VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Вишневый сад" без пафоса и абсурда

О спектакле Московского драматического театра "Сфера".

Все фото: Ирина Ефремова.
Все фото: Ирина Ефремова.

Премьера спектакля "Вишневый сад" в постановке Александра Коршунова в театре "Сфера" состоялась десять лет назад, 19 января 2013 года. В этом году у спектакля состоялся десятилетний юбилей, а под занавес сезона пришла новость, что постановку снимают с репертуара. Мне посчастливилось увидеть спектакль. К просмотру постановок по русской классике в современных театрах я готовлюсь психологически с позиций минимализма: ну, не понравится – что ж поделать. Тем более "Вишневый сад" – пьеса мирового репертуара, Чехова и за рубежом ценят и на свой лад понимают. Да и у нас "Вишневый сад" трактуют широко: к этому располагает сама пьеса. Так что интрига была, да еще какая. Что же увидел режиссер в чеховском тексте – приближение к театру абсурда или предчувствие революционных событий?

А получилось в итоге так, как это всегда происходит в хорошем театре. Вне зависимости от того, что вкладывал в сценическое действие режиссер, что хотел донести до своего читателя классик, получилось театральное со-бытие: единственно возможное и нужное здесь и сейчас соприкосновение зрителя со сценическим хронотопом в конкретный исторический момент. Идет 2023 год, и здесь и сейчас максимально остраненная, переходящая в ряде диалогов практически в вербатим комедия Антона Чехова, многое из нее обращается к нам уже почти обыденно знакомыми смыслами: как будто только вчера или с утра перед завтраком ты крутил в голове вот эту мысль, прозвучавшую со сцены. Вот за такое приближение, вольное или невольное, сюжета, ставшего эмблемой (эмблемы, как известно, трактовать практически невозможно, они могут означать одновременно все что угодно и ничего), к настоящему, становящемуся, проживаемому и тревожащему, и возникает желание в первую очередь поблагодарить актёров и режиссера.

"Вишневый сад" оценивают как пьесу, вобравшую в себя все типические конфликты "русской жизни" и одновременно – общечеловеческие. Но драматическая анатомия их взаимоперетекания феноменальна: естественна, органична, лишена малейшего намека на искусственную авторскую дидактику при всей декларативности не только ряда реплик, но и целых эпизодов, в которых действует главный резонер в пьесе Петя Трофимов. Гениальность Чехова как драматурга раскрывается в его методе фокусировки – изнутри самого серого, заурядного момента повседневности, в котором еще ничего не происходит. Из таких моментов состоит практически полностью человеческая жизнь. И трагизм ее заключается в именно в том, что человек не замечает, как внутри заурядных моментов, внутри которых не происходит ничего, рождается непоправимое. Вот этот нерв напряжения невидимого и одновременно определяющего жизнь и был впервые показан, оголен Чеховым в его драмах. Задача режиссера, соответственно, дать действовать на сцене невидимому. Если выразить художественное открытие чеховской драматургии предельно просто, то оно в проявлении конфликта бессознательных идеологий, а не характеров, но препарированы эти конфликты в тексте с помощью убедительных образов, самобытных персонажей.



В постановке Александра Коршунова они превращаются в видимые диалектические пары – одновременно дуэлянтов, соперников и в то же время близнецов, соучастников. Это, конечно, пары Трофимова и Раневской, Епиходова и Яши, эти двое соперники и в любовном плане, Гаева, высокопарного и невезучего, и Симеонова-Пищика, глуповатого и неунывающего (Олег Алексеенко). Интерпретацию "Вишневого сада" в "Сфере" можно назвать однозначно актерским спектаклем. При всем элегантном аскетизме сценографии, не считая интересной гармонично вплетенной в действие музыки, он производит впечатление необыкновенной интенсивности, когда ошеломляющее впечатление производят даже паузы и ретардации. Сцена несостоявшейся развязки, не случившегося объяснения между Лопахиным (Александр Пацевич) и Варей (Ирина Сидорова) – лучшая иллюстрация к тому,  что театр – лучшее место для воплощения выразительного потенциала человеческого тела, тела как инструмента смысла. И, если вернуться к главной движущей силе спектакля, то это, безусловно, была актерская игра, материальное слияние конкретных актерских возможностей и конкретного текста. Небольшие уступки в пользу "человеческого материала", сделанные режиссером, читай, небольшие уклонения от литературного источника, воспринимались как необходимое развитие чеховского замысла. Именно так выглядел из зрительного зала эпизод, в котором Раневская произносит свои самые эмоционально наполненные слова: "Продавайте! Продавайте! Меня продавайте вместе с садом!". Роль Раневской значимое событие в творческой биографии Татьяны Филатовой. Как и Александр Пацевич в роли Лопахина, Филатова очень удачно переигрывает контур характера, обозначенный Чеховым. Актерскую фактуру за скобки не вынесешь. Созданный играть героев с трагическим масштабом, Пацевич на сцене придал дополнительную глубину образу в общем-то неглупого и по-своему порядочного, но всего лишь дельца Лопахина. Раневскую в исполнении Филатовой язык не повернется назвать глупой барынькой, протанцовывающей последние деньги и живущей ради бесстыдного жиголо. Плюс все остальное, что мы и так знаем по ставшим хрестоматийными трактовкам этих персонажей. Таким общим местом можно назвать, в частности, филологическое противопоставление Раневской и Лопахина как антиподов, как идеологических противников. Но нет. На самом деле нет, и в постановке Александра Коршунова этот тонкий нюанс был точно проявлен дуэтом Филатовой и Пацевича. Образ Лопахина имеет свою многомерность, свою историю, свою психологическую сложность. Перед нами герой становления, перехода. В финале он произносит реплики, которые можно прочитать как угодно – как выражение собственного торжества и одновременно собственного ничтожества. И в то же время как библейский лейтмотив и революционный рефрен: последние станут первыми; кто был ничем, тот станет всем. Лопахин пытается спасти Раневскую, спасает – ситуацию. Ни вишневый сад, ни Раневскую спасти невозможно. Но что же объединяет его с ней? Сентиментальность и память о прошлом. И Раневская, и Лопахин сформированы своими историями, которые продолжают в них жить. Это интимные трагедии несчастной семейной жизни. Утонувший ребенок у одной и жестокий неотесанный отец, печать на всю жизнь, – у другого.



Настоящий противник Раневской, который в итоге отбирает у нее и дочь Аню (Екатерина Богданова), это Петя Трофимов (Дмитрий Бероев). Петя, который ничего не делает, который никого не любит, не способен ни доучиться, ни завести любовницу, зато произносит много прекрасных слов о будущем всего человечества. Человек, у которого, в отличие от Раневской и Лопахина, нет ни истории в смысле экзистенциального опыта, ни своей "священной раны".

Эта антитеза великолепно визуализировалась в сцене бытовой дуэли, когда Раневская – Филатова со всей энергией ее актерского темперамента – после перебрасывания колкими репликами и одновременно пледом выносит Трофимову приговор: вы никого не любите, вы урод! Раневскую-Филатову по ходу спектакля зритель не мог не полюбить именно за это: за экзистенциальную наполненность и возрастную мудрость смирения с тем, что уже невозможно исправить. В том числе за смирение перед собственным несовершенством, своими ошибками, своей человеческой уязвимостью. Ее кульминацией становится уже упомянутая сцена необъяснения между Лопахиным и Варей. Человек, готовый эмоционально открыться, всегда ставит себя под удар. И вновь – ювелирное смещение акцентов. Режиссерское творчество, пожалуй, заключается в этом: найти возможность новой интерпретации, но ровно в той мере, в какой это позволяет литературная основа. На протяжении всей пьесы Чехова читатель недоумевает перед нерешительностью Лопахина. В постановке Александра Коршунова показывалось, как хозяйственная и деловитая Варя привела ситуацию к желательной для нее развязке: пойти по святым местам она хотела все-таки больше, чем выйти замуж за "хорошего человека".

С кем же, в самом деле, вступает в негласный поединок Лопахин? Кто противоречит его роли в пьесе с наибольшей силой? Да никому. Нет ему равных. 



Последняя сцена четвертого действия завершается стуком заколачиваемого дома. В ряде ремарок Чехов переходит к открытому символизму. Это и звук лопнувшей струны, и звук топора, уже работающего в саду. Из ставшего чужим дома каждый из героев уезжает навстречу своей судьбе, Кто-то – принимая неизбежное, кто-то – на всех парусах. Даже немолодая, но похожая в исполнении Марии Аврамковой на молоденькую дурочку Шарлотта Ивановна хочет счастья: а вдруг?  Во время подобных отъездов мы практически всегда стакиваемся с проблемой вещей, без которых можно было бы обойтись, которые вроде пора бы оставить.

Но человек, в котором прошлого слишком много, так много, что оно начинает мешать жить даже окружающим, не только себе самому, не ненужная вещь. Его нельзя забывать в заколачиваемом доме, как брошь в большом пустом футляре. Чем мы можем пожертвовать ради лучшего будущего и что забыть в прошлом – это, возможно, лишь один из вопросов, которые ставит чеховский финал. Фирс среди всех персонажей – самый устремленный в прошлое. Лопахин – не просто устремленный в будущее; он тот, кто найдет в нем для себя место. Лопахин из всех причащенных к белому дыму вишни – самый не лишний и даже героический человек. Это он говорит: "Стоит только начать что-то делать, как сразу понимаешь, как мало вокруг порядочных людей"… Что-то делать в России или просто делать честно? Вот она, смысловвя грань, вдоль которой у Чехова соприкасаются "русскость" и "общечеловечность".



Переосмысление "Вишневого сада" в "Сфере", подводя итог, было сделано в русле традиционного, психологического театра, но с подчас неожиданными акцентами и очень удачным подбором актеров. Яша, Гаев, Дуняша в исполнении Алексея Суренского, Вадима Борисова и Марины Заболоцкой вызывают ощущение "точного попадания". Вячеслава Кузнецова, также отметившего в феврале этого года, во время показа "Вишневого сада", значимый юбилей, называли бессменным Фирсом. Его актерское присутствие в спектакле было достаточно, оптимально, чтобы зритель мог осознать. Во-первых, наряду с Лопахиным Пацевича им создан еще один образ не сопоставимого ни с кем героя. Во-вторых, вопрос о судьбе больного старика в комедии Чехова – это вопрос о мере исполнения будущего, к которому так устремлены забывшие о нем, молодые и вдохновенные, любящие и готовые на все ради "лучшей жизни".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:
Кравцов Сергей
Очень хорошая статья/рецензия. Добавлю свои размышления. "Сфера" -театр, в котором эффект присутствия, сопереживания зрителя заложен ещё Е.И.Еланской- основательницей театра без четвертой стены. Этот эффект в сочетании с близостью сцены практически к любому зрителю (не дальше 8 ряда!) приводит к вовлечению всего зала в действие. И игра актеров ощутима, буквально осязаема. А отдельные сцены выходят в пространство междурядий, наполненное зрителями. Вся мимика и "воплощение выразительного потенциала человеческого тела, тела как инструмента смысла" становятся достоянием каждого зрителя. Вот, на мой взгляд, главный секрет притягательности "Сферы". И репертуар! Бесценные пьесы классики (и современности) "без пафоса и абсурда". Спасибо "Сфере", спасибо Елене Янушевской за ее статью, наполненную любовью к театру.
7 июля 12:25

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть