Странствия Горького. Спектакль "По Руси".
3 мая 2024
Любовь и смерть в Вероне
3 мая 2024
XVI Международный музыкальный фестиваль колесит по Ярославщине
3 мая 2024
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
2 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

8 августа 2023 12:18

Как на детей влияют советские фильмы-сказки?

Специально для "Ревизора.ru".

Главные героини фильма "Королевство кривых зеркал". Фото: russkaja-skazka.ru
Главные героини фильма "Королевство кривых зеркал". Фото: russkaja-skazka.ru

Волшебные и захватывающие сюжеты, мудрые поучения и удивительная атмосфера — всё это неотъемлемая часть советских фильмов-сказок. При просмотре этих кинокартин зритель окунается в удивительный мир, где реальность и вымысел переплетаются и поражают воображение. Такое волшебство удаётся создать благодаря особенностям советского кинематографа, направленным на интересность и вместе с тем поучительное значение каждого фильма.

В этом материале мы рассмотрим, каким образом типичные приёмы и эффект "бытового волшебства" помогают передать глубокие моральные ценности и уроки жизни через прекрасные советские фильмы-сказки. В качестве примеров возьмём нетипичные сказочные сюжеты: вместо фольклорных сказок рассмотрим мотивы, придуманные уже в советское время. Среди них "Приключения жёлтого чемоданчика" (1970), "Сказка о потерянном времени" (1964) и "Королевство кривых зеркал" (1963). Это позволит нам понять, какое влияние на культуру детского воспитания оказала социалистическая эпоха.
        

Советские профессии в сказках
        
Правильным профессиям в фильмах-сказках уделяется отдельное внимание. Так, главная роль в "Приключениях жёлтого чемоданчика" отводится детскому доктору, а также пилоту (и по совместительству ремонтнику флюгеров) и заведующей столовой на предприятии. В "Сказке о потерянном времени" герои то и дело сталкиваются с порядочными представителями своего дела: крановщиком, милиционером, продавщицей, шофёром и другими.
 
Петя Зубов и продавщица. Кадр из фильма "Сказка о потерянном времени"
 
Но почему же наличие таких персонажей столь важно для фильма-сказки? В советской идеологии была заложена идея равного участия каждого члена общества в развитии страны. Каждая профессия имела свою важность и была признана ценной для общества. Повествование о простых советских профессиях в сказках было способом показать детям и молодёжи, что каждый труд важен и необходим для процветания Родины. Вспомните распространенную в СССР фразу "Все профессии важны, все профессии нужны". Именно такая мысль транслировалась детям сначала с книжных страниц, а позже из более привлекательного источника: с голубого экрана. Искусство способствовало формированию положительного отношения к труду и воспитанию социальной ответственности каждого гражданина. Кроме того, в необходимости того или иного образа зачастую лежала особенность детского страха. Например, многие советские (да чего уж там, и современные) дети боялись врачей. Чтобы устранить или минимизировать боязнь ребенка, на экран обязательно нужно вывести доброго Доктора. Он не будет ставить вам болезненных уколов, а просто даст вкусную конфетку, которая точно вылечит от любых недугов!
 
Петя, его мама и Доктор. Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика"
        

Образ обычных школьников


Во всех рассматриваемых фильмах-сказках главными героями являются школьники, которым необходимо что-то в себе исправить. Через тернистый путь приключений, который, что важно, они проходят не в одиночку, их сознание и поведение меняются и приближаются к идеалу. Был трусом? Значит, к концу фильма обязательно станешь храбрецом и молодцом. Была растяпой и замарашкой? Подожди, в финальном кадре обязательно всё окажется иначе. На это и была нацелена мораль фильма: любой ребенок может исправиться и стать достойным членом общества. Но каким же он должен быть, этот идеальный школьник? В фильмах-сказках школьники часто изображались как добрые, честные и преданные друзья, готовые преодолевать любые трудности ради поставленной цели. Эти качества раскрываются не сразу, а по ходу повествования фильма.
 
Заколдованные школьники вместе решают загадку. Кадр из фильма "Сказка о потерянном времени".
 
Образ обычных советских школьников в фильмах-сказках был продуман так, чтобы постепенно раскрывать их моральные качества. Ребята часто были изображены как справедливые и щедрые дети, готовые помочь другим и бороться за справедливость. Экранные школьники не строят планы о завоевании мира и не мечтают стать богатыми и знаменитыми. Вместо этого они стремятся быть хорошими людьми, помогая другим и выполняя добрые дела, а сказочные приключения им в этом только помогают.

Оля и Яло освобождают Гурда. Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"
 
Кроме того, образ школьников в советских сказочных фильмах часто отражал идею групповой солидарности. Ребята образовывали сильные дружеские коллективы, где каждый из них находил свое место. Они вместе решали проблемы, преодолевали трудности и искали приключения. Использование такой сюжетной линии строилось на идее того, что солидарность и поддержка друг друга являются ключевыми факторами для достижения счастья и успеха. Так, в "Приключении жёлтого чемоданчика" незнакомые друг другу ребята отправились в путь, чтобы предотвратить возможную беду, а Оля и Яло из "Королевства кривых зеркал", рискуя жизнью, спасли Гурда. В "Сказке о потерянном времени" дело обстоит немного иначе. Совместный пройденный путь — главное условие преображения школьников. Только вчетвером они могут победить злых волшебников, вернуть свою молодость, а заодно и стать лучшими версиями себя.
        

Дом, милый дом
 
Простая советская квартира в советских фильмах-сказках представляла собой не только место жительства главных героев, но и некую метафору уютного семейного гнезда, символ счастья и благополучия. Одной из основных особенностей квартиры в сказках была скромность интерьера, отражающая принципиальность и непритязательность советского образа жизни. Вспомните начало "Королевства кривых зеркал": большой коридор, в котором практически нет мебели. В остальных комнатах — только самое необходимое советскому гражданину.
 
Квартира Оли. Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"
 
Простая советская квартира в фильмах-сказках также отражала идеологические принципы равенства и справедливости. Жилище было представлено в доступном облике и было приближено к повседневной реальности рядовой советской семьи (приближено, потому что главенствующее жилье советских граждан, коммуналку, показывали редко и в основном сатирически, то есть не в детских картинах). Отдельная, но аскетично обставленная квартира вызывала теплые чувства у зрителей, которые узнавали в ней либо свой собственный дом, свою семью и свою жизнь, либо же свою мечту о нем (ведь многие стояли в очередях на улучшение жилищных условий!). Особенно важным узнавание было для детей. Представим, что ленивый мальчик видит на экране точно такого же мальчика. Мало того, экранный школьник еще и живет в такой же квартире!.. "Неужели неприятности, случившиеся со сказочным героем, могут произойти и со мной?" — подразумевалось, что такая мысль может проникнуть в голову советского ребёнка и стать движущей силой его самодисциплины и совершенствования.
 

Эффект волшебства
 
В сюжете каждой сказки обязательно присутствует какое-то чудо чудесное, некая волшебная составляющая. Советская фильмография, будь то экранизация фольклорных мотивов или же оригинальных сценариев, представляет волшебство "от противного": ничто никогда не случается само по себе. В основе советской идеологии лежали материалистические учения, полностью отвергающие фатализм, существование каких-либо поверий, потусторонних сил, что выражалось в отречении от религии. Ответственность за каждое своё действие нёс именно человек, без намёка на какие-то силы свыше.

Поэтому в советских фильмах-сказках эта идея становилась ключевой и сюжетообразующей. Девочкам из "Королевства кривых зеркал", попавшим в полностью заколдованный мир, нужно с помощью правды и доброты избавиться от зловещих чар. Все кривые зеркала в королевстве показывали людям неправду, избавляя его жителей от ответственности за происходящее вокруг и показывая им то, что они хотели бы видеть. А королевская элита, будучи олицетворением образов самых неблагородных животных, для удержания власти поддерживает изготовление кривых зеркал и карает всех, кто отказывается подчиняться.
 
Министры королевства Абаж и Нушрок. Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"
         
В фильме "Сказка о потерянном времени" волшебные силы тоже сразу изображаются в роли четырёх коварных стариков, которые хотят отнять у юных школьников их молодость. Волшебный "песок времени" они подметают возле ребят, пока те бездельничают на улицах города вместо уроков в школе. Можно ли сказать, что здесь волшебство отражает справедливость? Определённо, да. Здесь магический эффект как раз позволяет ребятам понять, что они делают не так, и носит воспитательный характер. Именно такими глупыми, несерьёзными и безответственными ребята выросли бы, продолжая бить баклуши и впустую тратить своё время. Но, как и в "Королевстве кривых зеркал", здесь волшебные чары работают против самих злодеев, а справедливость берёт верх над корыстными мотивами.
        
Иная ситуация нас застаёт в фильме "Приключения жёлтого чемоданчика". Весь волшебный эффект здесь сосредоточен в лекарствах Доктора, который лечит детей от "всех" болезней, с точки зрения медицины абсолютно выдуманных. В кабинете Доктор изобретает лекарства от "злости, коварства, зависти, грубости, трусости, глупости, грусти и вранья". Но самое сильнодействующее средство Доктор хранит в сейфе под замком — лекарство для храбрости, сделанное в виде конфет.
 
Лекарства Доктора. Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика"
 
Именно вокруг этих конфет и сосредоточено повествование в фильме. Маленький мальчик Петя, всю жизнь страдавший от трусости, должен был вылечиться с помощью волшебного лекарства, однако оно пропало из чемоданчика Доктора, за весь фильм так и не дойдя до пациента. Во время увлекательного путешествия Пети с девочкой Томой он замечает у пассажиров в троллейбусе советские медали "За отвагу" и "За спасение утопающих", а из окна ему виднеются афиши фильмов "Смелые люди" и "Семеро смелых". Это мотивирует мальчика в итоге преодолеть свой страх и даже защитить подругу от хулиганов. Сама Тома, кстати, была вечно грустным и плачущим ребёнком, но в конце фильме она всё-таки начинает улыбаться и смеяться при виде миленьких цирковых собачек.

Что же это доказывает? Волшебное действие лекарств Доктора не нужно детям, которые сами хотят избавиться от своих проблем путём перевоспитания. Внешние обстоятельства заставляют детей в советских фильмах совершать героические поступки без влияния каких-либо магических средств. В этом и суть любой советской сказки — никто вместо тебя не избавится от твоих проблем. Здесь вспоминается цитата из русифицированной версии "Интернационала" (перевод Аркадия Коца), которая подтверждает этот тезис:
 
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
 
Именно эта идея воспевается в сюжетах советских фильмов-сказок, с помощью которой детей пытались воспитать самостоятельными, ответственными, честными и добрыми людьми. Получилось это или нет — каждый "рожденный в СССР" сам может ответить на этот вопрос.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Странствия Горького. Спектакль "По Руси".
Любовь и смерть в Вероне
XVI Международный музыкальный фестиваль колесит по Ярославщине

В Москве

Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть