"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

11 декабря 2022 14:40

Трагический тембр Цветаевой

"Царь-девица" - премьера спектакля в Театре Романа Виктюка

Фото автора
Фото автора

Поэма-сказка Марины Цветаевой "Царь-девица" нашла пластическое и музыкально-поэтическое воплощение в новой работе режиссера Дмитрия Бозина в Театре Романа Виктюка. Художник Владимир Боер, художник по костюмам Евгения Панфилова, музыкальное оформление Людмила Платонова, художник по свету Сергей Скорнецкий, хореограф Артур Ощепков.

Марина Цветаева создала поэму "Царь-девица" в 1920 году по одноименной сказке из известного сборника А.Н. Афанасьева, переживая в то время "фольклорный" период своего творчества. Поэтесса литературно обработала и переосмыслила сюжет сказки, пронизав историю девы-воительницы и хрупкого царевича-гусляра своим трагическим мироощущением. Невозможность встречи Солнца-Царь-девицы и Месяца-царевича - темы одиночества в любви, вечной разлуки в лирике Цветаевой окрашиваются характерной цветаевской экспрессией предельно высокого "до", непрерывным эмоциональным напряжением.


Фото автора

Антитезы смыслов поэтического текста рождают  у команды создателей сложносочиненную постановку. Режиссер Дмитрий Бозин заложил в спектакль непреодолимый трагизм поэмы средствами пластического и поэтического театра. Общая партитура спектакля звучит подчеркнуто трагично. Фольклорная составляющая жанра поэмы выражается в сценическом действе переплетением мелодекламации, старославянских напевов, заклинаний, языческих заговоров. Огромное значение в этом приобретает музыкальное оформление Людмилы Платоновой, которое погружает в происходящее, завораживает и приводит в оцепенение зрителя.

Вне времен, вне эпох раскачивается корабль-колыбель - сценографическое решение художника Владимира Боера. Смерть, разлука, ревность, любовь поют свои колыбельные мелодико-поэтическими рифмами. Особая звуковысотная манера исполнения текста в тонально-тоновом стиле  опирается на электронное звучание музыкального сопровождения и составляет единое целое с квинтэссенцией цветаевского стиха. Прихотливые костюмы Евгении Панфиловой в фантазийно былинном ключе работают на необходимый визуальный контекст сюжетной канвы.


Фото автора

Актерский ансамбль в составе: Заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин (Колдун, Ветер), Виктория Савельева (Царь-девица, Мачеха), Станислав Мотырев (Царевич), Дмитрий Жойдик (Царь, нянька) - блестяще справился с невероятно сложными исполнительскими задачами. Произносить и проживать мелодически богатые словесные цветаевские изыски вкупе с выразительным пластическим орнаментом ролей хореографа Артура Ощепкова - актерское мастерство, с которым справлялись участники. Дмитрий Бозин задавал высокую планку исполнения многосоставляющей роли. Виктория Савельева создавала разноплановые образы, глубоко переживая трагизм "невстречи" Царь-девицы и Царевича. Юмор и узнаваемая характерность проявились у Дмитрия Жойдика, контрастируя с общим драматизмом ситуаций. Юношескую непосредственность мило обрисовал в своем герое Станислав Мотырев.

Вихревой танец-мистерия стал кульминацией развития спектакля. Он связал в неразрубаемый узел всех персонажей сказки-жизни, завертел жернова роковых событий. Мрачность световых решений художника по свету Сергея Скорнецкого в течение всего спектакля не позволяла зрителю выйти из эмоционального нагнетания, почти сковывая дыхание зала. Будто закадрово ощущалось присутствие природных стихий. Море, ветер, лес рифмовались с чувствами героев, создавая объективную сущность бытия.


Фото автора

В финале Царь-девица предстает на сцене без атрибутов своего воинственного существования. Без шлема, кольчуги, меча и огромных сапог, которые топтали черепа на поле брани, она превратилась в глубоко страдающую женщину.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть