лица пели заметно больше, чем разговаривали. Вероятно, это тоже символичная отсылка к неумирающему Искусству. Дирижёр-постановщик мюзикла – Сергей Кисс.


"Лютневая" музыка

Но в целом рязанская премьера мюзикла "Сирано де Бержерак" понравилась первым зрителям, и, думаю, эксперимент современного обращения к вечной классике покорит публику.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

«Господин Пэжо» в Тёплом стане
VIII Фестиваль "Лето. Музыка. Музей"
Альбом финалисток Фестиваля "Катюша" – на всех музыкальных площадках!

В Москве

В российских аэропортах вводят ограничения на полеты на фоне атак беспилотников
"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть