В тексте законопроекта говорится, что он написан "с целью унификации требований к демонстрации фильмов в кинозалах и на аудиовизуальных сервисах с учетом положений Указа президента "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Документ обязует владельцев аудиовизуальных сервисов соблюдать российские закон о недопустимости показа фильмов без прокатного удостоверения. А основанием для отказа в выдаче последнего может служить контент, отрицающий или дискредитирующий традиционные российские духовно-нравственные ценности.
Член Комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин, один из разработчиков новации, говорит о неоднозначном толковании в законе деятельности аудиовизуальных сервисов. По его мнению, законопроект эту двусмысленность снимет: под термином "показ" станут понимать и трансляцию фильма на легальных онлайн-платформах. При этом онлайн-кинотеатры окажутся перед необходимостью чтить закон о защите нравственных ценностей.
Эксперты видят слишком много различий между обычными и онлайн-кинотеатрами, чтобы унификация подходов стала реальностью. Например, сразу видно, что за пределы действия законопроекта выходят видеохостинги, иностранные сервисы и пиратские ресурсы. Имеются в виду RuTube, "VK Видео", YouTube, Netflix (покинувший российский рынок), Apple TV (работающий в России) и им подобные. При этом сервисы, уже работающие в правовом поле, могут испытывать сложности после вступления новшества в силу. В частности, ввод прокатных удостоверений может стимулировать рост цен на онлайн-подписки.
Другое различие касается объемов транслируемого контента. В пресс-службе "Кинопоиска" обратили внимание на то, что система прокатных удостоверений для офлайн-кинотеатров разработана в 1996 году и с тех пор не совершенствовалась. Документы подаются на бумаге, фильмы на флешке, а процесс выдачи разрешения занимает недели. Эта система годится для кинотеатров, где выходит около 500 фильмов в год, но не подходит для стримингов, где в год появляется несколько тысяч новинок.
Также в "Кинопоиске" говорят, что лишь у части контента онлайн-кинотеатров имеются прокатные удостоверения, в основном у фильмов, что шли в прокате. Львиная доля контента разрешений не имеет. Если онлайн-кинотеатры прекратят показывать кино без прокатных удостоверений, то зрители не увидят легальные копии российских и зарубежных кинопродуктов. Использование этой системы сильно "замедлит" работу сервисов. А у пиратов таких проблем не возникнет.
В онлайн-кинотеатре Start отметили, что в течение 2023 года семь онлайн-платформ выпустили больше двухсот фильмов и приучили зрителя к "двухнедельному" графику появления новинок. Сможет ли действующий порядок справиться с таким объемом? Кроме того, пока сервисы не понимают, как именно технически получать прокатные удостоверения для сериалов: на все сразу или на каждую серию? И для тех сериалов, что уже вышли?..
В пресс-службе Okko назвали прокатные удостоверения для сервисов избыточным механизмом контроля содержания каталогов и намекнули на бюрократизированность этого процесса. На рынке онлайн-кинотеатров опасаются, что Минкультуры не справится с новым объемом работы. Для выдачи огромной массы прокатных удостоверений придется раздувать штаты, финансируемые из федерального бюджета. В итоге экономическая цепочка замкнется опять на рядовом пользователе.
Глава ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин сказал: думская инициатива удивляет на фоне того, что ранее там же принят законопроект, освобождающий от прокатных удостоверений телевидение. Он же напомнил, что аудиовизуальные сервисы подчиняются тем же правовым ограничениям, что и СМИ, и давно исполняют установленные запреты. У Роскомнадзора есть инструменты слежения и оперативного реагирования на запрещенный контент аудиовизуальных площадок. За появление таких сюжетов ведомство вправе потребовать от владельца сервиса прекратить их транслировать. За неисполнением следует штраф в границах от 600 тысяч до 1 миллиона рублей.
Иными словами, отрасль надеется, что её представителей позовут на обсуждение целесообразности инициативы и окончательной редакции закона.