"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Айда на дно! О фильме Карена Шахназарова "Хитровка. Знак четырех"

18 мая на экраны выходит новый фильм Карена Шахназарова "Хитровка. Знак четырех".

Фото: pinreg.ru
Фото: pinreg.ru

Причем Шахназаров выступил тут сразу в трех лицах - как режиссер, продюсер и сценарист (в последнем случае совместно с Еленой Подрез и Екатериной Кочетковой). У камеры стоял оператор Олег Лукичев. А снято все, конечно, силами "Киноконцерна "Мосфильм" и ООО "Киностудия "КУРЬЕР" при поддержке телеканала "Россия".

Как вы уже поняли, действие картины происходит в Москве 1902 года. Героями авторы назначили реальных лиц: знаменитого режиссера Константина Станиславского (Константин Крюков) и признанного знатока московских трущоб, известного репортера Владимира Гиляровского (Михаил Пореченков).

По сюжету, Станиславский, работая над новой пьесой (догадайтесь, какой?) решает ближе познакомиться с жизнью городского "дна". Он обращается за помощью к Гиляровскому. Вместе они отправляются на легендарную бандитскую Хитровку и оказываются втянуты в расследование убийства одного загадочного местного жителя... Причем случай этот вполне реальный: — труппа МХТ при подготовке пьесы Горького "На дне" посетила московские трущобы. Впечатленный увиденным, потом Станиславский напишет:

"Экскурсия на Хитров рынок лучше, чем всякие беседы о пьесе или ее анализ, разбудила мою фантазию и творческое чувство".

Перед нами проходит сочная "Москва трущобная" – с кабаками, ночлежками и подземельями, где совершались и оставались сокрытыми самые страшные преступления. И тут же - Москва светская, чьи обитатели спускали жизнь на ветер в дорогих клубах, театрах и ресторанах и предпочитали не замечать существование трущоб.


Кадр из фильма. Фото: kino-teatr.ru.

- Фильм возник из идеи соединить прозу Владимира Гиляровского, блестяще описавшего дореволюционную Москву, с сюжетами Артура Конан Дойла, - поясняет Карен Шахназаров. - Тема для нашего кинематографа достаточно нестандартная. Это жанровое развлекательное кино.

Мне давно хотелось сделать такой фильм – не отягощенный глубинными проблемами поиска смысла жизни, а увлекательный детектив, отчасти триллер. Я никогда не делал детективов, хотя в совершенно разных жанрах работал. И мне хотелось снять что-то такое приключенческое, интересное, с хорошим финалом, чтобы зритель отдохнул и получил удовольствие от самого зрелища.

Режиссер отмечает, что с точки зрения постановки "Хитровка. Знак четырёх" – картина достаточно сложная:

- В фильме есть драки, погони, гонки на катерах, сложные декорации, большая массовка. А ещё картины из жизни "трущобной" Москвы, которую очень точно в своих книгах и очерках описал Гиляровский. Мы постарались всё это воссоздать в нашей ленте.

Создателей картины, как вы поняли, вдохновила и повесть Артура Конан Дойла "Знак четырёх". Это вторая часть приключений гениального детектива Шерлока Холмса, опубликованная в 1890 году и прославившая и автора, и персонажа. Наш "ответ Чемберлену" в картине — русские Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Гиляровский и Станиславский.


Константин Крюков в роли Константина Станиславского. Фото: kino-teatr.ru.

Причем Константин Крюков, сыгравший Станиславского, отмечает, что картина — совсем не документальная иллюстрация истории:

- Это не байопик, это не биография Станиславского, это не дословная передача каких-то реальных фактов, потому что многое из того, что будет в нашем кино – это просто придуманная история! Какие-то пункты из биографии моего персонажа я, конечно, учитываю – что любил, что не любил, но во многом у нас всё сделано не то, чтобы интересней, просто по-другому.

У Михаила Пореченкова нашлось немало общего с его героем:

- Мне близки такие персонажи, мне они нравятся, - говорит Пореченков. - Озорной, крепкий, веселый, каждый скажет – "наш человек". Он вроде бы возрастной, но такой хулиганистый, готов броситься в любую авантюру и знает, как двигаться по самым опасным закоулкам жизни. Гиляровский, как мы знаем из воспоминаний современников, был человеком честным, человеком слова, за что был уважаем везде и абсолютно спокойно общался даже с самыми страшными представителями трущоб.

Съемочный период длился почти три месяца. Причем работа над картиной началась в реальных интерьерах МХТ им. Чехова. Съемки проходили также в Санкт-Петербурге и Кронштадте, и в нескольких павильонах и на "Мосфильме".


Михаил Пореченков в роли Владимира Гиляровского. Фото: kino-teatr.ru.

Основное действие фильма, конечно, разворачивается в трущобах и закоулках Хитровской площади, собравшей весь криминальный цвет Российской империи начала XX века. На рубеже XIX-XX столетий место считалось самым злачным районом Москвы, тем самым горьковским "дном".

Художник-постановщик картины Сергей Февралёв руководил созданием грандиозных декораций на Мосфильме, точно передающих ощущение эпохи начала XX века.

- Мы сделали, скажем так, "злачную Москву", - говорит Февралев. - Что это подразумевает? То, что в одном месте собраны все грехи. В метафорическом смысле здесь будут сосредоточены все круги ада: публичные дома, притоны, воровство, обжорство и т.д. Настоящая Хитровка представляла собой некое подобие огромной коммуналки. Жили здесь довольно тесно, друг на друге. Поэтому мы сделали все эти сараюшки – попытались уплотнить, добиться ощущения духоты от количества людей, от количества вещей, пребывающих вне всяких норм и порядка. Наша Хитровка – это та самая грань, за которой заканчивается порядок. Здесь есть, в общем-то свобода. Но эта свобода начинает вызывать страх, даже ужас.

На площадке возведен злачный мир хитровских переулков – кабаки, торговые ряды, покосившиеся и нависшие дома. И рядом - богемная улица Москвы, фактически прообраз Камергерского переулка с дорогими магазинами и оживленным уличным движением. А в 10-м павильоне Мосфильма за два месяца появилась масштабная многоуровневая декорация – прообраз коллектора подземной реки Неглинная.

В результате по своей сложности и и масштабам (общая площадь 10-го павильона – 800 кв. метров) декорация "Хитровское подземелье" не уступает декорациям современного блокбастера. Чтобы городские трущобы Хитровки выглядели правдоподобно, было использовано старое дерево - подержанные двери и оконные рамы. А художники по костюмам, одевая героев, вдохновлялись персонажами фэнтези в стиле Гая Ричи и Тима Бертона.


Анфиса Черных. Фото: kino-teatr.ru.

В картине также снимались Анфиса Черных, Евгений Стычкин, Алексей Вертков, Александр Олешко, Борис Каморзин, Иван Колесников и др.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть