Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 октября 2023 14:10

Оппенгеймер – "признание нашло героя"

Специально для "Ревизора.ru".

Фильм "Оппенгеймер". Русский трейлер. Фото: rutube.ru
Фильм "Оппенгеймер". Русский трейлер. Фото: rutube.ru

Мировой хит этого сезона – несомненно, лента Кристофера Нолана (Престиж", "Начало". "Темный рыцарь") "Оппенгеймер" – трехчасовая биография знаменитого американского физика, отца атомной бомбы (несмотря на то, что она официально так и не вышла на российские экраны, фильм оказался просмотрен достаточно широко, и рецензии появились, в том числе, на профессиональных ресурсах, например, на "Киноафише"). Своим видением фильма с "Ревизором.ru" поделился наш постоянный автор, писатель Михаил Гундарин.

Кто не знает, Роберт Оппенгеймер, руководитель "Манхэттенского проекта" по созданию ядерной бомбы, впоследствии сильно переживал по поводу ядерного оружия, за что его преследовала американская бюрократия. Вот об этом, собственно, и фильм – о создании Бомбы и переживаниях Оппенгеймера. Но есть нюансы.
 
Начнем с моментов, где плюсы однозначны и мастерство Кристофера Нолана находится на высочайшем уровне. Во-первых, сценарий. Может быть, это вообще лучшее, что написано за последние годы, абсолютная новая классика: Нолан изящно, но твердой рукой завязывает сюжетные узелки, которых поначалу так много, что, кажется, запутаться в них рискует и сам зритель, и автор. А потом одним движением руки все они развязываются, и повествование предстает четким и логичным, при всей масштабности!
 
Во-вторых – Киллиан Мерфи в заглавной роли со сложной системой мимики и жестов, основанной, видимо, на постоянной работе разума великого ученого. Говорят, некоторые режиссеры для изображения процесса мышления  персонажа  заставляют актеров читать стихи (про себя). Ну, в таком случае Мерфи их читал явно на санскрите (про санскрит в фильме тоже есть). Природная выразительность его лица, помноженная на многолетний киноопыт, здесь получила мощную подпитку, опору от режиссера-интеллектуала. Впрочем, хороши и другие актеры, умело создающие фон главному герою – но не в статике, стоя и маша руками, а двигаясь как бы синхронно с ним, однако все же на заднем плане. Этакое движение атомов. Назову тут Мэтта Деймона в роли генерала, окормляющего атомный проект, и Роберта Дауни-младшего в роли интригана Штраусса.


Кадр из фильма "Оппенгеймер". Фото: ru.ihorror.com.
 
Прекрасно визуальное решение фильма – и скучные тона лабораторий, и контрастные им невыносимо яркие тона картин атомных катастроф, преследующих Оппенгеймера в видениях. А в чем нюансы? Вот в чем: следует учитывать, что этот фильм снят с сугубо американской точки зрения. Поэтому содержит различные умолчания и смещения акцентов в показе создания сверхоружия. "Оппенгеймер" полон патриотизма и гордости за страну, являясь мощным пропагандистским оружием. При его популярности во всем мире – особенно. Да и логика сюжета вот какова: слегка пострадав от бюрократов-консерваторов, преданный работник американского ВПК получает награду из рук самого Дж.Ф. Кеннеди, кумира американских либералов всех поколений. Он-то разглядел, что Оппенгеймер при всей его рефлексии является истинным патриотом и молодцом. В общем, признание нашло героя не через "бояр", а сразу через "царя", совсем как в старых советских фильмах.
 
Как-то от Нолана ожидаешь более общечеловеческого (то есть, менее американистого) взгляда. С другой стороны, чего мы хотели от американского киношника, пусть и очень талантливого?
 
Хочется сказать банальность: надо ответить Голливуду нашим патриотическим кино. Но вот здесь точно есть нюанс: не то, чтобы патриотических фильмов в России было мало. Их много, есть неплохие. Однако как Нолан (и даже близко) снимать у нас никто не умеет. А это все же другой вопрос...
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть