Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

3 августа 2021 14:58

Экранизация личных переживаний режиссера Владимира Котта в фильме "Конец фильма"

Специально для "Ревизора.ru".

Режиссёр ленты "Конец фильма" Владимир Котт. Фото: kinochannel.ru
Режиссёр ленты "Конец фильма" Владимир Котт. Фото: kinochannel.ru

На днях члены жюри фестиваля "Хрустальный источникъ" под председательством режиссера Владимира Хотиненко объявили имена лауреатов. Главный приз, а в конкурсе участвовало 11 картин, получил Владимир Котт за "Конец фильма".

Владимир Котт – многоопытный режиссер, и в слове – много – его умение делать разное кино, для разной публики и, при этом, оставаться собой.  В его фильмографии нашумевшая "Громозека" (о людях, оставшихся в стране, которой больше нет),  трогательный "Карп отмороженный" (поучительная история о взаимоотношениях матери и сына), восьмисерийный "Петр Лещенко. Все, что было…" (о русском и румынском певце, артисте, рестораторе), сериал "Заступники" (о советской судебной системе в период застоя). Владимир Котт, лауреат престижных кинофестивалей, можно сказать, дружит с Фортуной и, вдруг, снимает ироничный по отношению к самому себе фильм – прощание. С кем он прощается? С режиссерами, вынужденными снимать кино по заказу? Или вообще с кинематографом? Не случайно в картине оказались кадры разрушенного кинотеатра "Соловей". Пожалуй, эта самая выразительная метафора, отражающая то, что происходит сегодня в киноиндустрии. А ведь есть чем "гордиться"! В одном только 2020 году было выпущено, не поверите, больше семисот фильмов, и, в основном, это комедии, триллеры и военное кино.  Хочешь собрать кассу (но ведь ее действительно надо собрать и известно кому вернуть), - выдавай ржачные комедии, снимай полицейских и обязательно среди них одну в юбке, да побольше трупов или танков с самолетами. Это для наших. А для не наших, для Берлина, например, что-то остросоциальное, для Венеции – умирающих от смертельной болезни, для "Оскара"... Так размышляет герой фильма режиссер Митя Белкин. Впрочем, об "Оскаре" он и не мечтает. Хотя когда-то со студенческой короткометражкой взял главный приз в Сан-Себастьяне, а теперь вот на пятом десятке снимает фуфло про ментов. И сидит он в режиссерском кресле на заснеженном поле, и подбегают к нему девульки с горячим кофе,  и кричит он,  чтобы убрали  с поля березку. Одинокую. Лишнюю. Никчемную. Как его будущий фильм. Мент в исполнении народного артиста Карманова (Борис Каморзин) декламирует тупой текст, застревающий в глотке, но от сценария не убежишь, да и от гонорара не откажешься.  Он как припадочный попугай на крещендо твердит, обращаясь к подозреваемой: "Где труп? Где труп?".  Покойника он ищет именно в этом поле.  И находит, но это случится позже.  А вот режиссер, озаренный видениями и чувством собственной гениальности, срывается с кресла и исчезает, как вольный ветер, с площадки. Но воли ему не видать. За ним гонится продюсер и "товарищи", готовые отнять квартиру, если он не вернет вложенные в фильм деньги.  А он, мятежный, просит бури, беседуя с Марчелло Мастроянни (Егор Бероев). Призрак великого итальянского артиста – это внутренний голос Белкина, его справедливый двойник.  И Мастроянни вещает безжалостно: "Говно ты, Митя". И разыгралась метель в голове режиссера. Он бежит и бежит. Кого он встретит по дороге? Свою семью, которую сам разрушит и, конечно, женщин. Может, и самого себя, но другого.

Владимир Котт наделся, что его картина выйдет раньше, но она увидела свет только в 2021году. "Конец фильма" попал на "полку" в его квартире. Началась пандемия. В одном из интервью режиссер сказал, что ему пандемия в каком-то смысле помогла. Он изменил некоторые эпизоды, и именно в это время смог запечатлеть кинотеатр "Соловей" в разрушенном состоянии. Котт признается, что это его самый личный фильм.  "Исходное событие – это то, что главный герой несет мои мысли", - говорит он. На главную роль режиссера Мити Белкина автор фильма пригласил Валентина Самохина, очень выразительного артиста, но не звездного. Самохин уже лет двадцать играет на сцене и в кино, наиболее удачно проявил себя в сериалах "Обратная сторона Луны 2 сезон", "Зайцев + 1", "Метод", "Найти мужа в большом городе". Одну из ролей в картине "Конец фильма" сыграл сам Владимир Котт, "наградив" себя маской успешного коммерческого режиссера. Артист Самохин ну прямо Вуди Ален. Невысокий, худощавый, ироничный и чуть-чуть противненький. И при этих внешних "достоинствах" герой фильма обласкан женщинами со всех сторон. Такого сходства и искал Котт. И в абсурдности некоторых диалогов "слышен" Вуди Ален. В фильме есть явные отсылы и к Федерико Феллини, и к Андрею Тарковскому.  К вечному искусству. И в этом вся соль. Митю Белкина во время съемок накрывает чеховская тоска: жизнь прожита зря? что я сделал? Успешные коллеги разменяли свой талант на дома где-то там и здесь, на роскошные шубы,  на  Mercedes-Benz . Но он не завидует, нет. Он больше не хочет пачкать руки, но жить-то как?  
 
"Конец фильма" - это не эпитафия на смерть кинематографа. Это человеческая история, история потенциально большого художника, утонувшего в противоречиях.  Но, как известно, из противоречий рождается истина.


Фото из открытых источников. 

По словам Владимир Котта, "Конец фильма" - это его самое свободное кино. Во всех отношениях. И, прежде всего, без господдержки. И артисты -  Яна Троянова, Виктор Хориняк , Егор Бероев, Мария Шумакова не рассчитывали на гонорары. Точка отсчета - граффити Олега Янковского со свечой в руках у его дома на ул. Щипок  в Москве. Пусть вечно горит свеча из фильма Андрея Тарковского "Ностальгия".  Свеча настоящая (в отверстии в кирпичной стене). Именно сюда приходят ценители настоящего кино и высочайшего актерского мастерства, принося с собой и зажигая новые свечи.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть