Театральный фестиваль "Маршак" - 5 лучших спектаклей
18 октября 2019
Можно ли рисовать между строк и как отличить одну Анну Каренину от другой?
17 октября 2019
"Человек, познающий мир" в Крыму
17 октября 2019
Ян Френкель: "Основная жизнь — музыка"
17 октября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

7 сентября 2018 9:32

Сергей Женовач. МХТ: "Я не Карабас-Барабас"

Московский художественный театр им. А.П. Чехова открыл 121-й сезон

Фото: МХТ им. А. П. Чехова/Владимир Виноградов
Фото: МХТ им. А. П. Чехова/Владимир Виноградов

На большой сцене сыграли первую премьеру сезона – спектакль Юрия Бутусова по пьесе Аси Волошиной "Человек из рыбы". Очень современная история, герои которой пытаются понять, что же это такое – любовь к Родине. А на малой чеховскую "Дуэль" в постановке Антона Яковлева: есть в МХТ такая традиция, открывать сезон спектаклем по произведению автора, чье имя увековечено в названии театра.

Свой сбор труппа МХТ начала с минуты молчания в память замечательного артиста, выдающегося режиссёра и педагога Дмитрия Брусникина. В этом театре испокон веков ушедшие передают свои незримую эстафету тем, кто идёт вслед за ними. Громом аплодисментов артисты наградили своих коллег, недавно удостоенных высоких наград и званий. За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность  заслуженный артист России Александр Семчев награждён Орденом Дружбы. Звания "Заслуженный артист России" удостоены Дарья Мороз, Алексей Агапов, Станислав Дужников, Дмитрий Дюжев и Максим Матвеев. Здоровья, радости и творческого запала пожелали и юбилярам нынешнего сезона – истинно  народным артистам Анастасии Вознесенской и Андрею Мягкову.

Сергей Женовач представил труппе Марину Андрейкину – помощника художественного руководителя. 

Фото: МХТ им. А. П. Чехова/Владимир Виноградов

С первых же слов нового худрука стало ясно, что никаких революционных изменений в ближайшее время не ожидается: репертуар и актёрский состав сохраняются в течение текущего сезона. Женовач обратился с просьбой ко всем режиссёрам, чьи спектакли идут в театре – а среди них Адольф Шапиро, Евгений Писарев, Виктор Рыжаков, Константин Богомолов – внимательно проанализировать их состояние и, при необходимости, что-то доработать или подтянуть. По результатам сезона станет ясно, какие постановки себя изжили. С ними придётся расстаться. На сегодняшний день в репертуаре 62 постановки. Это, по его мнению, слишком много, и это во вред как театру, так и артистам, которым приходится чуть ли не заново каждый раз включаться в спектакль, идущий раз в два-три месяца. Сергей Васильевич честно признался, что за два с половиной месяца, которые прошли с момента его назначения на пост худрука, он успел посмотреть только 26. Впечатление, по его словам, очень разное. Тем не менее, снимать с репертуара спектакль, не видя его, он считает несправедливым. А сезон всё расставит по своим местам. —  Это тяжкий воз, и везти его можно только потихоньку, – уверен худрук. – Отсев должен быть постепенным. Рубить с плеча тут недопустимо.

 В таком же пошаговом режиме Женовач намерен переформатировать штатное расписание, чтобы каждый сотрудник нашёл своё место в театре, и смог себя реализовать. Труппа у МХТ на данный момент действительно огромная – 130 человек собственно мхатовцев и ещё 70 приглашённых артистов. Ситуация, по мнению Женовача, тоже за пределами разумных границ. А посему основным вектором развития коллектива будет раскрытие потенциала своих артистов. Худрук намерен ставить перед ними задачи более высокие, чем они могли бы себе представить. 

 Все проекты, связанные с молодой режиссурой, с экспериментом, лабораториями будет курировать Марина Брусникина. Сам Женовач готов предоставить молодым возможность проявить себя. Однако это будут, по преимуществу, цельные работы, а не эскизы и отрывки, которые ставят начинающего режиссёра в положение "вечного студента", вынужденного снова и снова сдавать экзамен на право заниматься своей профессией. Женовач не один год заведует кафедрой режиссуры ГИТИСа, так что всё молодое поколение растёт, можно сказать, на его глазах и кто чего стоит, он прекрасно знает.

Фото: МХТ им. А. П. Чехова/Владимир Виноградов

Наступающий сезон в МХТ обещает быть насыщенным. Сам худрук назвал его "многомерным и непростым". В начале октября Дмитрий Крымов выпустит спектакль "Серёжа" — режиссёрское "сочинение" по роману "Анна Каренина". Как говорит сам постановщик, это не будет инсценировка толстовского романа, но композиция, в которую помимо него будут включены роман "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана и специально для этой постановки написанный Львом Рубинштейном текст под названием "Вопросы". В ноябре на Малой сцене Марина Брусникина выпустит спектакль по пьесе Юлии Тупикиной "Офелия боится воды", в которой классический сюжет разыгрывается в масштабах обыкновеннейшей современной семьи. В декабре на большой сцене Алла Сигалова представит пластический спектакль "ХХ век. Бал", где будет занята практически вся молодая часть труппы.

 Во второй половине сезона Екатерина Половцева, окончившая мастерскую Женовача в 2010 году, много работавшая в РАМТе и "Современнике", выпустит на Большой сцене "Венецианского купца" Шекспира. А на Малой Айдар Заббаров, тоже его воспитанник, получивший диплом всего несколько месяцев назад, но уже успевший выпустить несколько заметных постановок в Казани, в театре Ленсовета (спектакль "Беглец" по "Казакам" Толстого), будет ставить "Белые ночи" Достоевского.

 Кроме того, по инициативе Константина Хабенского, ведутся переговоры с режиссёром Виктором Крамером относительно постановки по роману Леонида Андреева "Иуда Искариот".

 Сам же Сергей Женовач будет ставить пьесу Михаила Булгакова "Бег". Для него символично начать работу в МХТ уже в новом статусе именно с драматургии Булгакова. С одной стороны МХТ не только "дом" Чехова и Горького, в той же мере его можно назвать и домом Булгакова, несмотря на то, что судьба этого гениального писателя и драматурга складывалась в его стенах не слишком счастливо. А, кроме того, предыдущая работа режиссёра в этом театре – это "Белая гвардия", пьеса, которая стала для этого театра воистину легендарной. 

На этот раз церемония открытия сезона прошла весьма оперативно, но по её окончании Сергей Женовача окружили журналисты и на их вопросы он отвечал, пожалуй, даже дольше, чем вёл сбор труппы. Вопросы задавались самые разные, подчас неожиданные и даже рискованные.

Фото: МХТ им. А. П. Чехова/Владимир Виноградов


Какова будет дальнейшая судьба Студии театрального искусства?

Организационно процесс присоединения СТИ к МХТ займет примерно девять месяцев. Это не будет слияние коллективов. Студия – это мой дом, там мои дети, там идут только наши работы – нами всеми придуманные. Мне всё это очень дорого и хотелось бы сохранить там всё, как есть.

 Говорят, что Константин Богомолов будет переделывать "Мушкетёров"? Каким образом?

Да, он уже репетирует. Но вопрос не ко мне, а к Константину Юрьевичу. Это была его инициатива сделать спектакль более мобильным. Он ведь заканчивался, если не ошибаюсь, около полуночи.

Почему Вы не продлили контракт с Богомоловым?

А я с ним его не заключал. У него был контракт в качестве помощника художественного руководителя с Табаковым. Олег Павлович – великий артист, а я режиссёр. И Константин Юрьевич – режиссёр. Он будет приглашённым режиссёром, как и все остальные, если в этом возникнет потребность. Никаких творческих разногласий у нас нет. Не только он не приглашается на постановки в этом сезоне, но и другие режиссёры, чьи спектакли есть в репертуаре. Потому что хочется, как говорится, отдёрнуть шторы и открыть окна. У Константина Юрьевича есть своя компания, с которой он работает. Но в труппе много талантливых артистов, которых ни он, ни другие постановщики не замечали. А мне хочется, чтобы эти люди раскрыли себя. Хочется увидеть на афише новые режиссёрские имена. Это не против конкретно Богомолова, Рыжакова или ещё кого-то. У Константина Юрьевича идёт шесть спектаклей. Но МХТ – не авторский театр. На мой взгляд, он заслуживает своего театра. Он востребованный режиссёр и в любом случае без работы не останется.

 Значит, у Вас будут другие помощники?

Нет, не будет. Единственный мой помощник – Марина Андрейкина. Мне кажется, что такое количество помощников было вызвано несовершенством штатного расписания. Это была возможность сохранить человека в театре.

На данный момент Вы совмещаете должности худрука и директора. Как долго это может продлиться?

Министерство культуры рассматривает возможность разделения этих должностей. Пока всё в стадии обсуждения. Однако, на мой взгляд, такое разделение не целесообразно. В противном случае, как правило, возникает противостояние, а театр — это, прежде всего, люди. Последнее слово должно оставаться за художником. Если мы будем ориентироваться на финансовую составляющую, то какие-то хорошие спектакли будут уходить из репертуара. Всё это мы уже проходили.

Вы сказали, что 60 спектаклей для МХТ много. Каков, с Вашей точки зрения, оптимальный репертуар?

 Не могу назвать точную цифру, ведь это не арифметика. У нас в СТИ 12 названий в репертуаре. Константин Аркадьевич (Райкин – В.П.) в "Сатириконе" держит восемь-девять спектаклей. Но МХТ – большой коллектив, и здесь, возможно, будет иначе. Я понимаю – и артисты, и режиссёры очень любят свои спектакли, и процесс избавления от них будет болезненным. Поэтому я и предложил сделать его как можно более плавным, растянув на год.

Что будет с приглашёнными артистами?

Пока они будут играть спектакли, в которых заняты. Но основная моя задача – работа с труппой МХТ. Я не Карабас-Барабас. Невозможно взмахнуть плёткой, и тут же все артисты сыграют свои лучшие роли. Так не бывает.  Я за то, чтобы режиссёр приходил в театр с замыслом и у меня был мобильный коллектив, способный воплощать разные истории. И чтобы при этом у нас у всех была общая история, как это было здесь всегда. Вот чтобы так было снова, нам и нужен этот год.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Театральный фестиваль "Маршак" - 5 лучших спектаклей
Можно ли рисовать между строк и как отличить одну Анну Каренину от другой?
"Человек, познающий мир" в Крыму

В Москве

Топ-5 событий на время школьных каникул
Азиатский алмаз. Филармонический оркестр Сеула, дирижер Маркус Штенц представили азиатско-русско-европейскую музыку в концертном зале "Зарядье"
Фестиваль "Уроки режиссуры" и выставка "Первые сюжеты. Лица российской сцены рубежа тысячелетий"
Новости театра
В Санкт-Петербурге открылся фестиваль Европейских театральных школ "Мир в зеркале сцены"
Сегодня 12:50
Театры из Астрахани, Иркутска и Кирова получили правительственные премии
Сегодня 12:38
15-й театральный фестиваль "Золотая Маска в Эстонии" начался
18 октября 14:00
В Тюмени проходит международный молодежный театральный фестиваль "Живые лица"
18 октября 12:00
В ноябре в столице вновь пройдет Второй Московский международный фестиваль театров теней
16 октября 15:25
Театральный "Хаос" приближается
15 октября 17:48
Умерла актриса Надежда Каратаева, вдова великого артиста Анатолия Папанова
11 октября 13:03
Александра Захарова официально стала режиссером неоконченного спектакля своего отца Марка Захарова
10 октября 13:04
Впервые в Рязани: "Метаморфозы. Фестиваль одного дня" Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова
8 октября 14:21
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть