Замечательному голландскому писателю Тоону Теллегену в России часто приклеивают ярлык “амстердамского Хармса”. И есть за что - его известные сказки пестрят парадоксальными сюжетами, герои их (как правило, это животные разных видов) легко взаимодействуют друг с другом вне зависимости от своих размеров, а поступки их часто абсурдны. Но если капнуть глубже и по-настоящему проникнуться философско-психологической экзистенциальной атмосферой сказок Теллегена, то на ум приходит сравнение с другим русским писателем - Сергеем Козловым, чьи простые, но в то же время невероятно глубокие и мудрые истории про Ежика и Медвежонка хорошо знакомы большим и маленьким российским читателям.
Создатели спектакля “Сверчок” почти весь психологизм и философию книги решили оставить за скобками, колоссально сократив рефлексии и поступки Сверчка до простой последовательности: осознал - пошел к доктору - выздоровел с очередной попытки не без помощи друзей. Ничего такого и близко не имел в виду Теллеген. Мрачное чувство Сверчка не досталось ему ни от какой раздающей из мешка разные состояния души Креветки, а пришло само по себе (“Откуда? Да откуда угодно! С кем не бывает!” (с)), а выздоровел он не потому, что о нем заботились друзья и помогали ему каждый своим способом. Не мирился Сверчок со своей депрессией, мрачное чувство ушло само, “просто так” (с). И можно сколько угодно придумать причин и притянуть за уши мораль, чтобы забить в детские головы очередные стереотипы (печалиться - это плохо, друзья всегда придут на помощь и т.п.), но неизбежно встает вопрос, а надо ли так искажать произведение автора, чтобы в итоге не попасть ни в детскую аудиторию (и по структуре, и по оформлению постановка сложновата для восприятия детей моложе 10-12 лет, для маленьких ее спасают лишь редкие смешные моменты и интерактив), ни во взрослую - ту, которая любит сказки Теллегена? Всем остальным спектакль понравится. Сам образ Сверчка вполне удачный - его играет Ольга Бобкова.

Фото: Андрей Парфенов
В роли депрессии главного героя - Карнелина Шкарина - гротескная и нахальная, как и положено быть навязчивому неприятному чувству, от которого сложно избавиться. Из персонажей книги в спектакле оставили Белку (Оксана Кормишина), Слона (Николай Белин), Жука-доктора (чье мрачное чувство завело шуры-муры с депрессией Сверчка), Клеща и Улитку.
Большое внимание в постановке уделяется реквизиту – художница Вера Соколова (курс Дмитрия Крымова) выступает полноправным соавтором спектакля. С потолка свисают разные предметы - платье, телефонная трубка, окошко приемной невесть откуда взявшейся поликлиники, где работает Жук-доктор, придумка которой позволила создателям спектакля поглумиться над отечественным сервисом по предоставлению медицинских услуг населению. Ярким элементом оформления выступает вскрытая дека фортепиано, обнажающая струны и всю внутреннюю механику. За этим загадочным предметом появляются Улитка и Клещ, а звуки скрежета по струнам придают сцене с чаепитием сюрреалистический оттенок.

Фото: Андрей Парфенов
Кстати, о музыке - спектакль идет под живой аккомпанемент, заслуживающий отдельных комплиментов. звуки рождаются на глазах у публики, причём порой из самых необычных предметов. Здесь наряду с гитарами и синтезатором используются кастаньеты, свистелки из игрушек, хлопушки и многое другое.
Справка:
Вероника Шахова – молодой режиссер, окончила РАТИ-ГИТИС (мастерская Сергея Голомазова). Среди режиссерских работ на курсе – отрывки из "Чайки" и "Вишневого сада" А. Чехова, "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского, "Сна в летнюю ночь" У. Шекспира. Дипломной работой стал спектакль "Насильники" по комедии А. Толстого, показанный в Учебном Театре ГИТИСа, а впоследствии – в московском Театральном центре «На страстном» и московском Доме актера.
Участвует в лабораториях и фестивалях. В 2015 году участвовала в Благотворительном театральном фестивале "Я не один", где с детьми из Детского реабилитационного центра "Вдохновение" сочинила и поставила спектакль "Гдетство".
Новая сцена Александринского театра была открыта в 2013 году. Это молодое пространство, ориентированное на обновление отечественного театра и сближение его с современной культурой. Экспериментальные постановки этого уникального многофункционального театрального центра способствуют преодолению дистанции между современным театром и российской публикой, формируют новую зрительскую аудиторию.