"Сто лет тому вперед". Исторический оптимизм.
5 мая 2024
"В кровавом пламени зари сияет белое распятье…" Стихи к Светлой Пасхе.
5 мая 2024
Игор Игор'евич и BOLIVAR BRASS QUARTET
4 мая 2024
Не человек, а "Царь-рыба”
4 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

28 ноября 2023 11:46

"Дворец": скандал, веселье и канон

Писатель Михаил Гундарин – специально для "Ревизора.ru".

Кадры из фильма "Дворец". Все фото: kino-teatr.ru
Кадры из фильма "Дворец". Все фото: kino-teatr.ru

"Дворец" Романа Полански (а ему, на минуточку, 90 лет!) – развеселый капустник, шоу со звездами, а ещё и зрелище, крепко сделанное и несущее коренные для великого режиссёра смыслы.

Как и в случае с новым фильмом Вуди Аллена, я опасался, честно говоря, увидеть жалкие развалины величия, оправданные только возрастом и былыми заслугами. Слава Богу, всем бы молодым такие "развалины", и в том, и в другом случае!  Возможно, у Аллена его "Великая ирония" сделана изящнее. Но зато у Полански постановка куда масштабнее. Это ж надо было со всем справиться! Повторю – получилось.
 
Итак, на встречу 2000 года в высокогорный швейцарский отель съезжаются престранные личности. Элита! Бывшая рок-звезда (играет, и отлично, Микки Рурк), бывшая порно-звезда мужского пола, молодые русские бандиты с чемоданами денег (тут хорош Александр Петров), пластический хирург, его жена с болезнью Альцгеймера и его же престарелые фанатки-пациенты, деревенские "чудики" из чешской провинции, престарелый миллиардер с юной бодипозитивной женой (его играет звезда шоу Монти-Пайтон Джон Клиз...). Похотливая престарелая маркиза с карикатурной собачкой (сама Фанни Ардан!). И много кто еще. Все это в карнавальную ночь конца века клубится, сверкает и несется колесом – но директор отеля (прекрасная роль Оливера Мазуччи) умудряется со всем справляться. Немудрено вроде, весело, динамично – и со смыслами.



Прежде всего, в своём, возможно, последнем фильме (Полански заявлял об уходе из кино) автор "Ребенка Розмари" и "Жильца", " Китайского квартала" и "Пианиста" (Какие фильмы! А сколько не названо!) верен фирменному антибуржуазному пафосу. Бунтарем он пришёл в кино, бунтарем и уходит. Взять хотя бы последний кадр, когда панорама Дворца после оргии заканчивается издевательской сценой совокупления... (Не скажу кого с кем, но, поверьте, вы такого ещё не видели!). И вообще, все эти малоприятные, по сути, персонажи, от обладателей old money до нуворишей – все они представители того мира, который, кроме насмешки, ничего не заслуживает. Но здесь это насмешка, скорее, добрая и ностальгическая. Полански жил в мире гламура и абсурда конца века, был его частью, и этот мир, несомненно, уже исчез. Как раз 2000 год – важнейшая точка невозврата. Такой локальный апокалипсис. Мир точно стал с тех пор менее ярким. Да и просто – другим. Сюда же отнесем и знаменитое ТВ-выступление Ельцина, показанное в фильме, – конец эпохи (говорят, там был ещё и Путин, тоже по ТВ, но в нашем прокате вырезали, от греха подальше)!



Верность прошедшей эпохе, очевидно, и вызвала неприязнь западных критиков. Неприязнь – это еще очень мягко сказано. Вот несколько цитат из очень серьезных изданий: "вялый отельный фарс… безвкусный и безрадостный, путающий сексуальное отвращение с возбуждением". Мол, юмор фильма – с давно истекшим сроком годности. "Даже в 90 лет Полански хочет быть "плохим мальчиком". Однако в "Дворце" он просто плохой режиссер". "Не могу поверить, что режиссер, всего четыре года назад снявший "Офицера и шпиона", опустился так низко, что вдруг потерял свой ум, свою ясность, свою иронию, свою элегантность", "Что в нем такого скандального? Более или менее все". И даже так: "Критики уходили с показа, травмированные увиденным".

Прямо скажем, травмированных критиков не жалко. Я вот ушел из зала  развеселившимся, как и вся московская публика (прокат вполне легальный). Конечно, такой негатив – в России лучшая реклама фильму. Но не стоит и ожидать от него слишком многого. Те западные коды, те универсалии, на которые покусился Полански, нам с вами даже непонятны. Поэтому скандальным фильм не назовешь ни со знаком минус, ни со знаком плюс.



Может быть, все дело в загадочной славянской душе? Полански долго шел путем универсального западного режиссера, а тут вернулся к истокам. Очень по-нашему вышло! Ведь мы и сами, как Полански, не прочь добродушно посмеяться над буржуазными фриками и новыми русскими в частности. "Дворец" дает нам не больше и не меньше этой. Но! Этот фарс, думаю, может войти в самый дорогой для нашего зрителя – новогодний – канон, а это многого стоит!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Сто лет тому вперед". Исторический оптимизм.
"В кровавом пламени зари сияет белое распятье…" Стихи к Светлой Пасхе.
Игор Игор'евич и BOLIVAR BRASS QUARTET

В Москве

Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть