Первый спектакль из программы одного из самых масштабных в нашей стране форумов, посвященных театру для детей, был показан днем - маленькие зрители увидели постановку саратовского ТЮЗа “Соломенные ребятишки” режиссера Екатерины Гороховской. Официальное же открытие фестиваля состоялось чуть позднее - на большой сцене Воронежского концертного зала: Детский музыкальный театр юного актера из Москвы представил свой самый последний спектакль – мюзикл “Пеппи Длинныйчулок”.
Дежурный по МАРШАКУ - Камиль Тукаев. Фото: Дарья Кобзаренко
Перед началом представления “Дежурный по фестивалю”, в роли которого второй год подряд выступает заслуженный артист России, известный воронежский актер Камиль Тукаев, зачитал приветствия Председателя Союза театральных деятелей РФ, народного артиста России Александра Калягина и министра культуры РФ Владимира Мединского. От воронежских властей зрителей форума приветствовал первый заместитель председателя правительства Воронежской области Владимир Попов.
Фото: Андрей Парфенов
“Пеппи Длинныйчулок” – театральная версия мюзикла Владимира Дашкевича и Юлия Кима. Родители юных зрителей фестиваля хорошо помнят этот советский музыкальный телефильм 1984 года про озорную фантазерку Пеппилотту, героиню книг Астрид Линдгрен. Эту же историю воплотил в прошлом году на театральной сцене со своими воспитанниками режиссер, педагог, основатель и художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера Александр Федоров.
Фото: Андрей Парфенов
“
На мой взгляд, фильм немного затянут, в какие-то моменты действие начинает пробуксовывать, – признается Александр Львович, –
Мы немного изменили финал, добавив пару моментов, которых в картине не было. Первый из них –
наша Пеппи в конце на время становится обычной горожанкой –
ровной, правильной, параллельной и перпендикулярной. Абсолютно такой же, как и все остальные жители города. А все потому, что ей никто не верит. Юлий Ким согласился с таким поворотом и признал, что мы этим сделали спектакль гораздо глубже, чем фильм. Пеппи умирает как ребенок-фантазер. И только музыка –
как память, которая таится глубоко внутри нее, позволяет ей снова вернуть себя. Еще в нашей постановке есть папуасы –
в мюзикле их тоже не было. Сочинили папуасную песню на настоящем языке африкаанс”.
Фото: Дарья Кобзаренко
Несмотря на все усилия режиссера сделать спектакль динамичным, совсем избежать затянутых моментов ему не удалось: некоторые сцены в паузах между музыкальными номерами не удерживают целиком и полностью внимание зрителей. Возможно потому, что именно тогда становится заметна разница между драматическими актерскими способностями участников представления и их музыкальными талантами – последние явно выигрывают. Не совсем понятна логика и некоторых сюжетных линий. Так, в начале первого акта появляются жулики, задумавшие украсть чемодан Пеппи, но в следующий раз эти персонажи дают о себе знать лишь во втором акте, когда зрители уже успели о них забыть. Из наиболее удавшихся образов хочется отметить школьную учительницу фрекен Розенблюм – пожалуй, самый смешной и близкий всем школьникам персонаж.
Фото: Дарья Кобзаренко
Декорационное решение спектакля достаточно незамысловатое. На фоне голубого неба стоят дома, символизирующие маленький шведский городок, в котором разворачивается эта история. Как противопоставление этому городу с его похожими друг на друга серыми и скучными жителями, отдельно стоит та самая вилла “Курица” - старый заброшенный дом капитана Эфраима Длинныйчулок, в котором поселяется его дочь Пеппи, такая же непохожая на всех остальных детей, как этот дом не похож на все другие в городе. “Город”, впрочем, с легкостью становится и школьным классом, и кораблем, на котором уплывает в конце Пеппи со своим найденным отцом и спасенными ею клоунами.
Фото: Дарья Кобзаренко
Однако, не все так просто, и Александр Федоров, действительно поиграл на нервах зрителей в финале своего спектакля: отчаявшись, что ей никто не верит, Пеппи стала такой же, как все, и, слившись с толпой, марширует с остальными детьми в серой одежде. Невольно вспомнился другой великий литературный герой, фантазер Мюнхгаузен, который у Горина тоже становится обычным человеком, садовником Мюллером... Но лишь на время. Барон улетает на Луну, а Пеппи, вспомнив отца по его песне, уплывает с ним на далекие острова, оставив нам горькую истину о том, что выдумщикам тяжело живется в этом мире.
Справка:
Детский музыкальный театр юного актера основан в 1988 и на сегодня является лидером детского театрального движения в нашей стране. По словам художественного руководителя театра Александра Федорова, коллектив 28 лет существовал в полуподвальном помещении с залом на 80 мест. В начале этого года решением правительства Москвы театру было выделено большое здание – четырехэтажный особняк на Чистых прудах. На его реконструкцию, которая начнется буквально через пару месяцев, выделена беспрецедентная сумма.
“Это большой праздник для нас и большое счастье, – рассказал Александр Федоров, – Редкость, когда взрослые могучие люди обращают внимание на детей, и не просто обращают внимание, а еще и вкладываются в это дело на правительственном уровне”.
Обновленный театр откроется по расчетам худрука в 2018 году. А пока – коллектив активно гастролирует. В Воронеж труппа приехала в перерыве своего большого гастрольного тура по странам СНГ – совсем недавно театр показывал свои представления в Баку, Тбилиси, Ереване, Сухуме, впереди – поездки в Бишкек, Астану, Ташкент и Самарканд. Эти гастроли организовали театру МИД России и Федеральное агентство “Россотрудничество”, государство оказало финансовую поддержку.