О начале карьеры
Жил я в Казани, как и большинство, планировал закончить школу и поступить в местный вуз, чтобы в дальнейшем заниматься какой-то нормальной профессией. Мир кино казался тогда чем-то далёким и недостижимым, и я не думал о том, что когда-нибудь попаду туда. Закончив физико-математическую школу, я поступил в КФУ на программиста, занимался моделированием математических процессов в экономике, с первого курса подрабатывал по специальности. Казалось, что всё в моей жизни было уже решено и распланировано, но тут вмешался случай. Однажды вечером я шёл с работы и встретил знакомого, который рассказал, что хочет сделать телевизионную передачу на компьютерную тему, и как раз находится в поиске программиста. Уже на следующий день я пришёл на съёмки, встал в кадр, наговорил что-то по вдохновению. Монтажёр потом из этого всего собрал нечто очень неплохое. И понеслость... Мы начали писать сценарии для этих передач, пришли к созданию рубрик, а я сам постепенно из кадра стал выходить. Позднее меня попросили сделать рекламный ролик, потом ещё какой-то фильм.
После окончания института меня пригласили на татарстанский канал ТНВ. Но уже очень скоро я понял, что просто создавать телепередачи мне мало. Следующим шагом был сериал "Любовь по заданию" в 2004 году. Он прошёл на телевидение, его купил крымский канал, мы получили приз евразийского телефорума. Сейчас я показываю его студентам как пример того, что делать не надо, но тогда именно с него всё и началось: мы начали ездить на фестивали, были поездки в Москву, знакомства с продюсерами и известными людьми... Первым моим фильмом, фактически дебютом в кино, был документальный проект "Песня, которой не слышно".
О жанрах кино и об ужасах
"Казанская киностудия" всегда занималась только производством документалистики. Мне в какой-то момент захотелось заниматься чем-то другим, например, зрительским кино с интересными историями и яркими картинками. Больше всего мне всегда нравился "саспенс", который характерен и для фильмов ужасов, которые интересовали меня с детства.
Ещё одной причиной обратиться к жанру ужасов стала борьба за зрителя. Молодые люди, которые ходят в кинотеатры, предпочтут социальной драме жанровое кино – комедии, приключения, ужасы. Мы сняли комедию "Семейные хлопоты" о русско-татарской семье. Её взяли в прокат.
Дело в том, что должен быть какой-то аргумент, чтобы в кинотеатре человек пошёл именно на татарстанский фильм: либо в нём должно быть то, чего не предложат остальные – акцент на национальные особенности, например, либо это должен быть жанр, в котором мы можем конкурировать с москвичами и американцами на равных. И вот таких жанров два – комедия и ужастик. И смешно, и страшно можно сделать за миллион долларов, а можно за три копейки. Снятый за десять миллионов ужастик может быть более зрелищным, но менее страшным, а снятый за три копейки – наоборот. Для такого жанра главное – идея.
О проектах и источниках вдохновения
На XI Международном фестивале мусульманского кино 2015 года при участии нашей команды – "Школы авторского кино" – была организована киномастерская, в рамках которой за шесть дней мы создали короткометражный фильм. Такой необычный формат экспресс-мастерской, "воркшоп" (workshop), впервые появился на международных кинофестивалях и кинофорумах ещё в середине прошлого века. Суть его очень проста: группа кинематографистов за несколько дней создаёт короткометражный фильм, проходя через все ступени производства: разработку сценария, кастинг, съёмки, монтаж, озвучку, цветовую коррекцию и так далее. При этом само производство фильма превращается в шоу: любой желающий может прийти и своими глазами увидеть все этапы создания картины, причём члены съемочной группы объясняют все свои действия и отвечают на вопросы. Более того, посетители проекта могут сами принять участие в съёмках в качестве членов команды, и их имена, разумеется, будут указаны в титрах.
Тогда в рамках мастерской мы выбрали атмосферный фильм ужасов. Для него не нужно было никаких спецэффектов. Мы назвали фильм "Плёнка", потому что главная героиня приносит плёнку подруге, которую та ставит в пустом кинотеатре. В этой короткометражке акцент решено было сделать на пугающую неизвестность. Жуткая атмосфера и мрачное настроение проявляются уже с первой минуты: зритель видит, как к девушке подбирается некто страшный без лица – оно закутано в чёрную мешковину. Мы решили, что зритель должен сам предположить, что скрывается за мешком. Концовка этого фильма тоже осталась размытой. Мы не показали девушку, лежащую в луже крови, всё обрывается на встрече с этим страшным существом. Зритель додумает всё сам и, возможно, испугается собственной фантазии.
Несколько месяцев назад наша команда завершила работу над полнометражным фильмом – сказкой с фантастическими и ужасными элементами под названием "Водяная". Сюжет следующий: двое детей приезжают в деревню к родственникам, и их маму похищает героиня местного фольклора, ведьма, которая живет в озере. Водяная – это не просто монстр, который нападает на людей. Несмотря на то, что она не произносит ни одного слова, в её образе заключён определенный драматургический смысл, а у всех её поступков есть чёткие мотивы.
В этом фильме мы используем шоустоперы (в основном, это разные появления Водяной), чтобы напугать зрителя. Если эти "остановки" убрать, то получится чистая драма. Так, в соответствии с особенностями сюжета, можно выделять разные виды ужасов: ужастик-мелодрама, ужастик-комедия, ужастик-боевик и так далее.
Идея проекта "Водяная" пришла из этнографических очерков Каюма Насрыри, одного из знаменитых татарских писателей. Местный национальный фольклор – отличный источник вдохновения. Мистические истории и легенды языческих народов, тех же татар, мари, чуваш и других полны незнакомых зрителю ужасов, которые в силу новизны и уникальности смогут напугать.
О сложностях на съёмках
Как правило, самое сложное на площадке – сохранение хороших взаимоотношений между всеми участниками процесса. Важно, чтобы каждый чувствовал ответственность и вовлечённость в процесс, несмотря на то, что могут быть самые разные условия, в том числе и погодные.
Вопросы технической стороны – особая история. Например, чтобы Водяная словно шла по воде, нужны были специальные подмостки. Вначале их построили так, что они попадали в кадр. Пришлось спускаться нескольким водолазам, чтобы обтянуть их вельветовой фиолетовой тканью, только так они стали незаметны. Для того, чтобы ведьма летела, нужен был кран со стрелой, а героиня – актриса, а не каскадёр, она боится. В условиях жуткого холода художникам приходится перешивать костюм, чтобы под него влез гидрокостюм и каскадёрский жилет…
Свои сложности могут быть и при отборе актёров, с которыми я не работал раньше, потому что в съёмочной группе должны быть те люди, на которых я точно могу положиться. Мы стараемся создавать все удобства на площадке, но важно, чтобы участники кинопроизводства были надёжными людьми. Основной состав группы со мной больше 10 лет, а остальные – студенты нашего института, которым я могу доверять, потому что их способности заранее мне известны.